Методичекий инструментарий управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ………..
1.1. Затраты как управляемая экономическая категория……………………….
1.2. Концептуальные основы управления затратами предприятия……………
1.3. Управленческий учет как инструмент управления затратами…………….
2.МЕТОДИЧЕКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………..
2.1.. Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат……………………………………………………………………………….
2.2. Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами……………………………………………………………..
2.3. Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами
3. Совершенствование управления затратами ……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

фин мен курс управление затратами.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Продукции Р=Ц*Н, тыс. руб.

На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить виновников отклонений: например, начальник цеха фабрики отвечает за потери, вызванные отклонением фактического расхода ресурсов от нормы, но не несет ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.

Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:

Опз = Хф – Хп ,

где Хф, Хп – фактические и плановые постоянные затраты.

Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.

Отклонение по мощности:

Ом = (Сф - Сп) * Фп ,

где Сф – стоимость основных фондов (количественный фактор);

Ф – фондоотдача (качественный фактор).

Отклонение по фондоотдаче:

О = Сф * (Фф - Фп).

Расчет и анализ отклонений обычно оформляют в таблицах следующего вида (табл. 1):

Таблица 1

Таблица расчета и анализа отклонений

Статья затрат

План

Факт

Отклонение

всего

в т.ч. по объему

по нормам

по ценам

             

 

Для контроля и анализа отклонений на предприятии может быть разработан классификатор возможных причин и возможных виновников отклонений (табл. 2). Каждому отклонению присваивается пятизначный код: первые три цифры – код центра ответственности, где выявлены причины, последние две цифры – код виновника отклонений [1, с.51-53].

Таблица 2

Пример классификатора причин отклонений

Величина отклонения

Выявленные причины отклонения

Центр ответствен-ности, определяющий причины отклонений

Код центра ответствен-ности

Центр ответствен-ности – виновник отклонений

Код центра ответст-венности – винов-ника

           

 

На основании табл. 1 и 2 менеджер может принимать решения по устранению нежелательных отклонений и усилению благоприятных тенденций. Например, если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.

Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема производства, вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, скорее всего, следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов, либо, если производственные мощности или опасность обострения конкуренции не позволяют этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым прибыль предприятия.

Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан механизм реализации функций управленческого контроля затрат [1, с.53-57].

 

 

3. Совершенствование  управления затратами 

 

Как известно, управление затратами включает в себя: прогнозирование и планирование затрат, их организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль (мониторинг) [1]. Объектами управления при этом становятся места возникновения затрат (МВЗ), которые на практике ограничиваются рамками структурных подразделений предприятия (цехов). Определение цеха местом возникновения затрат позволяет сравнительно легко локализовать расходы предприятия и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенной в данном месте продукции (прямым).

В настоящее время в процессе управления затратами важное место отводится бюджетированию. Функции бюджета состоят в следующем:

- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

- контроль выполнения работ центрами ответственности и оценка их руководителей;

- средство обучения менеджеров.

В сложившейся практике бюджетирование также ограничивается рамками структурных подразделений предприятия, в лучшем случае — направлениями затрат. Ответственность за перечень и сумму затрат возлагается на руководителей структурных подразделений предприятия — цехов, служб.

Данный подход снижает эффективность применения бюджетирования как инструмента управления финансами, ограничивает круг менеджеров предприятия, заинтересованных в эффективном расходовании средств, не позволяет разработать систему мотивации всех работников предприятия в снижении издержек.

С другой стороны, укрупнение МВЗ до уровня структурного подразделения предприятия не дает возможности подготовить базу нормативов расходов ресурсов на производство продукции по МВЗ.

Особенность планирования и учета затрат по МВЗ состоит в том, что затраты в данном месте являются для него прямыми. Таким образом, исчезает само понятие косвенных расходов и расширяется удельный вес прямых затрат в себестоимости продукции, что способствует более точному калькулированию.

Однако несмотря на то, что понятие «место возникновения затрат» не ново, отсутствует четко разработанная методика выделения мест возникновения затрат на действующем предприятии, а также методика планирования и учета затрат по местам их возникновения.

В основе методики выделения МВЗ лежит представление о том, что целью хозяйственной деятельности предприятия является получение прибыли, которая является результатом сопоставления доходов и расходов, места возникновения которых могут быть четко определены и, что очень важно, закреплены в ответственность за руководителем соответствующего ранга. Целью данной методики является определение доли затрат и доходов каждого подразделения (цеха, участка, службы) в общем результате работы предприятия.

Работа по организации управленческого учета по местам возникновения затрат включает в себя следующие этапы:

- Выделение МВЗ.

- Классификацию МВЗ в подразделениях по отношению к процессу производства.

- Разработку справочника шифров МВЗ.

- Определение носителя затрат по каждому МВЗ.

- Формирование перечня статей расходов.

Целью планирования затрат по местам их возникновения является установление плановой суммы затрат по каждому МВЗ и носителю затрат на базе планируемой производственной программы предприятия и действующих плановых норм расхода ресурсов на определенный период.

Схематично процесс планирования затрат по МВЗ представлен в таблице 3.

