Контрольная работа по « Экономика отраслей АПК »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Общая площадь сельскохозяйственных угодий России на начало 2000-х годов составляла 190 млн. га (11% территории страны). В структуре сельскохозяйственных угодий преобладает пашня - 60%, на долю пастбищ приходится 29%, сенокосов - 11%. Размещение сельскохозяйственных угодий носит зональный характер: в общей площади сельхозугодий наибольшая доля пашни наблюдается в лесостепной зоне, пастбищ - в степной зоне, сенокосных угодий - лесной (Нечерноземной) зоне

Содержание

1. Размещение сельского хозяйства по экономическим районам. 3
2. Дифференциация продуктов сельского хозяйства, поступающих на рынок. 7
Реклама и другие источники информации о рыночных продуктах.
3.Виды издержек. Общественные и индивидуальные издержки. 11
Внешние и внутренние издержки. Вмененные издержки.
4.Понятие и виды инвестиций. 15
Экономическая и социальная эффективность инвестиций.
5.Понятие инфраструктуры, необходимость ее развития и задачи. 20
Классификация инфраструктуры АПК по основным признакам.
Практическая часть
Задача 2 24
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отраслей апк.docx

— 51.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

 

Контрольная работа

По дисциплине: « Экономика отраслей АПК »

                                                            

 

Выполнила студентка 4 курса

экономического факультета заочного

отделения по специальности:

«Экономика и управление

на предприятии АПК»

Обухова А.Н.

Шифр: 10092

 

 

 


                                                                     

                                                          

                                                  

Чебоксары – 2014

 

 

Содержание

 

Теоретическая часть

1. Размещение сельского  хозяйства по экономическим районам.                            3

2. Дифференциация продуктов  сельского хозяйства, поступающих  на рынок.      7

  Реклама и другие источники информации о рыночных продуктах.

3.Виды издержек. Общественные  и индивидуальные издержки.                             11

Внешние и внутренние издержки. Вмененные издержки.

4.Понятие и виды инвестиций.                                                                                     15

 Экономическая и социальная  эффективность инвестиций.

5.Понятие инфраструктуры, необходимость ее развития и  задачи.                        20

Классификация инфраструктуры АПК по основным признакам.

Практическая часть

              Задача 2                                                                                                                           24

              Список литературы                                                                                                        25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1. Размещение сельского  хозяйства по экономическим районам.

   Общая площадь сельскохозяйственных угодий России на начало 2000-х годов составляла 190 млн. га (11% территории страны). В структуре сельскохозяйственных угодий преобладает пашня - 60%, на долю пастбищ приходится 29%, сенокосов - 11%. Размещение сельскохозяйственных угодий носит зональный характер: в общей площади сельхозугодий наибольшая доля пашни наблюдается в лесостепной зоне, пастбищ - в степной зоне, сенокосных угодий - лесной (Нечерноземной) зоне.

В сельскохозяйственном отношении лучше всего освоены лесостепные и наиболее увлажненные степные районы, а также юг лесной зоны. Степень сельскохозяйственной освоенности убывает по мере продвижения с запада на восток, что связано с более суровым климатом восточных районов страны.

Сельское хозяйство включает две группы отраслей - растениеводство и животноводство с подотраслями: зерновое хозяйство, кормопроизводство, производство технических культур (льноводство, свекловодство и др.), садоводство, овощеводство, скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, прудовое рыбоводство, звероводство и пр.

Растениеводство дает немногим более половины сельскохозяйственной продукции. Эта отрасль является основой сельского хозяйства, так как от ее развития зависит и уровень животноводства.

Зерновыми культурами в стране занято свыше половины посевных площадей России. Основной зерновой культурой в стране является пшеница. Озимая пшеница, как более требовательная к почвам и теплу, возделывается на Северном Кавказе и Центральном Черноземье. Посевы яровой пшеницы сосредоточены в Поволжье, на Южном Урале, в Сибири, Нечерноземье. Менее прихотливая культура - рожь возделывается в районах Нечерноземной зоны России. Ячмень выращивается почти повсеместно, а овес, как влаголюбивая и не требовательная к почвам культура - в лесной зоне. Кукуруза - теплолюбивая культура, поэтому на зерно возделывается в Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и на юге Поволжского экономических районах.

