Контрольная работа по "Экономике и социологии труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Процесс смыслового развития общественной жизни и общества в целом берет свое начало у истоков зарождения человеческой жизни. Постепенно общество становилось объектом анализа людей даже прежде самой личности. В первобытной стадии зарождения человечества личность практически не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. В дальнейшем представления об обществе углубляются по мере развития самой личности. Человечество приходит к вопросу о важности и первостепенности общества и личности в ее индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности.

Содержание

Вопросы 6, 16, 26, 36, 46…………………………………………………3
Задачи 1, 8, 17, 22, 31……………………………………………………16
Реферат на тему «Занятость населения и безработица»……………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………………..21
II. Понятие и особенности занятости населения и безработицы……….……22
2.1 Понятие и особенности занятости населения……………………………..22
2.2 Сущность и виды безработицы…………………………………………….25
2.3 Причины возникновения безработицы……………………………………31
2.4 Методы регулирования занятости…………………………………………33
III.Заключение……………………………………………………………….35
IV. Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.Экономика и социология труда.docx

— 99.92 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский профессионально-педагогический университет»

Институт  менеджмента и экономической  безопасности

Кафедра прикладной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. НТ-315 сЭУм

Булатова  Л.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Вариант 6

 

План

 

  1. Вопросы 6, 16, 26, 36, 46…………………………………………………3
  2. Задачи  1, 8, 17, 22, 31……………………………………………………16
  3. Реферат на тему «Занятость населения и безработица»……………….21

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………..21

II. Понятие и особенности занятости населения и безработицы……….……22 
2.1 Понятие и особенности занятости населения……………………………..22 
2.2 Сущность и виды безработицы…………………………………………….25 
2.3 Причины возникновения безработицы……………………………………31 
2.4 Методы регулирования занятости…………………………………………33 
III.Заключение……………………………………………………………….35

      IV. Список использованной литературы…………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы в развитии научных знаний в области экономики и социологии труда.

 

 Донаучный период развития социологии труда

Процесс смыслового развития общественной жизни и общества в целом берет свое начало у  истоков зарождения человеческой жизни. Постепенно общество становилось объектом анализа людей даже прежде самой  личности. В первобытной стадии зарождения человечества личность практически  не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. В дальнейшем представления об обществе углубляются  по мере развития самой личности. Человечество приходит к вопросу о важности и первостепенности общества и личности в ее индивидуальном своеобразии  восприятия и отражения действительности.

При анализе  этапов развития трудовой деятельности личности на протяжении собственного исторического формирования человека необходимо заметить, что первый примитивный  ручной труд, как правило, был неотрывно  связан с принадлежностью работника  своему хозяину. При феодальном обществе получили распространение ремесленный  ручной труд и начальный уровень  технологического развития, что давало возможность проявления элементов  творчества и самостоятельности  в работе. Развитие капиталистических  отношений с формированием понятия  наемного работника стало возможным  только с применением в производстве механизированного труда и ростом производительности.

Феодальный  период общественного развития обозначил  ремесленный труд, труд с применением  ручного инструмента, внедрение  новых технологий обработки и  производства. При этом уровень профессионализма ремесленника имел прямую зависимость  от уровня сложности предмета обработки. Для того чтобы стать мастером своего дела, необходимо было овладеть всеми видами выполняемых операций. Специфика обучения рабочего-ремесленника учитывала особенности его труда  и, как правило, полностью исключала  теоретические занятия. Обучение приобретало  многолетнюю форму практического  ученичества. Необходимость универсальности  подготовки специалиста-ремесленника приводила к постепенному получению  работником высокой квалификации. Но достигнутый уровень квалификации необходимо рассматривать в сочетании  с низкой общей культурой работника  и отсутствием у него достаточных  теоретических знаний. Качество выполняемой  работы при ремесленном виде производства в первую очередь зависело от самого ремесленника, его таланта и способностей, развитых им долголетней трудовой практикой. Рабочий-ремесленник становился одновременно и заготовщиком сырья, и обработчиком материалов, и продавцом готовой  продукции. Таким образом, работник эпохи феодального строя выступал своеобразным творцом культуры того времени, однако низкий общий уровень  человека и общества не давал возможности  для быстрого роста и развития производственных отношений.

