Кредитно-денежная политика и ее основные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать денежную и кредитную политику, инструменты и методы денежной кредитной политики.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
- проведение исследований по проблемам экономики и состоянию
денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
- определение направлений денежно-кредитной политики;

Содержание

Введение 6
1 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 8
1.1 Центральный банк - орган денежно-кредитного регулирования 8
1.2 Теория денег - основа денежно-кредитной политики 13
2 Основные инструменты денежно-кредитной политики 16
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики 16
2.2 Банковский надзор 26
3 Особенности развития денежно-кредитной системы России 29
3.1 Денежно-кредитная система как документ 29
3.2 Особенности денежной системы России 30
3.3 Особенности кредитной системы России 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Саркарова Э.Т.В19.docx

— 71.30 Кб (Скачать файл)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное  отличие - это использование более  гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

4. Процентные ставки по операциям Банка России.

Статья 37 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки».

5. Валютные интервенции.

Статья 41 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под валютными интервенциями Банка  России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег» Валютные операции Центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

Статья 42 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики»

7. Прямые количественные ограничения.

Статья 43 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных  организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения, в  равной степени касающиеся всех кредитных  организаций, в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации»

8. Эмиссия  облигаций от своего имени.

Статья 43 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк  России в целях реализации денежно-кредитной  политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых среди кредитных  организаций. Предельный размер общей  номинальной стоимости облигаций  Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске  облигаций Банка России, устанавливается  как разница между максимально  возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов».

Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия.

К ним  относится, например, использование  количественных кредитных ограничений.

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. Государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке, либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный  вклад в центральный банк при  покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, в конце  концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к общественному мнению, как и  другие.

Серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно  сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз  мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании  вкладов, о письмах, якобы разосланных  банкам. Несомненно, такие слухи  влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.

 

2.2. Банковский надзор

 

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе, что ведет  к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов

Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Регулирование деятельности банков и контроль над  ней - это система мер, посредством  которых центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков. Банковское регулирование предполагает разработку, и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковской деятельности.

Контроль  проводится с целью обеспечения  надежности и устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в  соответствии с законами и инструкциями. Надзор необходим, поскольку банковская деятельность по своей природе нестабильна: во-первых, банки работают в основном за счет привлеченных, а не собственных  ресурсов, платежеспособность банков во многом зависит от их способности  сохранять доверие вкладчиков - как  физических, так и юридических  лиц; во-вторых, структуры сроков по активным и пассивным операциям  различны и, в-третьих, балансы банков и их внебалансовые позиции могут  меняться быстрее, чем в производственных и торговых предприятиях и т.п. Кроме  того, центральный банк может предупредить так называемые «системные» кризисы  банков или сгладить их последствия. Общие принципы банковского надзора  сформулированы Базельским комитетом  банковского надзора, который в 1977 г. разработал и опубликовал «Базовые принципы эффективного надзора над  банковской деятельностью». Этими принципами руководствуется и Центральный  банк РФ, осуществляя надзор за деятельностью  российских коммерческих банков. Надзор Банка России за коммерческими банками начинается со стадии

регистрации и выдачи лицензий на осуществление  банковской деятельности, на проведение отдельных банковских операций (например, валютных, операций коммерческих банков с ценными бумагами). За банковской деятельностью Центральный банк проводит дистанционный надзор, а  также осуществляет инспектирование  на местах. Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовых отчетов и статистических данных. При этом контролируется выполнение банками установленных экономических  нормативов и других пруденциальных норм деятельности. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию  банков на депозитном рынке, позволяет  гарантировать соблюдение интересов  вкладчиков. Таким образом, Центральный  банк получает информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии  коммерческих банков. Эта работа проводится также при анализе оборотов и  остатков денежных средств на счетах коммерческих банков в РКЦ. Естественно, что эффективность банковского  надзора во многом зависит от своевременного и полного представления банками  достоверной информации.

 

Глава 3. Особенности развития денежно-кредитной системы России

 

3.1 Денежно-кредитная политика как  документ

 

Статья 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря - основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год.

Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации.

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения:

- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;

- краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год;

- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. 3.2

 

3.2 Особенности денежной системы России

 

Денежная  система - это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. Денежное обращение - «кровеносная» система экономики. От его успешного функционирования зависит хозяйственная активность, 31 экономический рост, благополучие общества. В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и ВНП/ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. 
Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. В среднем по странам «большой семерки» уровень монетизации экономики составляет 55-100% , по развивающимся странам 40-60%. В России в начале 90-х гг. уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г. - 24%, с началом проведения политики финансовой стабилизации - опустился к 1996 г. до 12-16% и остается примерно на этом же уровне в 1999 г. (16-17%, поданным Банка России).

Информация о работе Кредитно-денежная политика и ее основные инструменты