Конкурентноспособность продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурентоспособности……………………………………………..4
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров………………...8
2.1 Качество, как фактор конкурентоспособности продукции………………..8
2.2 Цена, как фактор конкурентоспособности продукции…………………….9
3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции……….12
3.1 Качественные и стоимостные показатели конкурентоспособности……..13
3.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции……………………..15
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

konkurentosposobnost (1).docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность — это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Что же интересует его при выборе товара?

Анализ конкурентоспособности как раз и призван, прежде всего, выявить те параметры товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.

Во-первых, это параметры, в которых отражается качество и полезность товара с учетом социальных, функциональных, эргономических, эстетических, экологических и других потребительских свойств. Ведь для того, чтобы товар был пригоден для удовлетворения потребности и представлял интерес для покупателя, он должен обладать набором соответствующих параметров. При этом согласно маркетинговой концепции особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому, в принципе, безразличны его технические характеристики, но важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную потребность или разрешить стоящую перед ним проблему.

Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его свойств с условными характеристиками прогнозируемой потребности.

Во-вторых, стремясь к приобретению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может абстрагироваться от затрат, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Поэтому для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами. При этом следует исходить из того, что для покупателя покупка означает только обязательное условие, исходный пункт начала процесса удовлетворения потребности, который представляет собой акт не единовременный, а занимает определенный (иногда весьма длительный) период.

Для многих товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.

3.1 Качественные и стоимостные  показатели конкурентоспособности

Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:

  • качественные;
  • экономические.

Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:

  • показатели, используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;
  • показатели, используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.

Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Состав и структура экономических показателей определяются назначением изделия, уровнем качества, социально- экономическим положением потребителя, наличием услуг и другими факторами .

 

3.2 Методы оценки конкурентоспособности  продукции

Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы.

1. Критерием для определения  конкурентоспособности товара является  его цена потребления, которая  определяется по формуле 

Цп = Цпр + Ип (1)

где Цп - цена потребления;

Цпр - цена приобретения;

Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле

Ипер = (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн (2)

где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А - годовая величина амортизации;

Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн - нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности учитываются косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления).

2. При определении конкурентоспособности  товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации .

3. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

где КП — комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкурентоспособным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность одинакова.

 

В общем, для повышения конкурентоспособности продукции на предприятии необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Обеспечение приоритетности на рынке за счет технико-экономических и качественных показателей продукции.
  2. Учитывать требования покупателей к изменению качества и характеристик продукции.
  3. Выявлять и использовать потенциальные качества продукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами.
  4. Анализировать преимущества и недостатки товаров-аналогов конкурентов и использовать эти результаты для поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.
  5. Изучать и анализировать мероприятия конкурентов по повышению конкурентоспособности и разрабатывать контрмер, дающий преимущества предприятию.
  6. Расширять модификации продукции за счет улучшения их характеристик (дизайн, надежность, функциональная полнота, экономичность в эксплуатации и т.д.).
  7. Выявлять ценовые преимущества конкурентов и их компенсацию (виды скидок, сроки и объем гарантии, сервис и т.п.).
  8. Расширять сферы применения (в том числе проектных).
  9. Расширять диапазон условий работы (эксплуатации) продукции.
  10. Дифференцировать продукцию с учетом предпочтений показателей (по качеству, цене, характеристикам и др.).
  11. Воздействовать непосредственно на покупателя путем создания временного дефицита новых и более совершенных товаров, ведение активной рекламной компании, создание предпочтительных экономических условий продаж.
  12. Разработать стратегию по снижению или избеганию коммерческого риска
  13. Внедрять в производство более новое и совершенное оборудование и технологии.
  14. Повышать качество рабочей силы за счёт: повышения квалификации, ротации, переобучения, получения вторых профессий…
  15. Использовать новые информационные технологии, Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из проведенного анализа по исследуемой теме, можно сделать следующие выводы и предложить следующие мероприятия:

1. Под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

2. Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров и услуг:

  • качество товаров и услуг;
  • цена товаров и услуг;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • доступность источников финансирования.

3. Конкурентоспособность более  полно раскрывается через систему  показателей, среди которых выделяются:

  • качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность,
  • экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара.

4. Одним из основных методов  повышения конкурентоспособности  продукции на предприятии является  известность фирмы – реклама.

Электронная реклама придает всей рекламной деятельности новое измерение: с помощью Интернет вы получаете возможность передавать свои рекламные объявления на компьютеры целевых групп потребителей в режиме реального времени.

5. Для повышения конкурентоспособности  предприятия нужно совершенствовать  технико-технологическую организацию  производства на предприятии 

6. Необходимо снизить цены на  изделие. Одним из способов снижения  цены на продукцию является  применение скидок. Использование  скидок обусловлено рядом причин: усиление спроса в период его  спада, помогает управлять конечной  продажной ценой, стимулирует клиентов  к приобретению больших партий.

Также необходимо снижать энергозатраты на производство, путем более экономичного использования и модификации оборудования, что снизит потребление электроэнергии.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. А.И. Ильин. Экономика предприятия: М.: «Новое знанаие», 2003. 677с.
  2. Дурович А.П. Д84 Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997. С. 209-216.
  3. Маркетинг: теория и практика: Учеб. Пособие / Г.Я. Кожекин, В.Я. Стариков, В.Б. Зубик, С.Г. Кожекина; Под общ. ред. Г.Я. Кожекина. Магазин для экономиста НПЖ «Плюсминус», 1993. С. 41 – 44.
  4. О методах расчёта конкурентоспособности // 1988 г. № 110, 17, 09 – 4с.
  5. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. №2 (51), 2000. С.23-26 .
  6. Александрович Я.М. /Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции// Экономический бюллетень. 2006. - №7. с. 86-98.
  7. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.а. Зайцева и др.; Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. Мн.: Высшая школа, 2003. 383с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. /Пер. с англ. под ред. Л.А.Волковой. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000. 752с..
  9. Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества. / 2000, №12, с.56 – 60.
  10. Р.А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2005 – 504 с.

Информация о работе Конкурентноспособность продукции предприятия