Малые предприятия и их роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Раздел 1.Теоретические основы темы «Малые предприятия и их роль в современных условиях»
1.1.Содержание понятия «малое предприятие»..............................................5
1.2. Начало развития малого предпринимательства в России……………...6
Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.1.Организационная характеристика предприятия.............................................................................................................10
2.2. Экономическая характеристика ООО «Джина»………………………..14
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития «ООО Джина»
3.1. Динамика изменения выручки……………………………………………...20
3.2. Проблемы и перспективы развития «ООО Джина»……………………….22
Заключение............................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

Показатели эффективности  использования основных видов производственных ресурсов

 

 

Показатели

 

2010 г.

 

2011 г.

 

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Фондоотдача, руб.

0,82

1,1

1,1

134,1

Оборачиваемость оборотных средств:

обороты

дни

 

1,5

236,8

 

1,73

208,1

 

2

180

 

133,3

76

Реализовано продукции:

на 1 работника, тыс. руб.

 

175,1

 

407,4

 

545

 

311,2

на 1 чел.-ч., руб.

0,1

0,2

0,3

300

Окупаемость затрат, руб.

3,5

4,8

5,7

162,8


 

Эффективность использования  материальных ресурсов увеличилась.

Число оборотов, совершаемых оборотными средствами, увеличилось с 1,5 до 2 раз, что говорит об ускорении оборачиваемости. Очевидно, что чем выше коэффициент оборачиваемости, тем лучше используются оборотные средства. В 2010 г. совершался только один оборот, а в 2012 - 2.

Доля выручки на 1 рубль затрат увеличилась на 2%, что является положительным моментом в работе предприятия.

Из анализа показателей  видно, что эффективность использования  основных видов производственных ресурсов увеличилась из-за превышения темпов роста выручки над темпами роста стоимости ОПФ.

 

Перед анализом показателей эффективности использования основных видов производственных ресурсов, следует изучить финансовые результаты деятельности предприятия, т.к. они определяют дальнейшее развитие предприятия.

 

 

 

Таблица 8

 

Финансовые результаты деятельности предприятия, млн. руб.

 

 

Показатели

 

2010 г.

 

2011 г.

 

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Выручка от реализации продукции

12431

15481

18531

149,1

Полная себестоимость

3535

3217

3253

92

Валовая прибыль

10331

13981

17331

167,7

Прибыль от продаж

8896

12264

15278

171,7

Чистая прибыль

8931

10933

12924

144,7

Рентабельность, %

продаж

активов

 

71,5

109,2

 

 

79,2

122,8

 

82,4

139,3

 

-

-


 

Выручка предприятия  ООО «Джина» в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась почти на 50%. Полная себестоимость уменьшилась, из-за снижения фонда оплаты труда. В результате чего произошло увеличение прибыли от продаж на 71% и чистой прибыли на 44%. Рентабельность продаж и активов увеличилась, что говорит о повышении эффективности деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития «ООО Джина»

 

3.1. Динамика изменения  выручки 

 

ООО «Джина» развивается  стабильно, уменьшая себестоимость  и увеличивая выручку. Увеличение выручки объясняется несколькими причинами:

  1. Рост рождаемости, который привел к увеличению спроса на игрушки;

 

 

Диаграмма 1

 

 

В диаграмме отражено увеличение рождаемости: в 2012 г. на 5,7% родившихся больше, чем в 2011 г.

 

 

 

 

 

 

  1. Снижение закупочной цены поставщиком, что привело к увеличению закупок и увеличению выручки от продаж.

Поставщик ООО «Велес»  снизил закупочные цены на некоторые виды продукции

 

 

Таблица 9

Динамика снижения закупочных цен за комплект игрушек

 

Виды продукции

 

2010 г.,

тыс. р.

 

2011 г.,

тыс. р.

 

2012 г.,

тыс. р.

Игрушки для познания науки и  техники

2440

1855

1256

Игрушки для познания трудовых процессов

2515

1900

1438

Настольные игры

2670

2000

1670

Игрушки-забавы

1980

1500

1270

Игрушки для ясельного возраста

1560

1300

1055


 

В таблице указано  снижение закупочных цен за весь комплект игрушек. Поставщик ООО «Велес»  снизил закупочные цены на некоторые  виды продукции.

 

Как показал проведенный  анализ, увеличение выручки, в основном, не зависело от самого предприятия. Следует рассмотреть, что необходимо сделать предприятию, чтобы самому повлиять на успешное развитие и проблемы, встающие на пути этих преобразований.

 

 

 

  •  

  •  

  • 3.2.Проблемы и перспективы развития «ООО Джина»
  •  

    Одна из проблем: высокая конкуренция. Для предприятия важно не только найти свою рыночную нишу, но и суметь удержать занятые позиции. Чтобы понять, что в городе высокая конкуренция в продаже игрушек, не нужно быть специалистом в какой-либо отрасли, достаточно пройти по улицам города.

    Решение проблемы: проведение более активной маркетинговой политики. Совершенствование маркетинговой политики компании – процесс трудоемкий. Для того, чтобы быть «впереди планеты всей», а не оставаться на задворках, маркетинг должен постоянно быть в действии и рассчитан не «сегодня на сегодня», а на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Экстренные меры по совершенствованию маркетинговой политики предприятия могут приниматься только лишь в экстренных условиях.

    Еще одно решение этой проблемы: увеличение качества продукции. Т.к. предприятие не производит игрушки, а занимается их реализацией, имеет смысл сменить поставщика на другого поставщика, который производит более качественный товар. Более качественный товар может стоить дороже, а покупатели для своих детей выберут лучше качественный и более дорогой товар, чем дешевый и некачественный (китайские игрушки).

    Из этого вытекает новая проблема: перенасыщенность рынка низкокачественными дешевыми игрушками, которым отдают предпочтение большинство покупателей. Почему? Дешево, а, значит, выгодно. Эти игрушки поставляются в основном из Китая, но и большое количество игрушек – с Запада. Им отдают предпочтение покупатели из-за большого ассортимента, в то время как отечественный производитель редко выпускает что-то новое. Эту проблему надо решать на федеральном уровне, также как и следующую.

    Проблема –  это налоговая система, которая должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура её применения прозрачной.

    Да, стало проще составлять бухгалтерскую отчётность с введением  новой налоговой системы (скоро и это отменят). Но, зато органы местного самоуправления продолжают оказывать существенное негативное влияние на деятельность малых предприятий, вводя дополнительные местные налоги и сборы пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональный и федеральный уровни.

    Неразвитость  системы информационной поддержки  малых предприятий - ещё одна проблема. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу. Необходимо распространять такого рода информацию всеми возможными способами: через Интернет (официальные сайты РФ), через СМИ и пр.

    Успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы, как  по линии руководитель-работник, так и между работниками. Возникают конфликты между рядовыми сотрудниками и между начальниками и подчиненными.

    В ООО «Джина» наблюдается прогрессирующий конфликт между управляющим персоналом и рядовыми сотрудниками, впрочем как и между заведующим и бухгалтером. Года три назад в ООО «Джина» не было должностной единицы заведующий и выходило так, что по степени главенства бухгалтер шёл после директора. Сейчас ситуация изменилась, что не очень нравится бухгалтеру, который часто демонстративно игнорирует указания заведующего магазином. Вытекающая проблема - отсутствие инициативности и ответственности. Управленческий персонал не решается принимать какие-либо управленческие решения без ''благословения'' директора. Рядовые сотрудники вообще боятся какой-либо ответственности. Результат - не выключенное на ночь электричество в магазине, не проставленная дата на ценниках, периодические кражи товара покупателями.

     

     

    Для решения таких  проблем в штате сотрудников  есть психолог, нанятый совершенно недавно.

    Примером послужила  западная система работы с сотрудниками: на каждом предприятии обязательно  есть психолог, который работает с  коллективом, проводя тренинги для  разрешения конфликтов и сплочения  команды. Такая практика показала, что  при рассмотрении причин конфликтов и примирении сторон, разногласий становится меньше, что положительно влияет на результаты работы предприятия вцелом.  Об этом говорят финансовые результаты деятельности предприятия, рассмотренные в таблице 8 предыдущего раздела.

    От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы - установить тесный неформальный контакт с руководителем, т.к. именно с ним в представлении работников отождествляются победы и поражения (чем и занимается психолог). Если руководителю удастся сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс перевоплотить живой труд в фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, т.к. организационная структура фирмы простая. Это позволяет найти индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Это могут быть, как угроза лишиться работы, так и постоянного заработка, а также возможности самореализации. Предприятие будет гораздо устойчивее, если материальную заинтересованность сочетать с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

     Чтобы снизить текучесть  кадров, необходимо стимулирование  в работе: распределение четких обязанностей среди персонала, премии. На данном этапе развития предприятия используются стимулы в виде почетного звания «Лучший продавец», в виде премий и пр.

    Работ по устранению многих проблем на предприятии ещё предостаточно. Если бы государство решило многие проблемы на федеральном уровне, было бы проще предпринимателю и было бы больше времени на разрешение проблем внутри предприятия.

     

    Проблем для любого малого предприятия всегда достаточно, но стоит рассмотреть и перспективы развития ООО «Джина».

     Предприятие ООО  «Джина» располагается в одном  здании, плюс в том, что это  здание не арендуется. Позже, когда  выручка и прибыль предприятия  увеличится, можно будет продать  это здание и  приобрести  новое, которое будет больше  старого и, тем самым, увеличить ассортимент игрушек.

    Чтобы увеличить ассортимент  игрушек, стоит подумать об изменении поставщика или расширении базы поставщиков. Стоит рассмотреть вариант сотрудничества с отечественными производителями. Это крайне важно для поддержания отечественных производителей, т.к. они не имеют выхода на мировой рынок, а покупка у них продукции поможет их развитию.

    ООО «Джина» работает только в г. Кирове, но при успешном развитии имеет шанс выйти на региональный и федеральный уровни. Таким образом, малый бизнес станет средним и, далее, крупным. Выход в такие города, как Пермь, Екатеринбург, Челябинск, будет говорить о достаточно высокой репутации и доверии покупателей; также это повлияет на расширение базы поставщиков, замена продукции среднего качества на более высокое, увеличение ассортимента необычных игрушек, которые подходят и для взрослых и для детей.

    На данном этапе развития очень важно повышение качества продукции. Чем выше качество, тем меньше риска того, что покупатель останется недоволен или вернет игрушку.

    Я считаю, что также  важна реклама магазина, реклама  продукции. Не только реклама на телевидении, в СМИ или в Интернете. Пожалуй, лучшей рекламой будет спонсирование проектов города, организация детских праздников и торжеств с подарками, в виде продукции магазина.

    Проанализировав работу ООО «Джина», можно сказать, что  перспективы развития у предприятия  неплохие, есть чего добиваться и с  чем бороться. Главное – продуманность  действий и качество их выполнений.

    Заключение 

     

    При работе над данным курсовым проектом была сделана попытка проанализировать основные проблемы малого бизнеса в целом на уровне страны, а также на микроуровне конкретного малого предприятия.

    В первой главе было дано определение малого предприятия, критерии отнесения предприятия к данному виду.

    Вторая глава была посвящена рассмотрению особенностей создания и функционирования малого предприятия на примере предприятия  ООО «Джина».

    Информация о работе Малые предприятия и их роль в современных условиях