Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..4
1.1.Понятие законодательного процесса………………………………………...4
2.2. Основные стадии законодательного процесса……………………………..4
3. Глава 2. Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование……………………………………………..7
2.1 Конституционно-правовое регулирование прохождения законопроектов в российском парламенте…………………………………………………………..7
2.2 Основные проблемы и совершенствование законодательной деятельности в РФ……………………………………………………………………………….15
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

законодат процесс.docx

— 40.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..4

1.1.Понятие законодательного  процесса………………………………………...4

2.2. Основные стадии законодательного  процесса……………………………..4

      3. Глава 2. Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование……………………………………………..7

2.1 Конституционно-правовое регулирование прохождения законопроектов в российском парламенте…………………………………………………………..7

2.2 Основные проблемы и совершенствование законодательной деятельности в РФ……………………………………………………………………………….15

       4. Заключение………………………………………………………………..18

       5. Список литературы……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная  с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит  задача укрепления его правовой основы.

Рассматривая вопросы  законотворческой деятельности в современных  условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового  государства в России и попытки  ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законодательный  процесс в Российской Федерации.

 

1.1.Понятие законодательного процесса.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона.

Существует три вида законов  Российской Федерации: федеральные  законы (обыкновенные законы), федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ. Обыкновенные законы принимаются по широкому кругу вопросов (например, законы о противодействии политическому экстремизму или об обороте сельскохозяйственных земель 2002 г.). Конституционными законами в России называются те, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ по определенным вопросам, они детализируют конституционные положения (например, о референдуме, о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы принимаются большинством не менее 3/д голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/з голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Содержание законов о поправках видно из их названия. Они (кроме поправок к главам 1, 2 и 9, в отношении которых законы не могут быть приняты) принимаются по процедуре конституционных законов, но затем подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем 2/з субъектов РФ. Все три вида законов принимаются по разным процедурам, которые объединяются термином «законодательный процесс».

 

 

2.2. Основные стадии законодательного процесса.

Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Законодательный процесс  состоит из нескольких этапов или  стадий, каждая из которых играет в  нем вполне определенную роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная  инициатива. Право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству России и законодательным  органам субъектов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно  ограничивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.

Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Государственную  Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных  займов, изменения финансовых обязательств государства, могут быть внесены  только при наличии заключения Правительства  РФ. Такое же заключение требуется  и для законопроектов, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законопроекта  к рассмотрению и обсуждение его  в Государственной Думе. Вся подготовительная работа проводится в соответствующих  комитетах, комиссиях и других рабочих  органах, создаваемых для этого  в нижней палате. Обсуждение законопроекта  проводится на пленарных заседаниях Государственной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта  государственного бюджета предусматривается  четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычного закона требуется большинство голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы, "если иное не предусмотрено  Конституцией Российской Федерации" (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных  конституционных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта  и его принятии или отклонении.

Согласно Конституции  РФ принятые нижней палатой федеральные  законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верхнюю  палату. Федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней.

Для принятия федерального конституционного закона требуется  не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации.

В тех случаях, когда федеральный  закон отклоняется Советом Федерации, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную комиссию для  преодоления имеющихся разногласий. После завершения работы комиссии федеральный  закон должен быть повторно рассмотрен Государственной Думой с учетом мнения комиссии.

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  она может также повторно рассмотреть  данный закон в его прежней  редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное  большинство - не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной  Думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародования Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон.

Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установленном  порядке вновь рассматривают  данный закон. Для его принятия в  прежней редакции при повторном  рассмотрении требуется не менее  двух третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон  подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 

 

 

Глава 2. Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование

 

2.1 Конституционно-правовое регулирование прохождения законопроектов в российском парламенте

Конституционно-правовое регулирование  прохождения законопроектов в российском парламенте в полной мере раскрыто в 5 главе Конституции РФ: Федеральное  Собрание.

Как известно, парламент  РФ или Федеральное Собрание –  является представительным и законодательным  органом Российской Федерации.[8]

Прохождение законопроектов в российском парламенте  осуществляется путём их первоначального внесения на предварительное рассмотрение. Согласно ст.104 (ч.1) Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной  инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

В соответствии с Регламентом  Государственной Думы право законодательной  инициативы осуществляется в форме  внесения в Государственную Думу:

а)  проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов;

б)  законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательств Союза ССР;

в)  поправок к законопроектам.

При этом следует иметь  в виду, что не все субъекты, перечисленные  в ст. 104 (п. 1) Конституции РФ имеют  право вносить проекты законов  Российской Федерации о поправках  к Конституции РФ. Круг этих субъектов  определен ст. 134 Конституции РФ. К ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной  Думы.

Регламентом Государственной  думы предусмотрены требования к  законопроекту, в случае несоблюдения которых Совет Государственной  Думы вправе  вернуть законопроект автору законодательной инициативы.

Так, при внесении законопроекта  в Государственную Думу субъектом  права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка  к законопроекту, содержащая предмет  законодательного регулирования и  изложение концепции предлагаемого  законопроекта;

б) текст законопроекта  с указанием на титульном листе  субъекта права законодательной  инициативы, внесшего законопроект;

в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию  утратившими силу, приостановлению, изменению дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое  обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства  РФ (в случаях, определенных ст. 104 (ч. 3)  Конституции РФ). Такие заключения обязательны по законопроектам о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Одновременно Совету Государственной Думы предоставляется право в случае, если такое заключение не представлено, самостоятельно направлять такие законопроекты вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство РФ.

Если законопроект не соответствует  вышеуказанным требованиям, Совет  Государственной Думы может возвратить законопроект инициатору для выполнения указанных требований. После их выполнения субъект права законодательной  инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.  Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

а) o сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных его положений;

б) о признании утратившими  силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или  отдельных их положений в связи  с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

в) о приведении Президентом  РФ и Правительством РФ своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом  или федеральным законом.

Законопроект считается  внесенным в Государственную  Думу со дня его регистрации в  Управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы, где  заводится электронная регистрационная  карта. В электронной регистрационной  карте фиксируются сведения о  законопроекте и сроках его поступления  в Государственную Думу, о прохождении  законопроекта в Государственной  Думе, об одобрении Государственной  Думой федерального конституционного закона или принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов  Советом Федерации и Президентом  РФ.

Информация о работе Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование