Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:50, курсовая работа
Цель данной работы - исследование сущности малого предпринимательства, его места в экономике России, его развития на примере конкретной организации ООО «ЗвукАвто».
Данная работа содержит три главы. В первой главе раскрывается сущность малых предприятий, их место в экономике России, проблемы развития малого бизнеса, а также фактор государственной поддержки малого предпринимательства.
Во второй главе анализируется экономическая деятельность конкретного малого предприятия, отражается динамика продаж, доходов за несколько лет.
В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия показаны преимущества малого предпринимательства, раскрыты проблемы и пути их решения.
Введение
Глава 1. Малые предприятия в России на современном этапе
1.1 Понятие и сущность малых предприятий
1.2 Место малых предприятий в экономике России
1.2.1 Проблемы становления и развития малого бизнеса
1.2.2 Государственная поддержка малых предприятий
Глава 2. Технико-экономическая характеристика организации ООО «ЗвукАвто»
2.1 Динамика изменений технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто»
2.2 Анализ показателей платежеспособности организации
Глава 3. Проблемы малого предприятия на примере ООО «ЗвукАвто» и пути их решения
3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»
3.2 Рекомендации по повышению эффективности деятельности организации
Заключение
Список использованной литературы
Точной статистики по рынку автосервиса нет, мнения о его объемах расходятся на порядок. Официально в Краснодарском крае зарегистрировано около 2,5 тысячи фирм этого профиля, годовой их оборот местные власти определяют примерно в 700 миллионов долларов. Впрочем, существуют и более высокие оценки - до 2 миллиардов долларов, и, очевидно, заниженные - почти 100-120 миллионов долларов. Ясно только, что цифра эта будет нарастать - прежде всего, за счет количества автомобилей, которых в стране за последние десять лет увеличилось вдвое, и рост пока не собирается останавливаться [4, с. 1-4].
Отрасль деятельности ООО «ЗвукАвто» включает в себя продажу головных устройств, акустических систем, усилителей мощности, сабвуферов, различных аксессуаров, мультимедийных систем, сигнализаций, шумоизоляции, полок, коробов, подиумов. Отрасль является узкоспециализированной, требующей высокой квалификации работников и руководителей. Направление находится в зависимости как от продаж новых машин, так и от вторичного рынка. Большое значение в этом направлении зависит от дилерства компании по брендам, где владение популярным и востребованным брендом дает конкурентное преимущество. В авто звуке четко выражена сезонность.
Компания является эксклюзивным представительством компании «Чернов Аудио» по Краснодарскому краю, которая, в свою очередь, обладает исключительными правами на продукцию компаний «Hertz» (ведущий итальянский производитель акустических систем, сабвуферов, усилителей мощности и аудио аксессуаров), компании «JMLab/Focal» (аналогичный производитель компонентов высокого класса из Франции), «Audison» (итальянская компания-производитель усилителей и акустики премиум- класса), «Аuditor» (бюджетный французский производитель).
Компания работает на рынке с 2005 года и занимается продажей и продвижением продукции на территории Краснодарского края, продажи - оптовые, клиенты - розничные продавцы автозвука, местные сети, установочные мастерские, автосалоны.
Таблица 1 наглядно показывает динамику изменения технико-экономических показателей ООО «ЗвукАвто» с учетом данных, представленных в финансовой документации организации, в том числе в балансе, отчете о прибылях и убытках за 2009 год.
Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о том, что данная организация относится к типу предприятий малого бизнеса. Об этом свидетельствует выручка, размер которой не превышает 400 млн. руб.
Таблица 1
Динамика изменения технико-экономических показателей
ООО «ЗвукАвто»
№ п/п |
Показатель |
Формула |
2008 |
2009 |
Отклонение, в % |
1 |
Выручка |
Ф-2, стр. 010 |
32827 |
11219 |
34,18 |
2 |
Прибыль до налогообложения |
Ф-2, стр. 140 |
1019 |
221 |
21,69 |
3 |
Прибыль от продаж |
Ф-2, стр. 050 |
1025 |
317 |
30,93 |
4 |
Среднегодовая численность рабочих |
Ф-5 |
1 |
1 |
100,00 |
5 |
Среднегодовая стоимость ОС |
Ф-1, стр. 120 |
х |
х |
х |
6 |
Стоимость ОбС |
Ф-1, стр. 290 |
6544 |
2582 |
39,46 |
7 |
Величина собственного капитала |
Ф-1, стр. 490 |
823 |
959 |
116,52 |
8 |
Годовая производительность труда, в тыс. руб. |
п. 1 / п. 4 |
32827 |
11219 |
34,18 |
9 |
Часовая производительность труда, в тыс. руб. |
п. 1 / кол-во работников х 8 час. Х 249 дн. |
16,48 |
5,63 |
34,18 |
10 |
Оплата 1 чел./ часа, в тыс. руб. |
Ф-5 (Фонд з/пл)/ кол-во работников х 8 час. Х 249 дн. |
0,072 |
0,169 |
233,33 |
11 |
Окупаемость затрат |
п. 1/ Ф-2, стр. 020+030+040 |
1,032 |
1,029 |
99,69 |
12 |
Рентабельность производства, в % |
п. 3/ Ф-2, стр. 020+030+040 х 100 |
3,22 |
2,91 |
-0,32 |
13 |
Рентабельность продаж, в % |
п. 3/ п. 1 х 100 |
3,12 |
2,83 |
-0,30 |
14 |
Рентабельность деятельности организации, в % |
п. 2/ Ф-2, стр. 020+030+040 х 100 |
3,20 |
2,03 |
-1,18 |
В динамике наблюдается снижение выручки на 65,8%. Несмотря на снижение прибыли, собственный капитал увеличился за счет прибыли прошлых лет.
