Краткосрочная финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:48, реферат

Краткое описание

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 27.47 Кб (Скачать файл)

 Краткосрочная финансовая политика  предприятия

Финансовая политика предприятия  является составной частью его экономической  политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически  сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью  мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности  и хозяйствования предприятия) в  целях изыскания и использования  финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку  научно обоснованных концепций организации  финансовой деятельности, определение  ключевых направлений использования  финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочные периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию  и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия  и прогнозирования результатов  хозяйственной деятельности.

2. "Цели - стратегии"

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия  на рынке, выработанной концепции организации  финансовой деятельности. Главной целью  финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование  и наращивание его финансового  потенциала.

В свою очередь стратегии предприятия  не существуют в пустоте, а всегда служат достижению конкретных целей.

Цель предприятия - такое состояние  будущей реальности, которого предприятие  желает добиться собственными усилиями.

Стратегия предприятия - комплекс политических установок предприятия и перспективных  программ действий, в рамках которых  планируется достижение цели.

Цели и стратегии рассматриваются  консультантом в комплексе, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия  может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить  эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее  полуфабрикаты для мебельной  промышленности - мебельные плиты  для изготовления корпусной мебели - может сформулировать стратегическую цель как достижение 50% доли рынка  по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных  фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включения в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона, и т.п., а также стимулирование сбыта  через личные продажи - использование  коммивояжеров. Если потенциал предприятия  не позволяет создание необходимых  товарных запасов и организацию  агентской сети, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.

Теоретически, каждое предприятие  имеет цели и стратегии, которые  регламентируют его деятельность. Комплекс "цели-стратегии" задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных  рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные  и обнародованные на предприятии  стратегии, заставляют персонал приспосабливать  собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии - к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих российских предприятий характерна "размытость" комплекса "цели-стратегии". Обычными целями являются получение "хорошей" прибыли и "развитие" предприятия, стратегиями - сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии  теряют свой направляющий и стабилизирующий  эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

3. Бизнес-планирование

Любая фирма. которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес - планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос - стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.

Бизнес - план включает в себя:

1. Краткая характеристика предприятия

а) Характеристика продукта;

б) Характеристика рынков;

в) Характеристика конкурентов.

2. Организационный план

В содержание этого раздела рассматриваются  вопросы организации и управления производством.

3. План производства

В этот раздел включаются основные показатели производства продукции.

4. Расчет точки безубыточности

Точкой безубыточности называется объем производства продукции, при  котором предприятие не имеет  ни прибыли, ни убытков.

5. Риски предприятия

Предпринимательская деятельность напрямую связана с различными рисками. Существуют две группы факторов - внешние и  внутренние, которые влияют на конечный результат и всегда существует опасность, что цели, поставленные в плане, могут  быть полностью или частично не достигнуты.

4. Поток платежей

Очень часто в контрактах финансового  характера предусматриваются не отдельные разовые платежи, а  серию платежей, распределенных во времени. Примерами могут быть регулярные выплаты с целью погашения  долгосрочного кредита вместе с  начисленными на него процентами, периодические  взносы на расчетный счет, на котором  формируется некоторый фонд различного назначения (инвестиционный, пенсионный, страховой, резервный, накопительный  и т.д.), дивиденды, выплачиваемые  по ценным бумагам, выплаты пенсий из пенсионного фонда и пр. Ряд  последовательных выплат и поступлений называют потоком платежей. Выплаты представляются отрицательными величинами, а поступления - положительными. Обобщающими характеристиками потока платежей являются наращенная сумма и современная величина. Каждая из этих характеристик является числом. Наращенная сумма потока платежей это сумма всех платежей с начисленными на них процентами к концу срока ренты. Под современной величиной потока платежей понимают сумму всех финансовых операций, дисконтированных (приведенных) на некоторый момент времени, совпадающий с началом потока платежей или предшествующий ему. Конкретный смысл этих обобщающих характеристик определяется природой потока платежей, причиной, его порождающей.

5. Денежные расчеты: виды, организация

Все операции, совершаемые предприятием со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками и др., прямо или  косвенно выражаются в терминах денежных средств. В текущей деятельности исключительно важную роль играют расчетные  операции, сопровождающие движение ресурсных  потоков, выполнение работ, оказание услуг. В частности, приобретение сырья  и материалов означает, с одной  стороны, увеличение материальных активов  фирмы, а, с другой стороны, отток  денежных средств. Ровно обратное имеет  место при продаже фирмой своей  продукции.

В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами  потоки материальных ресурсов и соответствующие  им денежные потоки чаще всего не совпадают  во времени.

Как известно, существуют различные  способы расчета за продаваемую  продукцию: предоплата, продажа за наличный расчет, продажа с отсрочкой платежа, продажа в рассрочку (или коммерческий кредит), продажа со скидкой и  др.

