Методичекий инструментарий управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ………..
1.1. Затраты как управляемая экономическая категория……………………….
1.2. Концептуальные основы управления затратами предприятия……………
1.3. Управленческий учет как инструмент управления затратами…………….
2.МЕТОДИЧЕКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..
2.1.. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат……………………………………………………………………………….
2.2. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами……………………………………………………………..
2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами
3. Совершенствование управления затратами ……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

фин мен курс управление затратами.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

- валовая маржа на единицу продукции;

- доля валовой маржи в цене  единицы продукции;

- валовая маржа на единицу  ограничивающего фактора.

Под ограничивающим фактором подразумевается производственный фактор (оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические пределы изменения ассортимента выпускаемой продукции.

Расчет валовой маржи основан на использовании методов калькулирования по сокращенным затратам (в первую очередь – директ-костинг). Эти методы позволяют включать в себестоимость продукции только те затраты, которые непосредственно связаны с производством конкретных видов продукции (прямые или переменные  в зависимости от выбранного метода калькулирования). Остальные же списываются на финансовые результаты без распределения по отдельным видам продукции.

Следует отметить, что выбор того или иного метода расчета финансового результата может привести к значительным изменениям в ассортименте производимой продукции и, как следствие, к снижению или повышению суммарной прибыли предприятия [2, с.12].

Анализ структуры стоимости позволяет принимать и более глобальные решения. Наиболее простым и широко используемым в мировой практике подходом к анализу структуры стоимости является так называемое «правило 50 процентов». Оно находит свое применение в управлении ассортиментом продукции предприятия.

 

1.3. Управленческий учет как инструмент  управления затратами

Управленческий учет – это вид учетной деятельности, который характеризуется сбором, анализом, подготовкой и предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, организации и регулирования деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений. Управленческий учет использует данные производственного учета, в котором аккумулируется информация о затратах себестоимости продукции [5, с.12].

В качестве информационной базы для финансового менеджмента наибольший интерес представляют данные об уровне, динамике и структуре себестоимости; классификации затрат; показателях рентабельности.

В зависимости от полноты включения различных групп затрат в себестоимость продукции выделяют два основных метода учета затрат: учет по полной себестоимости («абзорпшен-костинг»), называемый также учетом поглощенных издержек, и полной себестоимости («директ-костинг»).

При учете по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на прямые и косвенные. Так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая определена приказом об учетной политике, а абсолютно точное распределение невозможно, то существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате, и цены на эту продукцию, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции.

Достоинства данного метода заключаются в следующем:

- соответствие сложившимся в  России традициям и требованиям  нормативных актов по финансовому  учету и налогообложению;

корректная оценка стоимости запасов незавершенной и готовой продукции.

Учет по полной себестоимости широко распространен в нашей стране [1, с.35].

Наряду с учетом по полной себестоимости все чаще применяют учет по учетной себестоимости. В соответствии с этим методом на продукцию распределяют не все издержки предприятия, а только их часть – переменные затраты, т.е. изменяющиеся пропорционально изменению объема выпуска. А постоянные затраты в себестоимость продукции не включают, и относят их на финансовый результат того периода, когда они возникли [6, с.32].

Процесс учета затрат по методу директ-костинг включает в себя два этапа (рис. 1):

 

Первый этап

«Расчет себестоимости»: Виды продукции   1 2 3

Доходы от реализации  х х х

Переменные затраты -  х х х

Маржинальный доход = х х х

Второй этап

«Расчет результата»:  Постоянные затраты   х

Результат:    Рентабельность производства    = х

 

Рис. 1 Общая схема системы директ-костинг

 

На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе обобщенные на одном счете постоянные расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию [15, с.138].

Преимущества учета по усеченной себестоимости заключается в следующем:

- финансовый результат по всему  предприятия и по отдельным  видам продукции не зависит  от выбора метода распределения  постоянных затрат, что особенно  важно для предприятий с широким  ассортиментом продукции;

- возможность сравнения себестоимости  различных периодов только в части релевантных затрат; в результате – изменение структуры предприятия и связанные  с этим нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют  на результат сравнения;

- внимание к характеру поведения  затрат в зависимости от объема.

Главное преимущество учета по системе «директ-костинг» заключается в разделении затрат на переменные и постоянные. Это позволит решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:

- определение нижней границы  цены продукции или заказа (соответствует  переменным затратам);

- сравнительный анализ прибыльности  различных видов продукции;

- определение оптимальной программы  выпуска и реализации продукции;

- выбор между собственным производством  продукции или услуг и их  закупкой на стороне;

определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия и др. [17, с.58].

Однако, учет по усеченной себестоимости характеризуется рядом недостатков:

- отсутствует расчет полной  себестоимости продукции, необходимый  согласно законодательству;

- себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;

- сложность разделения постоянных  и переменных затрат.

Особенностью современной себестоимости системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов [20, с.36].

Учет затрат по системе «директ-костинг» играет важнейшую роль в управлении затратами. В то же время полностью отказаться от учета по системе «абзорпшен-костинг» нельзя, поскольку он соответствует требованиям российского законодательства и дает важную информацию для принятия ряда управленческих решений.

