Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации…………..4
1.1.Понятие законодательного процесса………………………………………...4
2.2. Основные стадии законодательного процесса……………………………..4
3. Глава 2. Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование……………………………………………..7
2.1 Конституционно-правовое регулирование прохождения законопроектов в российском парламенте…………………………………………………………..7
2.2 Основные проблемы и совершенствование законодательной деятельности в РФ……………………………………………………………………………….15
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

законодат процесс.docx

— 40.68 Кб (Скачать файл)

Другая проблема - это  модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем  законодательстве, а также законов  и подзаконных нормативных актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов  общеправового характера, который должен регулироваться исключительно на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

Многие законы, которые  создаются с огромными интеллектуальными  и психологическими затратами не работают, парализуя всю правовую систему, все три власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный  перечень трудностей законотворческого  процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Для совершенствования законодательной  деятельности, во-первых, на мой взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным разработка проекта группой  ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие законопроекты на всенародное  обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в законопроекте.

Совершенствование законодательной  деятельности заключается в обеспечении  четкости осуществления всех стадий законодательного процесса его участниками, чему способствовало Постановление  Конституционного Суда о толковании ст. 107 Конституции РФ[10]. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума по-разному интерпретировали конституционные положения о "принятом федеральном законе" и порядке его направления Президенту для подписания и обнародования.

Так же постановление имеет  серьезное значение для разрешения на практике вопроса о пределах полномочий Президента (включая те, которые  прямо не прописаны в Конституции), связанных с обеспечением конституционной  законности, в том числе соответствия процедуры принятия законов палатами Федерального Собрания установлениям  Конституции РФ.

Решение Суда вносит новое  понимание в особенности реализации стадий законодательного процесса, воплощение конституционных принципов разделения и согласованного функционирования ветвей власти на федеральном уровне. Развивается понимание места  и роли Президента как гаранта  Конституции применительно к  законодательному процессу: включается в понятийный аппарат российского  конституционного права понятие "вето Президента", а также вводится новое, ранее не известное науке  и практике понятие "возвращение  Президентом принятого Федеральным  Собранием федерального закона без  рассмотрения". Данное Конституционным  Судом толкование Основного закона позволило упорядочить законодательную  процедуру в российском парламенте, достаточно определенно установив  права и обязанности участников законодательного процесса. Официальное  разъяснение положило конец конфликту  между Президентом и палатами Федерального Собрания относительно прав и обязанностей сторон на стадии подписания и обнародования Президентом принятых федеральных законов.

Одним из важных условий  совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных  актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в  отрасли знания, именуемой законодательной  техникой.

 

Заключение 

1) в узком значении — урегулированный  Конституцией РФ и регламентами  палат Федерального Собрания  РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных  законов. Законодательный процесс в этом значении идентичен понятию законодательной процедуры (процедуры в значении «макропроцедуры», объединяющей совокупность конкретных, или «микропроцедур», связанных с разработкой, обсуждением и принятием законов);

2)в широком значении — совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов, а также соответствующих этим процедурам действий участников законодательного процесса.

В широком смысле законодательный  процесс может быть представлен  не только как набор процедур «производства» законов, но и как само это «производство» или деятельность — система взаимосвязанных  и объединенных единым замыслов правотворческих  действий законодателя. В этом значении законодательный процесс есть длящийся во времени процесс, который распадается  на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования законов, урегулированных  нормами конституционного права  таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа  позволяет перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко  оговорены процессуальными нормами  конституционного права. Игнорирование  какой-либо из стадий либо пренебрежение  процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве.

Конституцией  РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие  стадии законодательного процесса:

1) подготовка законопроекта и внесение  его в Государственную Думу (т.н.  стадия законодательной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в Государственной  Думе с последующим принятием  либо отклонением его (полностью  или частично);

3) одобрение Советом Федерации  принятого Государственной Думой  закона либо отклонение его;

4) подписание закона либо его  отклонение (применение вето) Президентом  РФ;

5) опубликование закона. Наряду с  основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклонённого Президентом закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ)
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005
  3. Конституционное (государственно) право России – Дорохов Н.И., Чихладзе А.Т. – Часть 2, учебно-методический курс, 2004
  4. Википедия – Законодательный процесс
  5. Правоведение – Марченко М.Н., §5 Законодательный процесс: понятие, основные стадии
  6. Уголок студента – Законодательный процесс. Виды законов и понятие законодательного процесса

 


Информация о работе Конституционно-правовые основы законодательного процесса, проблемы и его совершенствование