По показателям годовой производительности и выручке можно сделать вывод о снижении деловой активности организации. Несмотря на то, что организация работает эффективно, анализ данных таблицы говорит о снижении эффективности:
Рентабельность продаж, как и рентабельность деятельности организации в целом, снижается.
При этом стоит отметить, что окупаемость затрат организации в 2009 году практически не изменилась, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя и имеет тенденцию к снижению. Однако на текущий момент показатель окупаемости затрат > 1, что говорит об эффективности работы организации.
2.2 Анализ показателей платежеспособности организации
В целом организация работает прибыльно, однако имеется тенденция снижения эффективности, что в данном случае может быть связано с ростом себестоимости продукции.
С учетом снижения эффективности организации стоит рассмотреть и показатели её финансовой устойчивости, которые характеризуют вероятность банкротства организации, платежеспособность и финансовую устойчивость.
Таблица 2
Динамика изменения показателей финансовой устойчивости
№ п/п |
Коэффициенты |
Формула |
2008 |
2009 |
Отклонение |
Норма |
1 |
абсолютной ликвидности |
(Ф-1, стр. 260+250)/ Ф-1 стр. 690 |
0,019 |
0,08 |
0,06 |
0,2-0,7 |
2 |
критической оценки |
(Ф-1, стр. 260+250+240)/ Ф-1 стр. 690 |
0,135 |
0,34 |
0,20 |
> 1 |
3 |
текущей ликвидности |
Ф-1, стр. 290/ Ф-1 стр. 690 |
1,14 |
1,60 |
0,46 |
> 2 |
4 |
обеспеченности собственными ОбС |
(Ф-1, стр. 490+190)/ Ф-1 стр. 290 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,1 |
5 |
восстановления платежеспособ-ности |
(Ктл кп + 6/12 х (К тл кп - К тл нп))/ 2 |
х |
0,86 |
х |
> 1 |
6 |
автономии |
Ф-1, стр. 490/ Ф-1 стр. 700 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,5 |
7 |
финансовой устойчивости |
(Ф-1, стр. 490+590)/ Ф-1 стр. 700 |
0,13 |
0,37 |
0,25 |
> 0,5 |
8 |
соотношения собственных и заемных средств |
Ф-1, стр. 490/ (Ф-1 стр. 590+690) |
0,14 |
0,59 |
0,45 |
= 1 |
9 |
соотношения дебиторской и кредиторской задолженности |
(Ф-1, стр. 230+240)/ (Ф-1 стр. 620+630) |
0,129 |
0,39 |
0,26 |
= 1 |
10 |
маневренности |
(Ф-1, стр. 290-490)/ (Ф-1 стр. 290) |
0,87 |
0,63 |
-0,25 |
> 1 |
11 |
общей платежеспособ-ности |
Ф-1 (стр. 510+520+610+620+630+660)/ п. 12 |
1,77 |
1,46 |
-0,31 |
> 1 |
12 |
Среднемесячная выручка |
Ф-2, стр. 010 х 1.18/ 12 |
3227,99 |
1103,20 |
х |
х |
Расчетные данные таблицы позволяют сделать вывод о том, что на момент окончания расчетного периода организация неплатежеспособна, а структура баланса - неудовлетворительна. Об этом свидетельствуют коэффициенты текущей ликвидности, значения которых не соответствуют нормативам (т.е. < 2). Коэффициент текущей ликвидности также показывает, что при расчете с кредиторами на каждый рубль у организации остается еще 60 копеек на развитие производства.
Показатели коэффициента платежеспособности говорят о том, что в целом кредиторская задолженность накопилась за 1,46 месяца. Однако за последующие 6 месяцев организация вряд ли сможет восстановить свою платежеспособность. Об этом свидетельствует коэффициент восстановления платежеспособности (< 1).
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о том, что оборотные средства закупаются организацией на 37% на собственные средства без учета основных средств, при этом наблюдается динамика роста на 25% по сравнению с 2008 годом. На собственные средства организация существует на 37 %.
Расчетные данные таблицы показывают, что соотношение собственных и заемных средств также не соответствуют нормативу: на 1 руб. заемных средств всего 59 копеек собственных. Однако этот показатель увеличился по сравнению с прошлым периодом.
В целом стоит отметить, что коэффициент финансовой устойчивости организации ниже норматива. Частично это связано с показателями. Рассматриваемыми в п. 2.2. данной главы.
Это заставляет задуматься о принятии серьезных управленческих решений для дальнейшего развития организации.
Рассмотрев технико-экономическую характеристику предприятия в целом и проанализировав динамику изменений его финансовых показателей, необходимо проанализировать рентабельность продаж организации по отдельным группам товаров.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗВУКАВТО» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Преимущества и проблемы ООО «ЗвукАвто»
Для того, чтобы выявить причину снижения финансовой устойчивости ООО «ЗвукАвто» проанализируем рентабельность продаж по группам товаров. Таблица 3 позволяет проследить динамику изменения рентабельности продаж в 2008-2009 году.
Сравнительный анализ таблиц за 2008-2009 гг. показал, что самой рентабельной является группа «Навигаторы». Однако в 2009 году оставшись самой высокой рентабельность по данной группе снизилась с 11,88% до 5,10%.
Таблица 3
Динамика изменения рентабельности продаж по отдельным группам товаров в 2008-2009 гг.
За 2008 год
№ п/п |
Товары группы |
Объем продаж, в ед. |
С/ст-ть , в руб. |
Цена средней реализации за ед., в руб. |
Прибыль от продаж за ед. |
Рентабельность продаж |
1 |
Автозвук |
8154 |
2985,28 |
3071,86 |
86,58 |
2,82 |
2 |
Антирадар |
1127 |
1470,28 |
1508,42 |
38,14 |
2,53 |
3 |
Ксенон |
373 |
3782 |
3926,54 |
144,54 |
3,68 |
4 |
Навигатор |
255 |
7996 |
9074,5 |
1078,5 |
11,88 |
5 |
Сигнализация |
2046 |
1100 |
1124,38 |
24,38 |
2,17 |
За 2009 год
1 |
Автозвук |
1296 |
3835,6 |
3931,5 |
95,9 |
2,44 |
2 |
Антирадар |
177 |
1678 |
1725 |
47 |
2,72 |
3 |
Ксенон |
99 |
2141,4 |
2205,6 |
64,2 |
2,91 |
4 |
Навигатор |
820 |
5502,4 |
5798 |
295,6 |
5,10 |
5 |
Сигнализация |
379 |
2169 |
2232 |
63 |
2,82 |
Т.к. темпы снижения цены превышали темпы снижения себестоимости. Причиной снижения себестоимости в группе «Навигаторы» явилось то, что появились новые торговые марки, увеличилось количество предложений в целом по модельному ряду.
Существенное увеличение продаж привело к увеличению покупательской активности.
Следующей по рентабельности идет группа «Ксенон», где существенное снижение себестоимости и цены, при незначительном (0,77%) снижении рентабельности, не привело к повышению объема продаж. Это вызвано снижением покупательской активности. В свою очередь снижение покупательской активности по отношению к данной группе товаров вызвано изменениями в правилах дорожного движения.
Группы «автозвук», «антирадар» и «сигнализация» при коэффициенте рентабельности несущественно изменившемся по отношению к прошлому году показали снижение объемов продаж при возросшей себестоимости и выросшей цене реализации. Причина повышения себестоимости в данных группах - конструктивные изменения, вызванные востребованностью новых функций.
Достаточно наглядно рентабельность продаж по группам товаров в 2008-2009 гг. отражена на рисунках 2, 3.
3.2 Рекомендации по повышению
эффективности деятельности
По результатам предыдущего раздела можно сделать вывод, что наиболее рентабельной является группа товаров «навигаторы». В данной группе увеличение рентабельности можно достичь за счет роста товарных запасов. Например, планируется увеличить объем продаж до 900 ед.
?Пк = (900-820) х 295,6 = 23648,
где 820 ед. - существующий объем продаж, 900 - планируемый объем продаж, 295,6 руб. - прибыль от продажи за единицу, 23648 руб. - прибыль, полученная в результате предполагаемой меры.
Рисунок 2. Рентабельность продаж по группам товаров в 2008 году
Рисунок 3. Рентабельность продаж по группам товаров в 2009 году
Увеличение рентабельности за счет снижения себестоимости возможно при появлении новых брендов на рынке, где условием успешного вхождения на рынок будет ценовой демпинг при наличии функций, аналогичных конкурентам или увеличенным функциональным воможностям при одинаковой себестоимости по сравнению с аналогичными предложениями.
Увеличение рентабельности за счет изменения ценовой политики возможно при систематическом мониторинге рынка. Где по данным мониторинга будет производиться оперативная корректировка цен, в зависимости от покупательского интереса. Вследствие чего будет выработана гибкая стратегия ценообразования.
Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике России