Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 18:39, курсовая работа
Цель работы – изучить методы расчета планирования и прогнозирования основных финансовых показателей деятельности предприятий.
Задачи данной курсовой работы:
- Рассмотреть сущность планирования и прогнозирования;
- Определить их цели, задачи и принципы;
- Определить методы расчета финансовых показателей.
Введение 3
1 Сущность и значение финансового планирования и прогнозирования 4
2 Методы планирования и прогнозирования основных финансовых показателей
деятельности предприятий 10
Заключение 17
Список используемых источников 18
Содержание
Введение
1 Сущность и значение
финансового планирования и
2 Методы планирования и прогнозирования основных финансовых показателей
деятельности предприятий
Заключение
Список используемых источников
Введение
В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования и прогнозирования. В развитых странах планирование – один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.
Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма. Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях). Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели. На основании вышеизложенного определена актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Цель работы – изучить методы расчета планирования и прогнозирования основных финансовых показателей деятельности предприятий.
Задачи данной курсовой работы:
- Рассмотреть сущность планирования и прогнозирования;
- Определить их цели, задачи и принципы;
- Определить методы расчета финансовых показателей.
1 Сущность и значение финансового планирования и прогнозирования
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них [2]:
- Правильность установления «что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и предложения;
- Своевременное и рациональное ресурсное обеспечение;
- Величина основного и оборотного капиталов;
- Формы и методы реализации продукции и пр.
Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование и прогнозирование, в том числе и финансовое.
Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов [3]. Оно заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде [3]. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики. Он обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Он не ставит каких-либо обязательных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки.
Основными задачами прогнозирования являются [4]:
- Разработка прогноза рыночной потребности в товарах и услугах;
- Выявление экономических, социальных и научно-технических тенденций;
- Прогнозирование показателей качества новой продукции, цены, цены потребления, параметров рынка, других маркетинговых переменных;
- Прогноз организационно-технического уровня производства и др.
К основным принципам прогнозирования относятся системность, комплектность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность [5]. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.
Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискретный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического использования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реализации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически поступать к разработчику прогноза.
Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации выявленной тенденции.
В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат по критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший.
Основные источники исходной информации для прогнозирования [5]:
- Статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;
- Научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;
- Патентно-лицензионная документация.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы [10]:
- Краткосрочные - на 1-1,5 года;
- Среднесрочные - на 4-6 лет;
- Долгосрочные - на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов - конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.
Однако конкретно временной горизонт каждого частного прогноза определяется в зависимости от характера изучаемого объекта. Комплексные прогнозы экономического развития разрабатываются применительно к горизонтам и срокам разработки очередных планов социально-экономического развития.
Главные функции финансового прогнозирования [7]:
- Научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
- Оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
- Выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.
Разработка прогноза
и формирование плана –
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Оно осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования [2].
Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д [8].
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются [8]:
- Обеспечение необходимыми
финансовыми ресурсами
- Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
- Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами;
- Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
- Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Решение указанных задач может быть обеспечено следующим образом:
- Предвидение вероятных
рыночных тенденций и
- Исследование требований потребителей, формирование производственной программы, ориентированной на их запросы;
- Выпуск продукции более высокого качества;
- Применение более эффективных (экономичных) технологий и оборудования;
- Материальное и моральное
стимулирование трудового
Планирование на предприятии основывается на определенных принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии, обеспечивают единообразие требований, предъявляемых к разработке планов. Соблюдение принципов планирования создает предпосылки для успешного функционирования и развития предприятия.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем [1]. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:
1) Принцип необходимости
планирования означает
2) Принцип единства предполагает
разработку общего или
Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях управления.
3) Принцип непрерывности
предполагает сочетание и
4) Гибкость означает, что система планирования должна быстро приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Это достигается путем разработки разных вариантов планов: минимальных, максимальных и оптимальных.