Контрольная работа по «Управление инновационными процессами в организациях нефтегазового комплекса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 17:21, контрольная работа

Краткое описание

Структурные источники экономического развития зависят от стадии развития страны. Выделяют следующие структурные источники экономического развития страны: развитие на основе факторов производства, на основе инвестиций и на основе инновационной деятельности. Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики страны определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется
в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким

Содержание

Введение
3
Теоретическая часть
Теоретический вопрос № 1: «Приоритет структурных источников экономического развития страны»
Теоретический вопрос № 2: «Системный подход в управлении инновационной деятельностью на предприятиях нефтегазовой промышленности»
5
5

10
Практическая часть
14
Заключение
19
Список использованных информационных источников
21

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР. РАБОТА.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский федеральный университет»

 

Кафедра «Экономика и технология управления»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Управление инновационными процессами в организациях нефтегазового комплекса»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Суворова Л. А.,

студентка 4 курса,

группы ЭУН – с – о – 101

Работу проверила:

 Чепурко Г. В.,

к. э. н., доцент

 

Ставрополь, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Теоретическая часть

Теоретический вопрос № 1: «Приоритет структурных источников экономического развития страны»

Теоретический вопрос № 2: «Системный подход в управлении инновационной деятельностью на предприятиях нефтегазовой промышленности»

5

5

 

10

Практическая часть

14

Заключение

19

Список использованных информационных источников

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 В данной работе рассмотрены два теоретических вопроса, актуальность которых состоит в следующем.

Структурные источники экономического развития зависят от стадии развития страны. Выделяют следующие структурные источники экономического развития страны: развитие на основе факторов производства, на основе инвестиций и на основе инновационной деятельности. Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики страны определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется  
в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Направление развития исключительно на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. Таким образом, приоритет сегодня отдается активизации и развитию инновационной деятельности  в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, служащих двигателями развития экономики, так ка именно инновации способны качественно изменить экономику, вывести страну на более высокий уровень развития и улучшить конкурентное положение страны на мировом уровне.

На сегодняшний день одна из главных целей управления инновационными процессами на предприятиях нефтегазового комплекса состоит в том, чтобы способствовать разработке и реализации конкурентной стратегии компании с учетом технологических инноваций в сегменте разведки и добычи углеводородов. Управление инновационными процессами осуществляется в цикле формирования и реализации стратегии устойчивого развития предприятия.

В рамках стратегии организации программы стратегического и технологического развития должны взаимодействовать между собой, что в целом обеспечивает инновационное развитие предприятия. Системный подход к управлению инновационными процессами заключается в определенном алгоритме формирования инновационной стратегии на предприятии, также включает основные элементы системы управления технико-технологическими инновациями на предприятиях нефтегазового комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС № 1: ПРИОРИТЕТ СТРУКТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

В зависимости от стадии развития страны выделяют следующие структурные источники экономического развития страны:

1) развитие на основе  факторов производства;

2) развитие на основе  инвестиций;

3) развитие на основе  инновационной деятельности [5, 36].

Конкурентоспособность и эффективность экономики определяется структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. Приоритет должен отдаваться не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, служащих двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции – это средства научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее цель [5, 80].

Под инновациями (нововведениями) понимается использование достижений человеческого ума (открытий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной ее сфере [8, 45]. Курс на «инновационную» Россию становится главным направлением в развитии экономики нашего государства в последние годы. Экономика лидерства и инноваций – именно такой планируется правительством Российской Федерации (РФ) российская экономика к 2020 году.

В последние годы вопросы стимулирования инноваций вынесены на высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Модернизация и инновации находятся в постоянном внимании и под постоянным контролем политического руководства страны [3, 7].

Инновации – наукоемкая категория. По данным проекта «Инновационная Россия – 2020» в последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок. Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий [3, 7].

В высшем образовании также значительно стимулируется исследовательская деятельность и инновационное развитие. Реализована  финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы планировалось выделить 90 млрд. рублей) [3, 7].

В 2010 году Медведев Д. А. подписал федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»». Миссия Фонда «Сколково» - создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение (ЭЭТ); ядерные технологии (ЯТ), космические технологии и телекоммуникации (КТиТК), биомедицинские технологии (БМТ), стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (ИТ) [1].

В тоже время, выполнение стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации не дает утешительных результатов. В России слабо налажено взаимодействие науки и бизнеса, наблюдается низкая инновационная активность и эффективность работы компаний.

Российская экономика по сравнению со структурой экономики стран Европейского Союза (ЕС) ориентирована на добывающую и тяжелую промышленность. Доля сектора услуг в структуре российской экономики достаточно высока, но этот сектор  не характеризуется высокой инновационной активностью.

В процессе перехода России к рыночной модели экономики в начале 90-х годов ХХ века произошли превращение государственных производственных структур в бизнес-структуры и их приватизация. Приватизация основной части добывающей отрасли послужила базой для обогащения небольшой группы предпринимателей. В последние годы российское руководство пришло к выводу, что данный сектор слишком важен для страны, чтобы им полностью распоряжался частный бизнес. Поэтому правительство начало восстанавливать контроль над использованием природных ресурсов, в основном в топливных отраслях, путем получения контрольного пакета акций в лидирующих компаниях. В целом, в результате приватизации была разорвана ранее существовавшая тесная связь между государственно-ориентированными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) и промышленностью [9, 37].

Большая часть российских компаний, связанных с нефтью, газом, металлами и другими минеральными ресурсами, характеризуется ограниченным спросом на НИОКР и инновационные идеи в России. Они предпочитают приобретать новые технологии и оборудование у иностранных топливно-нефтяных компаний (ТНК). Компании, которые сами разрабатывают и реализуют на рынке новые продукты и технологии, практически отсутствуют.

Затраты на инновации российских предприятий очень малы по сравнению  с зарубежными конкурентами в соответствующих секторах. В рейтинге 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки, представлены только 3 российские компании: Газпром (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на них в выручке – 0,6%), Автоваз (758-е место, 0,8%), ОАО «Ситроникс» (868-е место, 2,6%) [3, 12].

Объем НИОКР Российской компании ОАО «Газпром», одной из мировых лидеров по производству газа, к 2011 году увеличился по сравнению с 2008 годом (4,9 миллиардов рублей) и составил 7,9 миллиардов рублей. Газпром также является создателем сети альянсов (создает национальную техническую цепочку), нацеленных на решение стратегических проблем технологической модернизации. В частности, компания активно сотрудничает с машиностроительными предприятиями, в том числе из оборонного сектора и их исследовательскими подразделениями. Так, например, была разработана уникальная газонасосная установка с авиационным двигателем, что позволило отказаться от импорта дорогостоящего оборудования [9, 39]. Все это говорит о положительной тенденции развития инновационной деятельности компании.

С развитием инновационной деятельности встает вопрос развития и человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:

- направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

- улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья [7, 121].

Таким образом, на сегодняшнем этапе Россия реализует стратегию инновационного развития как главный приоритет структурных источников экономического развития. В данной области разрабатываются стратегии, включая федеральные целевые программы и комплекс мероприятий нормативного правового характера. Имея все необходимые факторы производства, обширные территории и большой потенциал развития Россия может стать ведущей мировой державой, на которую будут равняться все остальные государства.

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС № 2: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Целенаправленный инновационный процесс превратился сегодня в необходимый элемент и средство экономического развития. Поэтому участие в этом процессе и использование его уже не может обойтись без осознанных, обеспеченных программными решениями действий. Чаще всего речь идет не о какой-то одной конкретной инновации, а об организации на стратегической основе непрерывной по характеру своего развития инновационной деятельности. Именно она, неизбежно растянутая во времени по причине обязательного выполнения таких работ, как формирование новых технических идей, предварительная оценка идей, проверка концепции идей, проведение научных исследований и разработок по развитию и реализации выдвинутых идей, поддается ориентированию, стратегическому управлению [7, 57].

Одна из главных целей управления инновационными процессами состоит в том, чтобы способствовать разработке и реализации конкурентной стратегии компании с учетом технологических инноваций в сегменте разведки и добычи углеводородов.

Управление инновационными процессами как элемент системы менеджмента должно быть грамотно организовано и функционировать на любых предприятиях нефтегазового комплекса, независимо от видов деятельности, масштаба, численности персонала и прочего. В рамках стратегии организации программы стратегического и технологического развития должны взаимодействовать между собой, что в целом обеспечивает инновационное развитие предприятия [4, 83].

Процедура формирования инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой отрасли может быть представлена следующими этапами:

1-й этап: выявление приоритетных  технологических проблем в области  нефтегазодобычи и выявление приоритетных для освоения видов запасов;

Информация о работе Контрольная работа по «Управление инновационными процессами в организациях нефтегазового комплекса»