 

 

Основные крупяные культуры - просо, гречиха, рис. Просо в основном выращивают в степной зоне, гречиху как влаголюбивую культуру - в основном в районах Нечерноземья, рис - на орошаемых землях Северного Кавказа, Нижнего Поволжья и в Приморском крае (Дальний Восток).

Основной масличной культурой в стране является подсолнечник. Его выращивают на Северном Кавказе, в Поволжье и Центрально-Черноземном районе. Важная прядильная и одновременно масличная культура - конопля - разводится на Северном Кавказе и в Нечерноземье. Ведущей технической культурой в России является лен-долгунец, который произрастает в Центральном, Волго-Вятском, Северном и Северо-Западном экономических районах. Основные районы посевов сахарной свеклы - Северо-Кавказский иЦентрально-Черноземный. 
Картофель в стране выращивают практически повсеместно, но товарной отраслью картофелеводство является в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном и Западно-Сибирском экономических районах. Основные посевы овощей находятся на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центрально-Черноземном и некоторых других экономических районах. Наконец, в южных районах страны выращиваются плоды и ягоды.

Ведущей отраслью животноводства является скотоводство. Наибольшим поголовьем крупного рогатого скота обладают Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский экономические районы. Молочное и молочно-мясное скотоводство располагается преимущественно в пригородных зонах, приближаясь к потребителю. Одновременно, для развития молочного скотоводства необходимо большое количество сочных кормов, что способствует его приближению к соответствующей кормовой базе (наличие увлажненных пастбищ): Нечерноземье, Среднее Поволжье и Средний Урал, Сибирь. Мясо-молочное скотоводство преимущественно экстенсивного типа развито в засушливых степных районах нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Южного Урала и юга Сибири.

Овцеводство способствует повышению использования сельхозугодий, поскольку "потребляет" непригодные для других видов скота пастбища. К основным направлениям овцеводства, зависящим от кормовой базы, относятся 1) тонкорунное (степные районы Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Сибири), 2) полутонкорунное (Центр, Среднее Поволжье), 3) шубное (север и северо-запад Нечерноземья).

 

Самой продуктивной отраслью животноводства является свиноводство. Им занимаются во всех экономических районах страны, но наибольшее развитие оно получило в зонах зернового хозяйства и картофелеводства - Северо-Кавказском, Поволжском, Центрально-Черноземном и Центральном районах, а также в пригородных зонах, где широко использует отходы пищевой промышленности и общественного питания.

Птицеводство представлено повсеместно, но в наибольшей степени в южных районах зернового хозяйства. В северных районах (зона тундры и северной тайги) получило развитие оленеводство, в горных районах - мараловодство.

Территориальное разделение труда в сельском хозяйстве России развито более слабо, чем в промышленности. Тем не менее можно выделить три основные сельскохозяйственные зоны в стране, которые почти полностью обеспечивают себя продовольствием и поставляют на общероссийский рынок разнообразный ассортимент своей продукции (табл. 1).

Таблица 1.

Основные сельскохозяйственные зоны России

Экономический район

Товарная продукция

Северо-Кавказский

 

 

 

Центрально-Черноземный

 

 

 

Поволжский

Зерно (пшеница, просо, рис, кукуруза), сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные, виноград, чай, цитрусовые, табак; мясо, шерсть

Зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень, зернобобовые), подсолнечник, сахарная свекла, овощи, картофель, эфиромасличные культуры, конопля, табак, плоды, ягоды; молоко, мясо, яйца

Зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречиха), подсолнечник, горчица, бахчевые, плоды, ягоды, овощи; мясо, молоко, шерсть


 

Другие экономические районы также имеют специализацию на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Уральский район поставляет на рынок зерно, шерсть, молоко; Западно-Сибирский - зерно, картофель, мясо, молоко, шерсть; Центральный район - лен и картофель; Волго-Вятский район - лен, картофель, молоко; Северо-Западный и Северный - лен; Восточно-Сибирский - мясо, шерсть, пушнину; Дальний Восток - сою, рис, пушнину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дифференциация  продуктов сельского хозяйства, поступающих на рынок. Реклама  и другие источники информации  о рыночных продуктах.

