Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:00, курс лекций
В связи с развитием рыночных отношений в сферах деятельности субъектов хозяйствования существенно возрастают требования к экономическим знаниям молодых специалистов – будущих руководителей и работников органов государственного управления, предприятий и организаций, которые должны обладать новым типом экономического мышления и уметь принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.
ВВЕДЕНИЕ 7
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ КУРСА 7
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 10
ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 17
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 28
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
Контрольные вопросы к теме №1 32
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
МЕТОДЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ИЗНОС И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ЛИЗИНГ КАК ФОРМА ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №2 32
ТЕМА 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ЛЕКЦИЯ 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ 32
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 32
Контрольные вопросы к теме №3 32
ТЕМА 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 32
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 32
РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №4 32
ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
ЛЕКЦИЯ 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ
ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ 32
ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА 32
ЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ 32
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА 32
Контрольные вопросы к теме №5 32
ТЕМА 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 6. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 32
БИЗНЕС-ПЛАН: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, СТРУКТУРА 32
Контрольные вопросы к теме №6 32
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ЛЕКЦИЯ 7 ИЗДЕРЖКИ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 32
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
(РАБОТ, УСЛУГ) 32
КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНЫ 32
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 32
Контрольные вопросы к теме №7 32
ТЕМА 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ДОХОДА И ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА 32
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 32
Контрольные вопросы к теме №8 32
ТЕМА 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 9. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ 32
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 32
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 32
Контрольные вопросы к теме №9 32
ТЕМА 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
ЛЕКЦИЯ 10. АДАПТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 32
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
БАНКРОТСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ 32
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
Контрольные вопросы к теме №10 32
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Состоят из следующих статей затрат: амортизация оборудования и транспортных средств, стоимость смазочных, обтирочных материалов, заработная плата вспомогательных рабочих с отчислениями на социальные нужды, износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений и др.
Затраты по статьям 10 – 12 распределяются между различными видами продукции пропорционально сумме основной заработной платы основных производственных рабочих.
Учитывают затраты на гарантийное обслуживание, сертификацию и стандартизацию и т.д. Определяются в процентах от суммы статей 1-12.
После расчета всех статей составляется калькуляция себестоимости продукции, которая является основой формирования цены изделия.
Различают оптовые, отпускные и розничные цены изделия.
Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции (Сп) и планируемую прибыль (Пр):
Цоп = Сп + Пр.
Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов.
Цотп = Цоп + Мб + Рф + НДС,
где: Мб – целевой сбор на формирование местных жилищно-инвестиционных фондов и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда ;
Рф – отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и дорожные фонды;
НДС – налог на добавленную стоимость.
Розничная цена формируется с учетом отпускной, оптовой и торговой надбавок.
Успешное функционирование и развитие предприятия в условиях рыночной экономики во многом зависит от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность, прибыль, требует дополнительных затрат оборотного капитала. Если раньше белорусские товары прорывались на российский рынок благодаря своей низкой стоимости, то теперь этот фактор постепенно сходит на нет. Ведь на единицу продукции у нас расходуется сырья, материалов и трудозатрат в несколько раз больше, чем в развитых странах. Наряду с улучшением качества продукции снижение издержек производства и соответственно цен одно из условий повышения конкурентоспособности предприятия. Все это и заставляет предприятие постоянно проводить работу по поиску резервов снижения себестоимости продукции.
В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия.
Все многообразие факторов, которые оказывают влияние на себестоимость продукции можно классифицировать на три категории:
К внутренним резервам снижения себестоимости продукции относятся:
а) повышение эффективности использования экономических ресурсов, способствующее снижению материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости продукции;
б) ликвидация непроизводительных расходов и потерь;
в) повышение квалификации персонала, предупреждение потерь от брака;
г) адаптация бухгалтерского учета к требованиям системы управления затратами, критериям оценки эффективности деятельности предприятия.
