Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 11:21, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена рядом причин, таких как, например:
- лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений. Курсовая работа имеет традиционное построение: обзор литературы, подготовленный по 63 источникам учебной и периодической литературы.
Содержание работы продумано, логика раскрытия темы понятна, микротемы выделяются, Допущены недочёты в формулировании названий параграфов и глав.
Предложенные в курсовой работе мероприятия и предложения по совершенствованию эффективности работы предприятия являются новыми для организации и практически значимыми.
Введение
1 Теоретические основы лизинга
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики
1.2 Виды лизинга
1.3 Субъекты лизинга
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения
2.3.1 Правовое регулирование лизинга
2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности
2.3.3 Недостатки таможенного регулирования лизинговых операций
2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие развитие лизинга
2.4 Перспективы развития лизинга в России
Заключение
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
лизинг финансовая аренда
Российский рынок лизинга
Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, снижают процентные ставки.
Средний объем собственных
средств лизинговых компаний
составляет 24,2%, что дает возможность
вести активную деятельность. У
отдельных организаций данный
показатель составляет более
60%, то есть эти компании
«Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1% .
Структура рынка лизинга значительно
изменилась по сравнению с 2009 годом,
когда самым крупным сегментом
по объему сделок был сегмент
На долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся основным направлением, темпы роста которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года. Повышенный спрос отмечался на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле техники 2010 года выпуска. Автолизинг практически полностью реанимировался после кризиса и уверенно набирает обороты.
По итогам 9 месяцев 2010 года объем сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года.
Кризис сильнее всего ударил
по сегменту лизинга железнодорожного
транспорта. Объем нового бизнеса
данного сегмента за 9 месяцев 2010 года
по сравнению с аналоговым периодом
2008 года увеличился более чем в 5
раз и более чем в 8 раз относительно
2009 года. Количество заключенных контрактов
увеличилось более чем в 3 раза
относительно 2008 года и в 27 раз относительно
2009 года. Показатели лизинга железнодорожного
транспорта, авиатехники и судов
превзошли все возможные
С одной стороны, позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота ухудшились относительно других, но объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года.
Популярностью сегмент рынка лизинга недвижимости не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали данную сферу. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2010 года на 42,9% меньше, чем в 2008 году, но в 1,97 раза больше 2009 года.
Лизинг в регионах претерпел существенные изменения по сравнению с прошлыми годами. «В географическом разрезе за девять месяцев 2010 года значительно изменилась доля лишь трех регионов — Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО. Доля Москвы увеличилась с 28,9% по итогам девяти месяцев 2009 года до 37,6%, доля Сибирского ФО снизилась с 15,6% до 6,5%, доля Центрального ФО сократилась с 20,9% до 14,8%» [41]. Остальные регионы более медленными темпами восстанавливают свои позиции.
Как и в прошлом году, основное количество сделок 67,24% заключались с небольшими компаниями, которые берут в лизинг недорогие автомобили и оборудование. Основные тенденции остались прежними- на рынке работают компании с большим оборотом и хорошей репутацией.
Форма собственности лизинговых компаний претерпела изменения: почти на 3,5% сократилось доля кэптивных компаний (дочерняя компания, организуемая для финансирования закупок товаров у материнской компании), связанных с производителем и входящих в крупные холдинги и финансово-промышленные группы. «Доля компаний, капитал которых сформирован за счет государственного бюджета, возросла с 1,92% в 2009 году до 3,33% в 2010 году. Доля независимых организаций увеличилась на 1,78%, а доля компаний, принадлежащих банкам, повысилась на 2,53%» [40].
Показатели происхождения
В тройку лидеров рынка по объему
новых сделок за девять месяцев 2010 года
вошли ЗАО «Сбербанк Лизинг»,
ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ОАО «ВТБ-
Многие участники рынка по-
До 2008 года рынок лизинга в России рос настолько успешно, что его ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был почти на 12% меньше российского. Лизингу до кризиса удалось стать значимым инструментом инвестиций, модернизации, обновления производства. Именно лизинг в России — яркий пример успешного развития финансового сектора.
Российский рынок лизинга не
имеет ни специализированного
При сохранении прочих положений финансовой
аренды, за исключением порядка начисления
амортизации, лизинг превратится в
разновидность банковского
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения
Правовую основу регулирования лизинга в России образуют следующие нормативно- правовые акты:
- ГК РФ, часть вторая (§ 6 Финансовая аренда (лизинг)) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ;
- Закон о финансовой аренде (дата
принятия и номер, полное
- Конвенция УНИДРУА (дата
- Постановление Правительства РФ от 27.06.1996г. №752 (полное наименование документа указано в подразделе 2.1 данной курсовой работы);
- Приказ Минфина РФ от 17.02.1997г. №15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»;
- Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Минэкономики РФ 16.04.1996г.;
- иные законы и подзаконные
акты, часть из которых упоминается
в настоящей курсовой работе
при освещении аспектов
Российское законодательство предусматривает только один вид лизинговой деятельности- финансовая аренда, который в зависимости от того, резидентами какой страны являются субъекты договора лизинга, подразделяется на внутренний и международный. Данная классификация не отражает все многообразие форм лизинговых отношений, фактически осуществляемых в России и законодательного урегулирования которых желают многие участники лизингового рынка. Актуальным является вопрос об усовершенствовании Закона о финансовой аренде, в котором необходимо прописать статьи (пункты), касающиеся возможности использования возвратного и оперативного лизинга (определения указанных видов лизинга даны в подразделе 1.2 данной курсовой работы). Однако реализация подобных сделок несет в себе существенные налоговые риски, так как отдельные нормы, содержащие недостаточно четкие определения ряда понятий, трактуются не в пользу лизинговых компаний.
Отрасли, где инновационная активность высока, особенно заинтересованы в оперативном лизинге. К примеру, современное компьютерное оборудование, которое морально устаревает очень быстро, нуждается в замене гораздо раньше истечения срока его физической амортизации. В этом случае лучше оперативного лизинга инструмента стимулирования не придумать.
Насущна также проблема увязки лизингового
законодательства с законодательством
в области охраны и использования
программных продуктов. Современное
высокотехнологичное
Сделки оперативного лизинга
могут быть реализованы в