а) Предоплата (предварительная оплата товара) - это полная или частичная  оплата товара покупателем до его  передачи продавцом в срок, установленный  договором. Оплата товара покупателем  должна быть произведена непосредственно  до или после получения им товара, т.е. моменты передачи товара и его  оплаты должны быть максимально приближены друг к другу. Предоплата как форма  расчетов может предусматриваться  договором купли-продажи, а ее особенность  заключается в том, что она  не предполагает обязательности максимального  приближения срока оплаты к сроку  передачи товара продавцом. Если продавец, получивший сумму предоплаты, не исполняет  обязанность по передаче товара в  установленный срок, покупатель вправе по своему усмотрению требовать либо передачи оплаченного товара; либо возврата суммы предоплаты. На сумму предоплаты покупателю уплачиваются проценты, причем момент, с которого они начисляются, может быть определен по-разному. По общему правилу проценты начисляются со дня, когда по договору купли-продажи передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему суммы предоплаты. договором может быть предусмотрена обязанность продавца начислять проценты на сумму предварительной оплаты со дня получения этой суммы от покупателя.

В отдельных ситуациях, связанных  с куплей-продажей товаров, система  расчетов может предусматривать  аванс или задаток.

б) Аванс - это сумма, уплачиваемая в счет денежного обязательства  вперед и не носящая обеспечительного характера, присущего задатку. Аванс  не является обязательным, но может  предусматриваться договором. Несмотря на то, что аванс широко применяется  на практике и упоминается в ряде нормативных документов, действующее  законодательство не дает строгого его  определения. В известном смысле аванс является синонимом предоплаты; именно последнее понятие в российском законодательстве прописано более определенно.

в) Задаток - это денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в  счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение  его исполнения. Соглашение о задатке  всегда оформляется в письменном виде, а передаваемая денежная сумма  именуется в нем задатком. В  противном случае речь идет об авансе, который выполняет лишь платежную  функцию и не носит обеспечительного характера, присущего задатку.

Иными словами, при некоторых обстоятельствах (в частности, в спорных ситуациях, когда заказчик полагает, что договор, по которому выдан задаток, не исполнен или исполнен ненадлежащим образом  или получен не тот результат, на который он рассчитывал, и т.п.) задаток в полной сумме может  быть удержан, т.е. не возвращен заказчику, тогда как аванс в этом случае подлежит возврату хотя бы частично.

г) В отличие от залога, предметом  задатка всегда является денежная сумма.

Оплата за наличный расчет означает обмен продаваемой продукции (товара) на деньги. Это один из наиболее выгодных для продавца вариантов расчетов - поступившие в кассу деньги могут  быть немедленно использованы в финансово-хозяйственной  деятельности. В массовых операциях  в бизнес - среде подобная форма  оплаты занимает незначительное место  ввиду множества присущих ей недостатков.

д) Продажа с отсрочкой платежа, или продажа в кредит - это реализация товара с условием оплаты его через определенное время, предусмотренное в договоре купли-продажи. Если покупатель, получивший товар, не исполняет в срок обязанность по его оплате, продавец вправе потребовать оплаты или возврата товара. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, преданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара. Продажа в кредит наиболее невыгодна для продавца, однако именно эта форма расчетов наиболее распространена в системе бизнес - отношений. В этом случае производится отгрузка продукции, рассчитывается финансовый результат (заметим, что право собственности в этом случае уже переходит покупателю), но денег не поступает, а в системе счетов бухгалтерского учета продавца формируется дебиторская задолженность.

е) Продажа в рассрочку - это продажа  товара в кредит с условием оплаты его серией платежей в соответствии с графиком, предусмотренным договором  купли-продажи. Согласно ГК РФ договор  о продаже товара в кредит с  условием о рассрочке платежа  считается заключенным, если в нем  наряду с другими существенными  условиями договора купли-продажи  указаны цена товара, порядок, сроки  и размеры платежей. Если покупатель не производит в установленный договором  срок очередной платеж, продавец вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения договора и  потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма  полученных платежей превышает половину цены товара.

ж) Продажа со скидками означает, что  покупатель может получить скидку с  отпускной цены в одной из двух типовых ситуаций. Первая ситуация означает предоставление скидки за "быструю  оплату, т.е. в случае, когда оплата купленной продукции произведена  в оговоренный в договоре купли-продажи  достаточно короткий промежуток времени  с момента получения покупки. Вторая ситуация означает предоставление скидки за объемность приобретаемой  партии, т.е. скидка предоставляется  в случае, когда покупатель приобретает партию продукции, превышающую оговоренный минимум.

Информация о работе Краткосрочная финансовая политика предприятия