Следующим этапом развития труда стало зарождение капиталистических отношений и  связанного с ним применения труда  наемных работников. Произошли качественные преобразования в содержании труда. Теперь реализовался основной смысл  технического прогресса - передача основных и трудоемких операций от работника механизмам и агрегатам. Машинное производство находит все большее применение, появляется потребность в обучении работников управлению технически сложными для того периода времени достижениями науки и техники. От работника все больше требуются начальный уровень профессионального образования и умение овладевать навыками сложного физического труда.

К середине I тысячелетия до н. э. мнение о неизбежности в обществе социального неравенства воплотилось в концептуальные установки. Новые социально-трудовые правила утвердились в восточных мифологических учениях Конфуция, Будды, Заратустры. В дальнейшем эти учения послужили религиозно-этической опорой и рациональным оправданием для поддержания социальной стабильности в только что вышедшем из первобытно-общинного строя человеческом обществе.

В тот же период времени в древнегреческом обществе новая социальная мысль стала  обозначаться в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Были выявлены два  направления ее дальнейшего развития.

Первое направление  - приоритет общественного интереса и общего труда при различном масштабе общности - представлено Платоном в его труде «Государство». Второе направление развития социальной мысли возникло благодаря трудам Эпикура и Аристотеля, которые поддерживают идеи приоритета личности и индивидуальности над обществом.

Классический период социологии труда

История возникновения  социологии труда неотрывно связана  с историей развития человеческого  общества и общей социологии. Возникновению  и формированию социологии труда  как самостоятельной науки предшествуют процессы развития научного формирования взглядов и производственного труда. Как самостоятельная отрасль  социология труда обозначилась на рубеже XIX–XX вв. Научный анализ роли производственного труда и непосредственно человека в производственной деятельности впервые был сформулирован в трудах А. Смита. Им было сделано достаточно простое утверждение о необходимости способствовать выполнению трудовых обязанностей, не создавая препятствий на пути работника и не мешая ему реализовывать склонность к обмену знаниями и навыками и уважая его собственный корыстный интерес. Далее, основоположником так называемой моральной арифметики Д. Бентамом был сформулирован основной трудовой принцип для работника - возможность достичь наибольшего удовлетворения в делах и его стремление к избеганию страданий. Эта идея получила свое развитие в работе «О свободе» и других трудах Дж. С. Милля. Им был выведен некий «идеальный экономический человек», который должен был служить образцом для подражания для людей. Основным смыслом рациональной организации производственных процессов и трудовой деятельности, по Миллю и другим представителям так называемой моральной философии, считался феномен блага.

Вторая половина XIX в. принесла новую теорию социологии труда - теорию маржинализма. В соответствии с ней был провозглашен принцип полезности и реализации человеком своего потребительского спроса. В трудах Карла Маркса человек представляется обезличенным. Он выступает лишь олицетворением производственных и трудовых отношений в обществе. Данные отношения, по мнению Карла Маркса, находятся в объективной реальности.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что научные мысли о месте  и роли личности в становлении  производственных процессов так  и не вышли за рамки рассмотрения работника на производстве как объекта  воздействия. В трудах того времени  только появляются догадки об активной роли человека в его трудовой деятельности. Реальность была такова, что работнику  отводилась только роль беспрекословного исполнителя. В условиях увеличения численности работников промышленных производств требовались иные формы и методы рациональной организации труда, чем те, которые применялись при развитии мануфактурного производства. Поиск таковых на протяжении всего XIX в. шел за счет применения экстенсивных факторов.

При детальном  анализе данного процесса поиска путей увеличения эффективности труда и повышения его производительности можно выделить некоторые способы воздействия на человека для дальнейшего увеличения производственной прибыли и улучшения рациональной организации производственных процессов.

Первый  способ - увеличение продолжительности рабочего времени за счет снижения времени отдыха. Был применен принцип: «Чем больше человек работает, тем больше он сделает». Но широкое применение такого принципа грозило нанести вред человеку как в социальном, так и в физиологическом плане. Во многих производствах продолжительность рабочего дня достигла 18 ч, а свободное время работников соответственно сократилось до 6 ч в сутки.