 

2. МЕТОДИЧЕКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ  УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат

Механизм реализации функций управленческого контроля можно представить в виде трех основных блоков:

    • организационная структура осуществления управленческого контроля;
    • мотивационные аспекты управленческого контроля;
    • информационные потоки в системе управленческого контроля.

Система управленческого контроля функционирует в рамках существующей организационной структуры предприятия. Выделяют следующие основные типы организационных структур:

    • линейно-функциональная;
    • дивизиональная;
    • матричная.

Чаще всего на практике встречается линейно-функциональная организационная структура. В рамках такой структуры линейные подразделения занимаются основной деятельностью по выпуску продукции, а специализированные функциональные подразделения оказывают услуги основным.

В линейно-функциональной структуре управленческий контроль осуществляется «по вертикали»: вышестоящий менеджер контролирует деятельность нижестоящего менеджера. Такая система характеризуется высокой степенью централизации управления и контроля всех сторон деятельности предприятия [1, с.58].

В рамках дивизиональной структуры менеджер дивизиона осуществляет контроль текущей деятельности своего дивизиона, и прежде всего – контроль выручки, затрат, прибыли. Центральный аппарат контролирует лишь основные показатели деятельности дивизиона, прежде всего – прибыль и рентабельность капиталовложений. Кроме того, централизованным остается контроль выполнения стратегических решений и проведения единой политики в рамках организации.

В рамках матричной структуры функциональные отделы – это центры затрат, а проекты – центры инвестиций. Соответственно, менеджеры функциональных отделов осуществляют контроль качества выполняемых работ, контроль эффективности использования ресурсов, а также контроль затрат своих отделов.

Менеджеры проектов координируют работу различных отделов, контролируют сроки их выполнения, а также выручку, затраты и прибыль по проекту. Руководство предприятия контролирует деятельность функциональных отделов путем анализа отчетов о проделанной работе и сравнения запланированных затрат с фактическими. Работу менеджеров проектов контролируют при помощи показателей прибыли и рентабельности капиталовложений.

Для создания эффективной системы управленческого контроля затрат помимо организационной структуры необходимо учитывать и психологические аспекты, прежде всего – мотивацию. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность на достижение определенных целей. Сформулируем ряд рекомендаций по построению системы эффективного управленческого контроля с учетом мотивационных факторов [1, с.59].

  1. Цели сформулированные в рамках системы управленческого контроля затрат, должны быть достижимы, но не слишком легкими: слишком сложные цели дезориентируют исполнителя, слишком легкие – не стимулируют повышение эффективности работы. Система управленческого контроля должна грамотно сочетаться с системой стимулирования работников, оплаты труда и продвижения по службе.
  2. Необходимо как можно шире привлекать сотрудников и менеджеров низшего и среднего звена к постановке целей, разработке планов и анализу их исполнения: это позволяет сотруднику более полно реализовать свои возможности, быть более самостоятельными и одновременно почувствовать себя частью организации.
  3. Цели, задачи, процедуры и результаты контроля должны быть гласными, чтобы каждый сотрудник и каждый менеджер знал, чего от него требуют и по каким принципам будет оцениваться его деятельность и др. [1, с.59].

Требование гласности управленческого контроля тесно связано с анализом существующей на предприятии системы информационных потоков.

Информационные потоки – это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Любой информационный поток характеризуется:

    • видом документа;
    • проблематикой;
    • исполнителем;
    • получателем;
    • периодичностью.

Система информационных потоков – совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность осуществит какой-либо процесс. Наиболее общая система информационных потоков – это сумма информации, которая позволяет предприятию вести финансово-хозяйственную деятельность.

Информационные потоки обеспечивают нормальную работу предприятия в целом, включая нормальное функционирование системы управленческого контроля. Поэтому в целях оптимизации работы предприятия необходимо уделять внимание оптимизации системы информационных потоков, которую не следует смешивать с автоматизацией: действительно, использование компьютерной техники позволяет значительно ускорить подготовку и передачу документов, но действительно ощутимый эффект оно может принести только в сочетании с совершенствованием самих протекающих на предприятии процессов [1, с.59-60].

Информация, которая собирается в системе управленческого контроля затрат, должна отвечать следующим требованиям:

  1. своевременностью, т.е. информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать;
  2. достоверностью;
  3. релевантностью, т.е. информация должна помогать принимать решения;
  4. полезностью (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение);
  5. полнотой;
  6. понятностью;
  7. регулярностью поступления.

По-настоящему эффективной можно считать только такую систему информационных потоков, которая обеспечивает желаемый результат, т.е. позволяет получить такую информацию. Следует отметить, что система информационных потоков управленческого контроля не может существовать сама по себе: это органичная часть всей системы информационных потоков предприятия в целом. Поэтому при построении системы информационных потоков предприятия в целом и управленческого контроля в частности следует ориентироваться не на выполняемые функции, а на бизнес-процессы.

Бизнес-процесс – это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия – например, таких, как материально-техническое снабжение, планирование, управленческий контроль. Информационные потоки в бизнес-процессах изображают в виде сетевых графиков, на которых представлена последовательность и взаимосвязи применяемых в рамках данного процесса документов.

Информация о работе Методичекий инструментарий управления затратами на предприятии