Методы анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучение методов анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы развития рынка ценных бумаг
2. Изучить методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений.

Вложенные файлы: 1 файл

анал рынка.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

      С того момента как Россия вступила на рыночный путь развития - рынок ценных бумаг занял лидирующее место среди институтов новой экономики. В настоящее время на рынке ценных бумаг торгуются акции представляющие разные сектора экономики. Востребованность рынка ценных бумаг экономикой не вызывает сомнений. Пенсионные накопления, сбережения населения, страховые резервы попадают на рынок в виде портфельных инвестиций. За свою небольшую, но насыщенную историю российский рынок стал одним из лидеров по росту капитализации среди развивающихся рынков, при этом оставаясь самым волантильным. Продолжающийся рост рынка только увеличивает опасения инвесторов, не желающих покупать акции на пике роста. Многочисленные дискуссии поднимают вопросы о том, на сколько оправдан данный рост рынка, есть ли фундаментальные предпосылки роста рынка в будущем. Таким образом, рынок ставит перед инвесторами вопросы и возникает проблема анализа инвестиционной привлекательности, как всего рынка ценных бумаг, так и отдельных акций.

      Изучение методов анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг как главной категории биржи и биржевого дела и определило проблему данной работы.

В совокупности фундаментальный и технический анализ представляют мощный инструмент для принятия инвестиционного решения. Фундаментальный анализ может дать знать о том, когда рынок или отдельная акция переоценена или недооценена. А технический анализ, в свою очередь, позволяет предсказать рост или падение отдельной акции или всего индекса на основе исторических данных.

     Вот почему изучение методов анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг, значима на сегодняшний день, и именно ее актуальность позволила сформулировать тему данной работы.

     Цель контрольной работы - изучение методов анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть проблемы развития рынка ценных бумаг

2. Изучить методы финансового анализа при принятии инвестиционных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка ценных бумаг

1.1.                  Основные показатели конъюнктуры рынка

 

Ни одна фирма, занимающаяся куплей-продажей товаров, крупная или малая, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение в бизнесе принимается на базе конъюнктурных оценок.

Термин «конъюнктура» происходит от средневекового латинского conjuncture (лат. conjungo - связываю, соединяю) и означает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, временную ситуацию в какой-либо области общественной жизни, например «международная конъюнктура». Конъюнктура экономическая - конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости и др.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

                 степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

                 сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;

                 уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;

                 масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

                 уровень коммерческого (рыночного) риска;

                 силу и размах конкурентной борьбы;

                 положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер, как для предпринимателей, так и для органов управления.

Все факторы формирования и развития конъюнктуры находят свое выражение в определенных показателях. Эти показатели дают возможность соизмерить состояние экономики в целом или ее отдельных отраслей. Круг показателей конъюнктуры изменяется в зависимости от объекта исследования: от того, проводится ли анализ конъюнктуры глобальной экономики или экономики отдельной страны, отдельной отрасли или отдельного рынка.

К числу основных показателей конъюнктуры относятся показатели состояния и развития отраслей материального производства, сферы товарного обмена и потребления и кредитно-денежной сферы.

Основными показателями конъюнктуры в сфере материального производства являются:

                 объем промышленного производства (индекс промышленного производства в целом и по отдельным отраслям промышленности, динамика производства товаров в натуральных показателях);

                 поступление заказов;

                 портфель заказов;

                 объем запасов;

                 загрузка мощностей;

                 размер занятости;

                 продолжительность рабочей недели;

                 численность безработных и полубезработных;

                 фонд заработной платы и ставки заработной платы;

                 объем строительства;

                 объем капиталовложений;

                 число и стоимость строительных контрактов (промышленные, общественное зданий и сооружения, жилищное строительство);

                 объем сельскохозяйственного производства;

                 посевные площади;

                 поголовье скота;

                 объем производства основных товаров;

                 урожайность и продуктивность;

                 объем грузооборота по транспорту в целом и по основным видам транспорта: железнодорожному, морскому, речному, автомобильному, воздушному, трубопроводному.

К числу показателей конъюнктуры в сфере товарного обращения относятся показатели внутреннего и внешнего товарооборота.

Основными показателями внутреннего товарооборота являются:

                 оборот оптовой и розничной торговли и сумма продаж крупнейших универмагов;

                 оптовые и розничные цены;

                 движение товарных запасов в торговой сети;

                 размеры продаж в кредит в розничной и оптовой торговле;

                 объем внутренних перевозок грузов.

