Лизинг. Становление и развитие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена рядом причин, таких как, например:
- лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений. Курсовая работа имеет традиционное построение: обзор литературы, подготовленный по 63 источникам учебной и периодической литературы.
Содержание работы продумано, логика раскрытия темы понятна, микротемы выделяются, Допущены недочёты в формулировании названий параграфов и глав.
Предложенные в курсовой работе мероприятия и предложения по совершенствованию эффективности работы предприятия являются новыми для организации и практически значимыми.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы лизинга
1.1 Сущность лизинга и его значение в развитии экономики
1.2 Виды лизинга
1.3 Субъекты лизинга
2 Лизинг в России: проблемы и пути решения
2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России
2.2 Характеристика российского рынка лизинга
2.3 Проблемы лизинга в России и пути решения
2.3.1 Правовое регулирование лизинга
2.3.2 Налогообложение лизинговой деятельности
2.3.3 Недостатки таможенного регулирования лизинговых операций
2.3.4 Прочие факторы, сдерживающие развитие лизинга
2.4 Перспективы развития лизинга в России
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ЭЗ-08 экономика предприятия Блажевич Д.А.docx

— 107.04 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Характеристика российского  рынка лизинга 

лизинг финансовая аренда

Российский рынок лизинга показал  хорошие результаты по итогам 9 месяцев 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению  с прошлым годом и возросла по сравнению с 2008 годом. Показатели лизинговой отрасли в этом году стабилизируются  и улучшаются, и компании реанимируют  свой бизнес за счет увеличения объемов  бизнеса и получаемых платежей, что  ведет к согласованию новых кредитов и увеличению их объемов. Пример развития лизингового бизнеса одной фирмы  приведен в Приложении В к данной курсовой работе. «Проблема с лизингополучателями, которые не могли вовремя оплатить лизинговые платежи и погасить уже  имеющиеся задолженности, была решена двумя путями. Первый путь – изъятие  оборудования, второй – изменение  сроков и размеров лизинговых платежей» [40].

Банки, основной источник финансирования для лизингодателей, снижают процентные ставки.

 Средний объем собственных  средств лизинговых компаний  составляет 24,2%, что дает возможность  вести активную деятельность. У  отдельных организаций данный  показатель составляет более  60%, то есть эти компании практически  не используют займы, а покупают  оборудование, автотранспорт, технику  и предоставляют ее в лизинг  за счет собственных средств. 

«Объем сделок по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось  на 1% .

Структура рынка лизинга значительно  изменилась по сравнению с 2009 годом, когда самым крупным сегментом  по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его  долю приходилось почти 31% сделок. В 2010 году основную долю- 38,77% занимает железнодорожный  транспорт, авиация и суда» [40].

На долю автотранспорта приходится 31,52%. Данный сегмент многие годы являлся  основным направлением, темпы роста  которого постоянно возрастали. За 9 месяцев 2010 года показатель уменьшился на 15,83% относительно аналогичного периода 2008 года, но увеличился в 3,1 раза относительно 2009 года. Повышенный спрос отмечался  на автомобили небольшой грузоподъемности, из невысоких ценовых категорий, а также на автотранспорт производства 2008 года, который стоит дешевле  техники 2010 года выпуска. Автолизинг практически полностью реанимировался после кризиса и уверенно набирает обороты. 

По итогам 9 месяцев 2010 года объем  сделок, заключенных с оборудованием, уменьшился на 0,06% в сравнении с 2008 годом и увеличился в 2,68 раза относительно 2009 года.

Кризис сильнее всего ударил по сегменту лизинга железнодорожного транспорта. Объем нового бизнеса  данного сегмента за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналоговым периодом 2008 года увеличился более чем в 5 раз и более чем в 8 раз относительно 2009 года. Количество заключенных контрактов увеличилось более чем в 3 раза относительно 2008 года и в 27 раз относительно 2009 года. Показатели лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов  превзошли все возможные ожидания и прочно закрепили за собой второе место в структуре рынка лизинга, а темпы восстановления можно  считать самыми высокими.

С одной стороны, позиции сегмента лизинга сельскохозяйственной техники  и племенного скота ухудшились относительно других, но объем нового бизнеса  за 9 месяцев 2010 года почти в 2 раза больше объема за аналогичный период 2009 года и на 22% меньше 2008 года.

Популярностью сегмент рынка лизинга  недвижимости не пользуется, хотя изменения, произошедшие в этом году, преобразовали  данную сферу. Объем нового бизнеса  за 9 месяцев 2010 года на 42,9% меньше, чем  в 2008 году, но в 1,97 раза больше 2009 года.

