Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:00, курс лекций

Краткое описание

В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КУРСА 7
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
Контрольные вопросы к теме №1 32
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
МЕТОДЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №2 32
ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ЛЕКЦИЯ 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №3 32
ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №4 32
ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
ЛЕКЦИЯ 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ 32
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 32
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №5 32
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА 32
Контрольные вопросы к теме №6 32
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ЛЕКЦИЯ 7 ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) 32
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНЫ 32
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
Контрольные вопросы к теме №7 32
ТЕМА 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДА И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА 32
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 32
Контрольные вопросы к теме №8 32
ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 32
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 32
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 32
Контрольные вопросы к теме №9 32
ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
БАНКРОТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ 32
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
Контрольные вопросы к теме №10 32
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Диспетчирование представляет собой  непрерывный учет, контроль и регулирование хода производства в соответствии с календарными графиками производства. Задачи диспетчирования: оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий, выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков, принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев, снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом.

В условиях серийного производства основными объектами диспетчирования являются: уровень складских заделов, состояние комплектации по отдельным изделиям, сроки запуска и выпуска деталей, узлов, изделий, обеспечение рабочих мест заготовками и инструментом.

В единичном производстве объект диспетчерского контроля - сроки выполнения работ по отдельным заказам, обеспечение рабочих мест заготовками, инструментом. Он осуществляется за соблюдением сроков запуска и выпуска деталей, узлов по цехам, хода подготовки производства.

Оперативно-производственное планирование в зависимости от масштабов подразделений, для которых оно осуществляется, подразделяют на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку и доведение оперативных заданий до цехов, контролирует, регулирует и координирует их работу. Внутрицеховое планирование решает эти же вопросы внутри цеха (по сменам, участкам, рабочим местам).

В зависимости от типа производства на промышленных предприятиях используется несколько систем оперативно-производственного планирования. Наиболее широкое распространение в машиностроении получили следующие системы: машинокомплектная, комплектно-узловая, комплектно-групповая, подетальная (по ритму выпуска), складская, по уровню обеспеченности ("Р-Г", т.е. "Разряд минус группа"), стандарт-план и др. Все они различаются между собой планово-учетной единицей, в качестве которой могут быть использованы: изделия, узел, комплект деталей, деталь и технологическая операция.

Выбор системы ОПП определяется следующими основными факторами: типом  производства, объемом и повторяемостью выпускаемой продукции, ее сложностью, степенью унификации деталей и узлов, производственной структурой предприятия и цехов, формой внутризаводской специализации, наличием ЭВМ и специалистов по ее обслуживанию. Критериями оценки эффективности ОПП являются:

  • ритмичная работа коллектива и равномерный выпуск продукции;
  • уровень использования средств производства и рабочей силы;
  • минимальная длительность производственного цикла;
  • минимальные запасы незавершенного производства.

Финансовое планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.

Основным элементом финансового  планирования является бюджетирование. Бюджет – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов  и форм: отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья, материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о доходах (бюджет продаж) или только о расходах, а укрупненные бюджеты (отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают бюджет предприятия в целом, так называемого генерального бюджета (master budget), представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Блок 1. Бюджет продаж. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Блок 2. Бюджет производства. Цель данного блока - рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).

Блок 3. Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Блок 4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Блок 5. Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Блок 6. Бюджет запасов  сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (блоки 2 и 3) , данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Блок 7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Блок 8. Бюджет себестоимости  реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.

Формируемые в рамках каждого блока  количественные оценки используются не только по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета.

Названные четыре плановых комплекса  разрабатываются в рамках так называемого скользящего планирования периодически (как правило, ежегодно). В рамках скользящего периодического планирования в каждом плановом комплексе может в свою очередь осуществляться непериодическое проектное планирование.

Основные содержательные связи  и временные переплетения этих четырех  плановых комплексов на предприятии представлены на рисунке 6.3.

В литературе и предпринимательской  практике формирование отдельных плановых комплексов и их названия отличаются большим разнообразием.

При упрощенном подходе выделяют только стратегическое (включая планирование целей) и текущее планирование.

Планирование инвестиций и проектное  планирование рассматривают в качестве особого планового комплекса, занимающего промежуточное место между стратегическим и текущим планированием.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес-план: сущность, виды, структура

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования - от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Анализ экономической ситуации и выбор рациональных и выгодных для предприятия вариантов решения хозяйственных задач характеризует процесс составления бизнес-плана. Конечной его целью является формирование комплексной системы развития производства, за счет вложения капитала в деятельность, способную приносить максимальную прибыль.

Разработка бизнес-плана позволяет  прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы можно классифицировать по объектам бизнеса. Данная классификация представлена на рисунке 6.4.









 

 
Бизнес-планы согласно приведенной  типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес – план предприятия, бизнес – план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес–план инвестиционного  проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-планирование по своей природе  является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес-планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана - прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;
  • сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;
  • выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;
  • определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;
  • оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению:

  1. Простота и четкость изложения плана;
  2. Достаточность, надежность и достоверность информации;
  3. Обоснованность и объективность;
  4. Достижимость поставленных целей;
  5. Комплектность;
  6. Перспективность;
  7. Гибкость и оптимальность;
  8. Контроль (составление графиков работ, сроков, показателей).

Содержание конкретного бизнес-плана  зависит от следующих факторов:

  • отраслевой принадлежности предприятия;
  • размера предприятия;
  • стратегии предприятия (расширение, создание);
  • условий финансирования.

Бизнес-план решает следующие задачи:

  • определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;
  • разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов;
  • определение необходимых ресурсов и поиска их источников;
  • выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться;
  • организация системы контроля за ходом осуществления плана;
  • подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

В экономической и научной литературе встречается разнообразная структуризация бизнес-планов, предлагается разделение на 7 разделов, 9, 14 и так далее. На наш взгляд, важным здесь является не многообразие различных разделов, а учет всех требований, предъявляемых к разработке бизнес-плана.

Бизнес-план в общем виде состоит  из следующих разделов:

  • общие сведения (резюме);
  • анализ текущей деятельности (разрабатывается для действующего предприятия);
  • описание вида деятельности, продукции, их характеристика;
  • оценка рынка сбыта;
  • стратегия маркетинга;
  • план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;
  • план производства;
  • организационный план;
  • оценка риска и страхование;
  • финансовый план;
  • оценка хозрасчетной экономической эффективности предприятия;
  • информация о разработчиках бизнес-плана.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"