                 Основными показателями внешнеторгового товарооборота являются:

                 объем внешней торговли - оборот, экспорт, импорт,

                 географическое распределение внешней торговли: по районам мира, по отдельным странам;

                 товарная структура внешней торговли (товарная структура экспорта в целом и по отдельным странам, товарная структура импорта в целом и по отдельным, странам);

                 цены во внешней торговле;

                 состояние платежного баланса; движение золота и курсов валюты.

К числу важнейших показателей конъюнктуры в кредитно-денежной сфере относятся, следующие:

                 эмиссия ценных бумаг;

                 курс акций;

                 движение ссудного капитала;

                 учетная ставка банков;

                 прибыль монополий;

                 государственный бюджет и т.д.

Круг показателей конъюнктуры настолько обширен, что практически невозможно перечислить и тем более использовать все эти показатели при анализе и прогнозе развития конъюнктуры. Поэтому необходимо отобрать такие показатели, которые наиболее близко отражают силу и активность действия соответствующего фактора.

Большинство из показателей размеров и силы воздействия конкретных факторов на конъюнктуру имеют большую или меньшую условность и относительность. Кроме того, сложности существуют с отражением факторов с помощью одного или даже нескольких показателей. Например, такой фактор, как размеры предложения товаров на рынке не может быть выражен через единый показатель.

Основными показателями объема производства в соответствующей отрасли промышленности или промышленности в целом являются индексы объемов промышленного производства, масштабы выпуска продукции в абсолютных единицах, степень загрузки оборудования в соответствующей отрасли промышленности и т.д. Однако индекс объема промышленного производства как показатель имеет значительную условность. Индексы представляют собой показатели движения объема производства в целом по отрасли или по группе товаров. При этом они не отражают технических изменений в производстве соответствующих товаров в отрасли или в промышленности в целом.

Действие фактора цен и ценообразования отражается индексами цен, абсолютными значениями цен, справочными ценами. Индексы и справочные цены служат как правило, для ориентира. Так, фактическаяцена на нефть может отклоняться от справочной на 25-30%, не говоря уже о том, что в каждый данный момент на рынке насчитывается не менее 250 различных цен на нефть.

Понятны относительность и условность количественных показателен в оценке таких факторов формирования конъюнктуры, как научно-техническая революция, концентрация производства и капитала, социальные, военные и политические конфликты и т.д.

Поэтому для оценки воздействия научно-технического прогресса на развитие экономики или отдельного товарного рынка необходимо располагать экспертными оценками и прогнозами.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные методы анализа конъюнктуры рынка, их алгоритм.

 

2.1. Основные методы конъюнктурного анализа

 

“Основными методами изучения конъюнктуры биржевого рынка являются:

1.                              мониторинг, или текущее наблюдение;

2.                              статистический анализ;

3.                              фундаментальный анализ;

4.                              технический анализ;

5.                              рейтинговый анализ;

6.                              экспертный анализ.

Конъюнктура оценивается с помощью системы показателей. Отбор показателей для оценки конъюнктуры производится с учётом целей анализа и особенностей избранного метода. Показатели должны отражать на каждый данный момент направление и степень изменения характеристик рынка ценных бумаг по сравнению с предшествующим периодом.

Текущее наблюдение (мониторинг) основано на фиксации любых сведений, происходящих на рынке ценных бумаг. Аналитик изучает сообщения средств массовой информации, мнения специалистов, биржевые бюллетени, события экономической и политической жизни, которые имеют отношение или могут оказать какое-либо воздействие на развитие рынка ценных бумаг.

Статистический анализ изучает средние цены, минимальные и максимальные цены покупки и продажи, количество сделок по видам ценных бумаг, средние объемы сделок, фондовые индексы. Фондовые индексы справедливо считают основными индикаторами российского финансового рынка. Наиболее значимыми из них являются фондовые индексы “Интерфакс-РТС”, сводный фондовый индекс ММВБ. Определение сводных фондовых индикаторов (bench marks) создаёт дополнительные экономические ориентиры для участников финансового рынка, способствует эффективному ценообразованию на этом рынке.

Фундаментальный анализ – это традиционный экономический анализ. Он основан на следующем принципе: Любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведёт к повышению цены, и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос на товар, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе прогнозируется цена, которая, исходя из прошлого опыта, соответствует данному соотношению спроса и предложения. В последнее время фундаментальный анализ осуществляется с применением моделей развития рынка, которые могут включать в себя до нескольких тысяч показателей.

Информация о работе Методы анализа и состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг