Методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов (на примере спроса и предложения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

В работе раскрывается сущность рыночных процессов, спроса и предложения, источники информации, приводятся показатели, рассматриваемые при анализе изменения спроса и предложения с течением времени, описываются методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1. Основные понятия 4
2. Основные показатели 5
3. Основные методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов 6
Практическая часть 13
Задание 1. 14
Выполнение задания 1 14
Задание 2 22
Выполнение задания 2 22
Задание 3. 33
Выполнение задания 3 33
Задание 4. 38
Выполнение задания 4. 38
Аналитическая часть 41
1. Постановка задачи 41
2. Методика решения задачи 42
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 43
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 48
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

статистика вариант 21.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)



Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы – «Методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов (на примере спроса и предложения)».

Актуальность темы обусловлена  необходимостью выявления тенденции  спроса и предложения. Это помогает принять решение, производить данный товар или нет, и если производить, то в каком количестве.

Теоретическая часть  работы в свою очередь состоит  из трех частей. В первой части раскрывается сущность рыночных процессов, спроса и  предложения, источники информации. Во второй части приводятся показатели, рассматриваемые при анализе изменения спроса и предложения с течением времени. В третьей части описываются методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов.

В практической части  работы приводится решение четырех  задач. В первой задаче производится анализ ряда распределения, во второй задаче исследуется взаимосвязь признаков,  в третьей задаче определяются доверительные интервалы генеральной средней и доли по данным задачи 1, в четвертой задаче определяется общая тенденция и составляется прогноз.

В аналитической части производится выравнивание и выявление циклической составляющей продаж  мобильных телефонов отделения связи у станции метро «Беговая».

При выполнении работы использованы следующие программные средства:  MS Excel 2003,  MS Office 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

1.  Основные  понятия

 

Рынок — это, как известно, прежде всего совокупность экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров по ценам, определяемым взаимодействием  спроса и предложения в результате конкуренции.

К основным категориям рынка вообще и рынка услуг в частности относятся:  предложение;  спрос покупателей;  конъюнктура рынка;  емкость рынка;  насыщенность рынка;  конкуренция;  сбалансированность рынка;  мобильность рынка.

Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услуги, то есть предложение (продавец), и спрос — покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов или серьезный дисбаланс между ними свидетельствуют о кризисном состоянии всей экономики.

Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами — производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и степени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отношению к цене.

Товарному предложению  услуг противостоит на рынке спрос.

Под спросом на платные услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это — желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения.

  1. Основные показатели

 

Для характеристики рыночных процессов в динамике применяют  систему показателей (касаемо спроса и предложения), которые дают оценку таких факторов:

  1. Объема и структуры спроса и предложения.

Объем спроса и предложения  может измеряться в натуральных  единицах (штук), в единицах измерения  или в стоимостном  выражении.

Структура спроса измеряется в процентах по каждой товарной группе (табл. 1).

Таблица 1.

Структура продаж мобильных  телефонов марки  Nokia в ноябре и декабре 2009 г.

Группа проданных телефонов  марки Nokia в ноябре и декабре 2009 г. по стоимости, руб.

Число проданных в ноябре телефонов, шт.

Структура проданных в ноябре телефонов  по стоимости, %

Число проданных в ноябре телефонов, шт.

Структура проданных в ноябре телефонов  по стоимости, %

Рост

1000 – 2500

29

51,79

34

45,95

1,17

2500 – 5000

20

35,71

21

28,38

1,05

5000 - 7500

5

8,93

13

17,57

2,6

7500 - 10000

2

3,57

6

8,10

3,00

ВСЕГО

56

100,00

74

100,00

-


 

Сглаживанию и выравниванию подлежит  показатель последней  графы табл. 1.

  1. Показателей, связанных с производством:  формирование предложения товаров, сбалансированности производства со спросом.

Сбалансированность производства со спросом может измеряться отношением величины спроса к величине предложения, а затем рассчитанные показатели сглаживаются  и  выравниваются. Например, пусть  - величина производства,  - величина спроса. Сбалансированность производства со спросом может измеряться соотношением:

                                                .

Если:

-  полная сбалансированность  спроса и предложения;

-  дефицит;

- перепроизводство.

Сглаживая и выравнивая значения показателя за определенные периоды времени, прослеживается определенная тенденция сбалансированности,  дефицита или перепроизводства.

На макроуровне  используют следующие статистические показатели макроэкономического спроса:

1. Конечное потребление,  или конечные товары и услуги  – продажа товаров и услуг  домохозяйствам и сектору государственного  управления.

2.  Промежуточное потребление,  или промежуточные товары и  услуги – продажа товаров и  услуг предприятиям для производственных  потребностей.

3.  Экспорт – поставка  товаров другому миру.