Второй  способ - широкое применение в капиталистическом производстве труда женщин и лиц несовершеннолетнего возраста. Эта часть рабочей силы и до настоящего времени не избавлена от дискриминации в трудовой сфере. Себестоимость труда женщин и детей была меньше за счет более низкой заработной оплаты таких работников. Соответственно появлялась возможность получения дополнительной прибыли.

Третий  способ - внедрение передовых для того времени производственно-технических новинок. Однако техника была создана только для увеличения производственных мощностей и мало отвечала физиологическим возможностям работника и его безопасности. Человек должен был сам приспосабливаться к опасным и тяжелым для обслуживания агрегатам и механизмам. Игнорирование человеческого фактора также усиливалось за счет совершенствования методов и приемов тотального контроля труда наемных работников. Человеку запрещалось любое отклонение от выполнения своей работы. При нарушении таких правил работник мог быть оштрафован и лишен до 90 % заработной платы. В дальнейшем именно этот фактор окажет основное влияние на развитие в России и странах Западной Европы рабочего забастовочного движения. Все указанные выше способы увеличения производительности труда были направлены только на рост прибыли работодателей. Иными словами, меры по рационализации труда XIX в. не были согласованы с мнением и предпочтением работающего человека, его желаниями реализовывать личные цели в процессе трудовой деятельности.

В XVIII и XIX вв. возросло противоречие между способами достижения высокой производительности труда и увеличения эффективности производственных процессов и социальным мнением трудящегося населения. Возникла объективная необходимость считаться с желаниями, интересами и потребностями работника. Данная необходимость привела к возникновению на рубеже XIX–XX вв. революционной идеи увеличения производительности труда путем использования резервов, скрытых в самом работнике. Стали появляться различные методы мотивации человека и его заинтересованности в результатах своего труда.

Революцию во взглядах на предназначение и сущность работника связывают с трудами  Ф. Тейлора. В своих работах он с успехом анализировал не только научную мысль, но и практику реального  производства.

К возможности  применения социальных производственных резервов он пришел постепенно. Основными  этапами введения его новых технологий в области рациональной организации  труда были процессы стандартизация инструментов (в 1880 г.), процесс функциональной администрации (в 1882 г.), процесс хронометража (в 1883 г.), процесс рационализации размещения технологического оборудования и улучшения балансового метода (в 1893 г.), процесс совершенствования системы сбыта и запасов (в 1896 г.). В работах Ф. Тейлора середины 1890-х гг. ставится прямой вопрос работодателям о возможности создания ими таких условий для работников, которые будут являться для них мотивами к более эффективному, качественному и производительному труду. При этом по возможности предлагается максимально ограничить контроль и вмешательство со стороны работодателя в трудовой процесс. Сам положительно отвечая на указанный выше вопрос, Ф. Тейлор дал обоснование и продемонстрировал практическую возможность такой организации производства, при которой любой работник без штрафов и принуждения был мотивирован на раскрытие своих потенциальных трудовых возможностей. Это послужило началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.

Большое внимание вопросам социологии труда уделено  в работах М. Вебера, который, по мнению многих, является одним из основателей  данной дисциплины. При изучении общественного  разделения труда М. Вебер предлагал  разграничение и выделение 3 основных трудовых аспектов - экономических, технических и социальных. Не умаляя исторического значения для производства развития технологии, Вебер отводил основную роль способу присвоения, в отличие от Маркса, который считал основным способ производства. По М. Веберу, там, где идет речь о способах присвоения, говорится и о формах собственности и, как следствие из этого, экономических отношениях. В целом проблемам исторического генезиса и описания технической и социально-экономической природы коллективной (фабричной) формы труда М. Вебер посвятил много своих работ.

Осознание роли человека как субъекта производственной деятельности послужило открытию новых  личных возможностей работника и, как  следствие, повышению эффективности  производственных процессов. Данное обстоятельство также послужило началом возникновения  и развития социологии труда как  самостоятельной социологической  науки, направленной на изучение поведения  человека в процессе его трудовой деятельности. При этом в данной дисциплине сохранялись общие разделы, присущие любой социологической  науке, такие как изучение сознания и общественной мысли, поведения  людей в различные периоды  становления общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике и социологии труда"