Основные понятия:
доход; доход от реализации продукции; доход от внереализационных операций; прибыль: балансовая, льготируемая, налогооблагаемая, остающаяся в распоряжении предприятия и чистая; налог на прибыль; налог на недвижимость; рентабельность; показатели рентабельности: общая, рентабельность продукции, рентабельность фондов, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций; политика распределения прибыли; эффективность управления прибылью; принципы распределения прибыли.
В результате своей производственно-
Доход от реализации продукции (работ, услуг) (Др) представляет собой выручку от реализации товарной продукции (работ, услуг), которая определяется по формуле:
Др = Цотпi * Qрпi,
где: Цотпi - отпускная цена i-го изделия с налогом на добавленную стоимость, руб.;
Qрпi - количество реализованной продукции i-го наименования в натуральных единицах.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) образуется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Доход от реализации других материальных ценностей включает выручку от продажи излишнего имущества и прочих активов предприятия (нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.).
Кроме того, предприятия могут иметь финансовые результаты от внереализационных операций, т.е. от операций, не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и других активов.
В состав доходов от внереализационных операций включаются:
Часть чистого дохода предприятия, образующегося после вычета из него косвенных налогов и текущих затрат, называется прибылью Прибыль является главной целью предпринимательской деятельности предприятия. Она характеризует экономический эффект его работы и стимулирует ее, так как обеспечивает потребности в финансовых ресурсах самого предприятия.
Значение прибыли в системе
национальной экономики обусловлено
тем, что она является одним из важнейших
источников накопления и пополнения доходной
части государственного и местных бюджетов,
развития предприятия, удовлетворения
интересов собственника имущества и членов
трудового коллектива. Особенностью прибыли
в условиях рынка является не накопление
ее в денежной форме, а инвестирование
ее в производство, что способствует экономическому
росту предприятия и повышению его конкурентоспособности. Значение прибыли для субъектов рыночной
экономики представлено на
рис. 8.1.
В практике учета и планирования различают следующие виды прибыли:
Классификация видов прибыли представлена на рисунке 8.2.
Балансовая (валовая) прибыль включает прибыль, полученную от всех направлений деятельности предприятия: реализации продукции, работ, услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученной от внереализационных операций.
Превышение доходов над
Пб = Пр + Ппр + Пвн,
где Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Ппр - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;
Пвн - доходы (убытки) от внереализационных операций (недостачи материальный ценностей, разница валютных курсов, судебные издержки и т.п.).
Прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг является основной частью балансовой прибыли. Она определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах (валовым доходом) и издержками производства (обращения) реализованной продукции, товаров, работ, услуг и суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным по формуле:
Пр= Цi*Qpi - Cпi*Qpi – KH,
где Цi - отпускная цена единицы i-ой продукции, руб./шт.;
Спi - себестоимость единицы i-ой продукции, руб./шт.;
Qрi - объем реализации i-ой продукции, шт.;
m - количество наименований продукции в портфеле заказов, в производственной программе;
КН - косвенные налоги и отчисления уплачиваемы из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Прибыль от внереализационных операций определяется с учетом их доходов и расходов. К внереализационным расходам и потерям относятся:
Прибыль налогооблагаемая рассчитывается по следующей формуле:
Побл= Пб - Пд – НН - Ллг,
где Побл - налогооблагаемая прибыль;
Пб - балансовая (валовая) прибыль;
Пд – прибыль от мероприятий, облагаемых налогом на доход;
НН - налог на недвижимость;
Ллг - льготируемая прибыль;
Объектом обложения налогом на доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы. Дивидендом для целей налогообложения признается часть прибыли предприятия, хозяйственного общества или хозяйственного объединения, выплачиваемая соответственно собственнику (собственникам) данного предприятия либо участникам хозяйственного общества или хозяйственного объединения в связи с правом собственности на имущество предприятия либо участием в хозяйственном обществе или хозяйственном объединении, за исключением: выплат акционеру (пайщику) в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный капитал предприятия при его ликвидации; выплат акционерам (пайщикам) предприятия в виде акций (паев) этого же предприятия, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном капитале ни одного из акционеров (пайщиков).