                                                                                                                              Таблица 3

Планирование и учет затрат по МВЗ

Этапы работы

Источники информации

Ограничения

Результат

Планирование затрат по МВЗ

1. Приказ по учетной политике  предприятия

1. Плановые объем производства и номенклатура продукции

Сметы затрат по МВЗ и плановые калькуляции носителей затрат

2. План продаж

2. Планируемые объем и структура  продаж

3. Производственная программа

3. Остатки готовой продукции на  конец периода (план)

4. Остатки готовой продукции на складах предприятия на начало периода

 

5. Нормы расхода ресурсов

6. Тарифы и расценки на потребляемые  ресурсы

7. Штатное расписание, положение  об оплате труда

8. Размер резерва оплаты предстоящих  отпусков (план)

9. Графики ремонтов (план)

10. Размер ремонтного фонда (план)

11. Размер амортизационных отчислений  по основным средствам (план)

12. Сумма налоговых платежей, процентов  по предоставленным кредитам, сумма  арендной платы (план)

Учет фактических затрат по МВЗ

1. Справочник шифров МВЗ

1. Действующая система планирования  затрат по МВЗ

Свод фактических затрат по МВЗ и отчетные калькуляции носителей затрат

2. Справочник носителей затрат

2. Сложившаяся организация бухгалтерского  учета на предприятии

3. Классификация затрат по способу отнесения на носители затрат

3. Применяемый метод калькулирования  себестоимости продукции на предприятии

4. Рабочий план счетов

4. Существующий уровень автоматизации  и реальная перспектива его  повышения

5. Приказ по учетной политике предприятия

 

6. Действующий документооборот по  формированию затрат

7. Существующие формы первичных  документов по учету затрат


 

 

Параллельно с процессом формирования сметы затрат производственного подразделения формируется плановая производственная себестоимость носителей затрат структурного подразделения. Целью учета затрат по МВЗ является установление фактической суммы затрат по каждому МВЗ и носителю затрат за определенный период времени.

В соответствии с поставленной целью работа по организации фактического учета затрат по местам их возникновения включает следующие этапы:

 Корректировка применяемых форм первичных документов по учету различных видов затрат путем внесения следующих реквизитов: шифр МВЗ, носитель затрат и Ф.И.О. ответственного лица.

 Группировка первичных документов в разрезе МВЗ.

 Корректировка действующих схем документооборота.

 Корректировка рабочего плана счетов предприятия.

 Разработка принципов распределения затрат вспомогательных, обслуживающих и общих МВЗ между основными МВЗ и носителями затрат и закрепление их в Приказе по учетной политике предприятия.

 Группировка первичных документов по шифрам МВЗ проводится для формирования фактической суммы затрат по каждому из них. Результатом группировки первичных документов является формирование фактической калькуляции себестоимости носителей затрат каждого основного МВЗ.

Корректировка рабочего плана счетов предприятия производится с целью формирования информационной базы для исполнения функций управленческого учета на основе данных бухгалтерского учета. При этом целесообразно руководствоваться Приказом по учетной политике, Справочником МВЗ и Справочником носителей затрат основных МВЗ и принимать во внимание ограничения Приказа по учетной политике (действующий рабочий план счетов предприятия, применяемый метод учета затрат и калькулирования себестоимости и степень внедрения системы учета затрат по МВЗ). В результате проведенных корректировок формируется фактическая сумма затрат в разрезе МВЗ и носителей затрат.

Разработка принципов распределения затрат вспомогательных, обслуживающих и общих МВЗ между основными МВЗ и носителями затрат производится с целью определения фактической производственной себестоимости носителей затрат основных МВЗ и носителей затрат структурного подразделения.

Для распределения затрат общих, обслуживающих, вспомогательных МВЗ на основные предлагается использование ступенчатого метода. Выбор базы для распределения затрат в каждом подразделении действующего металлургического предприятия носит специфичный характер и определяется технологическими особенностями производственного процесса.

Таким образом, определяется фактическая производственная себестоимость носителей затрат основных МВЗ и носителей затрат структурного подразделения.

Практика внедрения на действующем металлургическом предприятии изложенных методологических подходов к выделению, планированию и учету фактических затрат по местам их возникновения позволяет:

- избавиться от «котлового» учета расходов по переделу;

- получить детализированную структуру затрат;

- оценить вклад каждого МВЗ в получение запланированного результата работы всего производственного подразделения;

- повысить точность и оперативность получаемой информации для более достоверного формирования результирующих показателей деятельности предприятия.

Кроме того, углубление процессов бюджетирования обеспечивает заинтересованность широкого круга работников в результатах деятельности каждого МВЗ, позволяет изменить содержание работ финансовых служб предприятия и организует план-фактный контроль затрат по МВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под затратами предприятия понимается сумма средств, израсходованных в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов.

В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Производственный учет, как правило, отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет, который является активным инструментом управления предприятием.

Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.

Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне предприятия и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.

Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 2002 –64с.
  2. Быкова Е.В.Операционный финансовый менеджмент // Финансы. – 2000. - №12.- с.10-13.
  3. Зайцев Н.Л.Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М. – 2004. – 335с.
  4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.
  5. Керимов В.Э,, Комарова Н.Н. Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» // Аудит и финансовый анализ, - 2001. - №2. – с.90-91.
  6. Козлова Е.П. Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат // Главбух. – 2003. – с.11-24.
  7. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144с.
  8. Крейнина М.Н.Финансовый менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 304с.
  9. Ларионов А.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2005. – 392 с.
  10. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 2001. – 260с.
  11. Новиков В.Г. Анализ соотношения «затраты – объем - прибыль» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - №4. – с.120-137.
  12. Оганян К.И., Починок А.П. Формирование себестоимости в 1999 году. – М.: Главбух, 2001. –144с.
  13. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.
  14. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2003. – 272с.
  15. Финансовый менеджмент – руководство по технике эффективного менеджмента. – М.: «Трансполитиздат», 2004. –292с.
  16. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2001. – 574с.
  17. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.
  18. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотными средствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра экономических наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2000. – 154с.

Информация о работе Методичекий инструментарий управления затратами на предприятии