Как показывает практика, трудно найти на отраслевом рынке два одинаковых товара не из одной партии. Во-первых, они практически никогда не являются совершенными заменителями, ибо покупателям не безразлично, какой из них купить, если цена одинакова. Во-вторых, производители никогда не находятся на одинаковом расстоянии от покупателей. Поэтому одной из основных проблем отраслевой организации рынков является трудность определения различий между товарами или услугами одного и того же отраслевого рынка, т.е. установления степени дифференциации продукта. Дифференцирование – это процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов.

На практике это означает следующее: каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части. И на этом сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

В основе дифференциации лежит наличие у товара отличительных характеристик (технико-эксплуатационные параметры, дизайн, качество, стиль, послепродажное обслуживание, местоположение и др.), и при этом данные отличия существенны для потребителя, что делает однотипные продукты разными товарами.

При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм:

  1. Продукты могут отличаться по своим физическим или качественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, различаются с точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности для потребителя и т.д. Примером также может послужить рынок безалкогольных напитков, который заполнен разнообразными марками этого товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы.
  2. Услуги, связанные с продажей и послепродажным обслуживанием и условия их предоставления являются важным аспектом дифференциации продукта. Один магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей.
  3. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
  4. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
  5. Дифференциация может также являться и результатом мнимых различий, т.е. рекламной деятельности (упаковки товаров, престиж торговой марки, торговых знаков, имидж производителя). Когда та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, предпочтительней, чем та же самая зубная паста в обычном тюбике. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна.

Степень дифференцирования реальных товаров колеблется в широких пределах. С одной стороны, существуют высокостандартизированные продукты, в которые трудно привнести какие-либо существенные изменения: куриное мясо, сталь. С другой стороны, существуют товары, отличающиеся потенциально высокими возможностями для дифференцирования, такие как автомобили, офисные апартаменты и мебель. Здесь потребитель сталкивается с обилием характеристик товара.

Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе и рекламе.

Остановимся подробнее на третьей крупной группе факторов дифференциации продукта, которая связана с рекламой.

Во-первых, реклама позволяет покупателю ориентироваться в огромном спектре качественных отличий товаров. Редкий потребитель, например, сам правильно выберет сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке.

 

 

 Реклама же точно  адресует того, кому нравится  обильная пена, - к одному, того, кто страдает от кровоточащих десен, - к другому, а озабоченного желтым налетом от табака на зубах - к третьему сорту; кому нравится фруктовый аромат шампуня - к одному продукту, а того, кто страдает от перхоти, - к другому, а того, кому необходим, например, пышный объем волос - к третьему.

Во-вторых, реклама носит просто информационную функцию. Она является способом предоставления информации о наличии того или иного товара на рынке, его стоимости и качестве.

В-третьих, она способствует формированию новых потребностей.

В-четвертых, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Продукция от производителя к потребителю совершает путь, который можно представить в виде следующей формулы:

Продукт + распределение + научно-исследовательская работа + торговые агенты + перемещение + реклама = сбыт

Таким образом, мы видим, что реклама завершает процесс сбыта товара.

Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование продукции. Реклама - один из основных элементов рыночной экономики и неценовой конкуренции.

Реклама в различном виде помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.

Когда фирма произвела новый продукт, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей.

Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы.

Информация о работе Контрольная работа по « Экономика отраслей АПК »