4.  Валовое накопление  основного капитала – продажа  инвестиционных или капитальных товаров.

Предложение товаров  и услуг на макроуровне характеризуется  такими показателями, как: 

1.  Валовой внутренний  продукт.

2.  Импорт товаров.

 

3.  Основные  методы сглаживания и выравнивания  в изучении динамики рыночных  процессов

 

Сглаживание и выравнивание определенного показателя в динамике производится  путем исследования соответствующего динамического ряда.

Ряд динамики – ряд  статистических данных, характеризующих  изменение уровня изучаемого признака.

На изменение уровня ряда динамики влияют различные факторы:

  1. Постоянно действующие факторы,  которые определяют основную тенденцию развития явления.
  2. Случайные факторы, влияние которых отразится на колебании отдельных уровней ряда, но их отражение на общей тенденции маловероятно.
  3. Периодически действующие факторы, которые определяют сезонные колебания.

Соответственно,  построенный  временной ряд с использованием методов корреляционно – регрессионного анализа можно анализировать  по таким четырем компонентам, как:

  1. Построение тренда Т (линейного или криволинейного),  который выражает основные тенденции  в  изменении спроса и предложения.
  2. Колебания объема сбыта К, когда временной ряд характеризуется постоянной амплитудой  и периодичностью изменения; выделение циклической компоненты  особенно важно при прогнозировании. Цикличность заключается в том, что значение изучаемого признака в течение определенного времени возрастает и, достигнув максимума, понижается; достигнув максимума, затем возрастает до прежнего уровня, и так далее. Таким образом, цикличность можно представить в виде синусоиды. В аддитивной модели характер циклических колебаний остается постоянным, в мультипликативной – характер циклических колебаний остается постоянным только по отношению к тренду.
  3. Сезонность  СН,  показывающая колебание сбыта на протяжении года,  которое регулярно повторяется. Сезонность может быть связана с природно – климатическими,  социально – бытовыми и экономическими факторами. Для характеристики сезонных колебаний рассчитывают сезонную волну, в частности в виде ряда Фурье.
  4. Нерегулярность колебания  сбыта Н под воздействием разных социальных потрясений, стихийных бедствий, других отклонений от нормальной ситуации.

При расчете показателей  динамики используют два способа  сравнения уровней:

  1. Цепной способ, при котором каждый последующий уровень сравнивается с предыдущим, то есть база сравнения – переменная.
  2. Базисный способ, при котором каждый последующий уровень сравнивается с одним и тем же уровнем,  принятым за базу, то есть база сравнения является постоянной. Обычно в качестве такой базы выступает первый  уровень.

В рядах динамики обычно используют следующие показатели динамики, характеризующие изменение отдельных  уровней ряда динамики:

1.  Абсолютный прирост  – абсолютное отклонение, показывающее, на сколько в абсолютном выражении один уровень больше другого, более раннего:

- цепной абсолютный прирост;

- базисный абсолютный прирост.

2.   Темпы изменения  (роста или снижения) – относительная  величина динамики, выраженная в процентах, показывающая, сколько процентов  один уровень составляет от другого, принятого за базу сравнения:

- цепной темп роста;

- базисный темп роста.

  1. Темп прироста (сокращения) – относительное отклонение, показывающее, на сколько процентов один уровень больше или меньше другого, более раннего:

- цепной темп прироста;

- базисный темп прироста.

4.  Абсолютное значение 1%-го прироста  – отношение абсолютного отклонения к относительному отклонению, выраженное в процентах:

                                                  .

Средние показатели динамики характеризуют  весь ряд динамики и позволяют  получить обобщающую оценку изменения  данных в исследуемом периоде  времени:

  1. Средний уровень ряда динамики.

Для интервального ряда динамики:

а)  как простая арифметическая средняя из уровней за равные промежутки времени:

                                                 

б)  взвешенная арифметическая средняя  из уровней за неравные промежутки времени, длительность которых  ( )  является весами:

                                                

2.  Для моментного ряда динамики:

а)   как средняя хронологическая  из уровней за равные промежутки времени  между датами:

                                     ;

б)   как взвешенная арифметическая средняя  из уровней за неравные промежутки времени между датами:

                                                  ,

- количество дней (месяцев)  между  смежными датами.

  1. Средний абсолютный прирост – среднее абсолютное отклонение или средняя скорость роста, определяется как простая арифметическая средняя из абсолютных отклонений за равные промежутки времени:

                                                 .

  1. Средний темп изменения – произведение среднего коэффициента изменения на 100%:

                      ,

,   , …. - цепные коэффициенты роста.

  1.   Средний темп прироста рассчитывают путем вычитания 100% из среднего темпа роста:

                                             

Информация о работе Методы сглаживания и выравнивания в изучении динамики рыночных процессов (на примере спроса и предложения)