Лизинг в регионах претерпел  существенные изменения по сравнению  с прошлыми годами. «В географическом разрезе за девять месяцев 2010 года значительно  изменилась доля лишь трех регионов —  Москвы, Центрального ФО и Сибирского ФО. Доля Москвы увеличилась с 28,9% по итогам девяти месяцев 2009 года до 37,6%, доля Сибирского ФО снизилась с 15,6% до 6,5%, доля Центрального ФО сократилась с 20,9% до 14,8%» [41].  Остальные регионы  более медленными темпами восстанавливают  свои позиции.

Как и в прошлом году, основное количество сделок 67,24% заключались  с небольшими компаниями, которые  берут в лизинг недорогие автомобили и оборудование. Основные тенденции  остались прежними- на рынке работают компании с большим оборотом и  хорошей репутацией.

Форма собственности лизинговых компаний претерпела изменения: почти на 3,5% сократилось  доля кэптивных компаний (дочерняя компания, организуемая для финансирования закупок товаров у материнской  компании), связанных с производителем и входящих в крупные холдинги и финансово-промышленные группы. «Доля  компаний, капитал которых сформирован  за счет государственного бюджета, возросла с 1,92% в 2009 году до 3,33% в 2010 году. Доля независимых  организаций увеличилась на 1,78%, а доля компаний, принадлежащих банкам, повысилась на 2,53%» [40].

Показатели происхождения капитала также существенно не изменялись на протяжении последних нескольких лет. «В 2010 году преобладал российский капитал, на его долю приходится около 78,33%, а вот доли компаний преимущественно  с иностранным капиталом и  компаний филиалов иностранных компаний полностью перераспределились. В отличие от 2009 года, на долю филиалов приходится в 2010 году 8,33% против 19,23% в 2009 году и на иностранные – 13,33% против 7,69%. Это может говорить о том, что филиалы стали работать как отдельные компании» [40].

В тройку лидеров рынка по объему новых сделок за девять месяцев 2010 года вошли ЗАО «Сбербанк Лизинг», ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ОАО «ВТБ-Лизинг».

Многие участники рынка по-прежнему опасаются новой волны кризиса. Это неудивительно: лизинг, как показала практика, чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике. Правительство в пик кризиса приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизинговой отрасли. Однако господдержка в основном была ориентирована не на лизинговые компании, а на их клиентов, а также продавцов оборудования, передаваемого в лизинг. Наиболее востребованными программами господдержки лизинговой деятельности были те, которые предусматривали выделение финансирования на более приемлемых условиях. Государство пыталось стимулировать лизинговую деятельность за счет предоставления субсидий лизингополучателям. Госпрограммы предполагали возмещение государством части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга. При этом субсидии выдавались по договорам лизинга имущества исключительно отечественного производства. Лишь в двух постановлениях правительства предусматривается возможность предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям. А именно: в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008г. №90 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008- 2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей российским авиакомпаниям в лизинг» и Постановлении Правительства РФ от 07.07.2009г. №546 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на срок не более 5 лет для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг». «В связи с этим реальным подспорьем для отрасли в сложной экономической ситуации стала программа ОАО «Российский Банк Развития» (РосБР), предусматривающая кредитование лизинговых компаний, работающих с предприятиями малого и среднего бизнеса. Ключевые плюсы программы не только в выгодных ставках и длительных сроках, но и в том, что банк передал обязательства (и ответственность) по рассмотрению и оценке клиентов лизинговой компании, что существенно увеличивает оперативность финансирования заявок лизингополучателей. Единственный минус программы— небольшие кредитные лимиты, выделяемые банком на лизинговые компании» [59].

До 2008 года рынок лизинга в России рос настолько успешно, что его ставили в пример другим странам. Даже в быстрорастущем Китае лизинговый рынок был почти на 12% меньше российского. Лизингу до кризиса удалось стать значимым инструментом инвестиций, модернизации, обновления производства. Именно лизинг в России — яркий пример успешного развития финансового сектора.

Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни серьезных лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование  осуществляется в хаотичном режиме, и зачастую принимаемые законы крайне негативно влияют на функционирование рынка. С 2009 года, в разгар кризиса, была отменена возможность применения ускоренной амортизации для оборудования 1- 3 амортизационных групп. Эти группы включают в себя имущество со сроком полезного использования до 5 лет, в частности легковые автомобили с объемом двигателя до 3,5 л, лабораторное оборудование для сельского хозяйства, машины для заготовки кормов, различные конвейеры, автобусы длиной до 7,5 м, специальные автомобили и навесное оборудование к машинам для уборки городов, лесопромышленные тракторы и многое другое. В 2010 году Минфин РФ предложил и вовсе отменить возможность ускоренной амортизации при лизинге. В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга сократится, а значит, существенно замедлится и процесс модернизации основных фондов в стране. Оставшимся на рынке лизинговым компаниям необходимо будет перепрофилироваться на оказание связанных с эксплуатацией предмета лизинга услуг. В то же время дополнительные услуги возможны преимущественно при работе со спецтехникой и автомобилями. Лизинг иного оборудования и объектов потенциальному клиенту будет не интересен, так как в лице лизинговой компании он будет получать только бесполезное промежуточное звено.

При сохранении прочих положений финансовой аренды, за исключением порядка начисления амортизации, лизинг превратится в  разновидность банковского кредитного продукта с определенной спецификой технологии финансирования и перехода права собственности на имущество.

 

2.3 Проблемы лизинга в  России и пути решения 

 

      1. Правовое регулирование лизинга 

Правовую основу регулирования  лизинга в России образуют следующие  нормативно- правовые акты:

- ГК РФ, часть вторая (§ 6 Финансовая  аренда (лизинг)) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ;

- Закон о финансовой аренде (дата  принятия и номер, полное наименование  документа указаны в подразделе 1.1 данной курсовой работы);

- Конвенция УНИДРУА (дата принятия, полное наименование документа  указаны в подразделе 1.1 данной  курсовой работы);

- Постановление Правительства  РФ от 27.06.1996г. №752 (полное наименование  документа указано в подразделе 2.1 данной курсовой работы);

- Приказ Минфина РФ от 17.02.1997г.  №15 «Об отражении в бухгалтерском  учете операций по договору  лизинга»;

- Методические рекомендации по  расчету лизинговых платежей, утвержденные  Минэкономики РФ 16.04.1996г.;

- иные законы и подзаконные  акты, часть из которых упоминается  в настоящей курсовой работе  при освещении аспектов лизинговой  деятельности.

Российское законодательство предусматривает  только один вид лизинговой деятельности- финансовая аренда, который в зависимости  от того, резидентами какой страны являются субъекты договора лизинга, подразделяется на внутренний и международный. Данная классификация не отражает все многообразие форм лизинговых отношений, фактически осуществляемых в России и законодательного урегулирования которых желают многие участники лизингового рынка. Актуальным является вопрос об усовершенствовании Закона о финансовой аренде, в котором  необходимо прописать статьи (пункты), касающиеся возможности использования  возвратного и оперативного лизинга (определения указанных видов  лизинга даны в подразделе 1.2 данной курсовой работы). Однако реализация подобных сделок несет в себе существенные налоговые риски, так как отдельные  нормы, содержащие недостаточно четкие определения ряда понятий, трактуются не в пользу лизинговых компаний.

Отрасли, где инновационная активность высока, особенно заинтересованы в  оперативном лизинге. К примеру, современное компьютерное оборудование, которое морально устаревает очень  быстро, нуждается в замене гораздо  раньше истечения срока его физической амортизации. В этом случае лучше  оперативного лизинга инструмента  стимулирования не придумать.

Насущна также проблема увязки лизингового  законодательства с законодательством  в области охраны и использования  программных продуктов. Современное  высокотехнологичное оборудование, применяемое в различных отраслях экономики (не говоря уже о телекоммуникационном и компьютерном оборудовании), включает программное обеспечение, стоимость  которого может быть даже выше стоимости  комплектующих (например, при внедрении  некоторых автоматизированных систем управления). Однако по законодательству программное обеспечение не относится  к основным средствам, что создает  трудности при передаче в лизинг соответствующего оборудования.

 Сделки оперативного лизинга  могут быть реализованы в России  либо в виде аренды, либо путем  создания дополнительного юридического  лица, которое для осуществления  сделки выступит продавцом оборудования, как того требует Закон о  финансовой аренде. В то же  время помимо излишних юридических  процедур отсутствие законодательного  признания оперативного лизинга  обусловливает дополнительный налоговый  риск для участников сделки. В результате возникают почти непреодолимые законодательные препятствия при оформлении договоров и необходимость поиска способов обойти законодательные тупики. Многие предприниматели предпочитают не использовать оперативный лизинг, а значит, не получают доступа к отличному инструменту модернизации и внедрения современных технологий.

Информация о работе Лизинг. Становление и развитие в РФ