Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа
В работе раскрывается сущность рыночных процессов, спроса и предложения, источники информации, приводятся показатели, рассматриваемые при анализе изменения спроса и предложения с течением времени, описываются методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов.
Введение 3
Теоретическая часть 4
1. Основные понятия 4
2. Основные показатели 5
3. Основные методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов 6
Практическая часть 13
Задание 1. 14
Выполнение задания 1 14
Задание 2 22
Выполнение задания 2 22
Задание 3. 33
Выполнение задания 3 33
Задание 4. 38
Выполнение задания 4. 38
Аналитическая часть 41
1. Постановка задачи 41
2. Методика решения задачи 42
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 43
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 48
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Содержание
Введение
Тема курсовой работы
– «Методы сглаживания и выравн
Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления тенденции спроса и предложения. Это помогает принять решение, производить данный товар или нет, и если производить, то в каком количестве.
Теоретическая часть работы в свою очередь состоит из трех частей. В первой части раскрывается сущность рыночных процессов, спроса и предложения, источники информации. Во второй части приводятся показатели, рассматриваемые при анализе изменения спроса и предложения с течением времени. В третьей части описываются методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов.
В практической части работы приводится решение четырех задач. В первой задаче производится анализ ряда распределения, во второй задаче исследуется взаимосвязь признаков, в третьей задаче определяются доверительные интервалы генеральной средней и доли по данным задачи 1, в четвертой задаче определяется общая тенденция и составляется прогноз.
В аналитической части производится выравнивание и выявление циклической составляющей продаж мобильных телефонов отделения связи у станции метро «Беговая».
При выполнении работы использованы
следующие программные
Теоретическая часть
1. Основные понятия
Рынок — это, как известно, прежде всего совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, определяемым взаимодействием спроса и предложения в результате конкуренции.
К основным категориям рынка вообще и рынка услуг в частности относятся: предложение; спрос покупателей; конъюнктура рынка; емкость рынка; насыщенность рынка; конкуренция; сбалансированность рынка; мобильность рынка.
Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услуги, то есть предложение (продавец), и спрос — покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов или серьезный дисбаланс между ними свидетельствуют о кризисном состоянии всей экономики.
Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами — производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и степени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отношению к цене.
Товарному предложению услуг противостоит на рынке спрос.
Под спросом на платные услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это — желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения.
Для характеристики рыночных процессов в динамике применяют систему показателей (касаемо спроса и предложения), которые дают оценку таких факторов:
Объем спроса и предложения может измеряться в натуральных единицах (штук), в единицах измерения или в стоимостном выражении.
Структура спроса измеряется в процентах по каждой товарной группе (табл. 1).
Таблица 1.
Структура продаж мобильных телефонов марки Nokia в ноябре и декабре 2009 г.
Группа проданных телефонов марки Nokia в ноябре и декабре 2009 г. по стоимости, руб. |
Число проданных в ноябре телефонов, шт. |
Структура проданных в ноябре телефонов по стоимости, % |
Число проданных в ноябре телефонов, шт. |
Структура проданных в ноябре телефонов по стоимости, % |
Рост |
1000 – 2500 |
29 |
51,79 |
34 |
45,95 |
1,17 |
2500 – 5000 |
20 |
35,71 |
21 |
28,38 |
1,05 |
5000 - 7500 |
5 |
8,93 |
13 |
17,57 |
2,6 |
7500 - 10000 |
2 |
3,57 |
6 |
8,10 |
3,00 |
ВСЕГО |
56 |
100,00 |
74 |
100,00 |
- |
Сглаживанию и выравниванию подлежит показатель последней графы табл. 1.
Сбалансированность
Если:
- полная сбалансированность спроса и предложения;
- дефицит;
- перепроизводство.
Сглаживая и выравнивая значения показателя за определенные периоды времени, прослеживается определенная тенденция сбалансированности, дефицита или перепроизводства.
На макроуровне используют следующие статистические показатели макроэкономического спроса:
1. Конечное потребление,
или конечные товары и услуги
– продажа товаров и услуг
домохозяйствам и сектору
2. Промежуточное потребление,
или промежуточные товары и
услуги – продажа товаров и
услуг предприятиям для
3. Экспорт – поставка товаров другому миру.
4. Валовое накопление основного капитала – продажа инвестиционных или капитальных товаров.
Предложение товаров и услуг на макроуровне характеризуется такими показателями, как:
1. Валовой внутренний продукт.
2. Импорт товаров.
3. Основные
методы сглаживания и
Сглаживание и выравнивание определенного показателя в динамике производится путем исследования соответствующего динамического ряда.
Ряд динамики – ряд статистических данных, характеризующих изменение уровня изучаемого признака.
На изменение уровня ряда динамики влияют различные факторы:
Соответственно, построенный
временной ряд с использованием
методов корреляционно –
При расчете показателей динамики используют два способа сравнения уровней:
В рядах динамики обычно
используют следующие показатели динамики,
характеризующие изменение
1. Абсолютный прирост – абсолютное отклонение, показывающее, на сколько в абсолютном выражении один уровень больше другого, более раннего:
- цепной абсолютный прирост;
- базисный абсолютный прирост.
2. Темпы изменения (роста или снижения) – относительная величина динамики, выраженная в процентах, показывающая, сколько процентов один уровень составляет от другого, принятого за базу сравнения:
- цепной темп роста;
- базисный темп роста.
- цепной темп прироста;
- базисный темп прироста.
4. Абсолютное значение 1%-го прироста
– отношение абсолютного
Средние показатели динамики характеризуют весь ряд динамики и позволяют получить обобщающую оценку изменения данных в исследуемом периоде времени:
Для интервального ряда динамики:
а) как простая арифметическая средняя из уровней за равные промежутки времени:
б) взвешенная арифметическая средняя из уровней за неравные промежутки времени, длительность которых ( ) является весами:
2. Для моментного ряда динамики:
а) как средняя хронологическая из уровней за равные промежутки времени между датами:
б) как взвешенная арифметическая средняя из уровней за неравные промежутки времени между датами:
,
- количество дней (месяцев) между смежными датами.
,
, , …. - цепные коэффициенты роста.