Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время стержнем большинства программ социально-экономического развития, как и других стран Восточной Европы, является замена централизованного планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Объединение таких инициатив в единую программу является одной из первоочередных задач государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня необходимо вести очень большую организаторскую работу, которая предполагает содействие социально-экономической реконструкции, росту квалификации кадров, формированию социально-экономического контекста, при котором участие отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались бы стремлением удовлетворить собственные интересы .

Содержание

1. Понятия и принципы инновационной деятельности.

2. Инновационная политика.

3. Значение инноваций.

4. Управленческие инновации на малых предприятиях.
5. Инновационные методы мотивации сотрудников
6. Роль корпоративной культуры в системе стимулирования труда
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы и методы инновационного менеджмента (мтоговый).docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

   Содержание 

  1. Понятия и  принципы инновационной деятельности.
 
  1. Инновационная политика.
 
  1. Значение  инноваций.
 

          4. Управленческие  инновации на малых предприятиях.

         5. Инновационные методы мотивации сотрудников

         6. Роль корпоративной культуры в системе стимулирования труда

          7. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Понятия  и принципы инновационной  деятельности.  

   В настоящее время стержнем большинства  программ социально-экономического развития, как и других стран Восточной  Европы, является замена централизованного  планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив  субъектов экономики. Объединение  таких инициатив в единую программу  является одной из первоочередных задач  государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня  необходимо вести очень большую  организаторскую работу, которая  предполагает содействие социально-экономической  реконструкции, росту квалификации кадров, формированию социально-экономического контекста, при котором участие  отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались  бы стремлением удовлетворить собственные  интересы .

   С развитием рыночных отношений возрастает актуальность новых подходов в деле управления научно-техническим процессом. Необходимо найти решение, которое  позволит организовать управление наукой так, чтобы переориентировать, приспособить уже существующие наработки научных  коллективов для подъема производства.

   Из  истории послевоенного периода  известно, что государственные органы промышленно развитых стран стремились содействовать ускорению научно-технического прогресса и, в первую очередь, использовать эти результаты во всех отраслях экономики. Именно тогда в США родилось самостоятельное  направление государственной политики - "инновационная политика", призванная целенаправленно стимулировать нововведения (инновации). К слову, у истоков инновационной теорииэкономического развития стоял выдающийся украинский ученый, первый министр финансов Украинской Народной Республики Михаил Туган-Барановский, который на основе проведенного анализа сделал революционный вывод, противоречивший закону свободного рынка - не потребление и спрос управляют производством, а именно производство управляет потреблением, и это происходит из-за накопления капитала и его инвестирования в новые технологии и производства .

   Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью  незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения  или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные].

   Отсюда  основными типами инновационной  деятельности являются :

   производство  нового продукта или продукта с качественно  новыми свойствами;

   внедрение новых средств производства;

   освоение  нового рынка сбыта;

   привлечение новых источников сырья, комплектующих  и полуфабрикатов;

   введение  новых организационных институционных форм (приватизация, новая система управления и пр.);

   изменения инфраструктуры.

   Следует особо подчеркнуть две важнейшие  характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) икоммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера .

   Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.

   Механизм  создания и распространения нововведений, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки  фундаментальных и поисковых  исследований, разнообразные формы  и источники финансирования и  непрямого стимулирования исследований, максимальное стимулирование инновационного предпринимательства и его поддержку. Государство, создавая необходимые  условия для реализации инновационной  политики, неизбежно влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности .

   В современном развитом, экономически независимом государстве научно-техническая  политика приобретает черты стратегии  всеобщего развития, подчиняя себе структурную и инвестиционную политику, с ориентацией экономической  политики на формирование инновационной  модели развития, когда рост эффективности  общественного производства достигается  за счет роста знаний .          

   2 Инновационная политика.      

     Инновационная политика - это сложный  и не всегда лишенный риска  процесс, ход которого определяется  многими исходными предпосылками:  техническими, финансовыми, экономическими  и социальными. При этом следует  понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной быстро реагировать на неожиданные ситуации, поддерживать в том числе сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Иными словами, есть понимание того, что конкурентоспособность страны - это ее способность генерировать и быстро осваивать инновации.  Для успешного выстраивания цепочки "идея - разработка - производство - сбыт" в процессе инновационной деятельности важно:

   обеспечить  восприимчивость субъектов к  инновациям и инвестициям;

   "вывести"  потенциальных инвесторов на  действительно конкурентоспособный  инвестиционный проект .      

     Одним из условий решения этих  задач и успешного инновационного  развития является создание необходимой  инфраструктуры, позволяющей сформировать  потребности в нововведении и  обеспечивающей формирование соответствующего  ранга предложений. Объективно  рынок инновационных предложений  всегда более насыщен, чем рынок  спроса. Известно, что совсем малое  число идей успешно реализуется  через инновации. Исследования  инновационных процессов свидетельствуют  о том, что в лучшем случае  только одна идея из сорока  приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные  идеи оказываются двигателями  прогресса.          

     Инновационное развитие стран  идет по пути создания инновационных  структур. Около 200 инновационно-технологических центров насчитывается сегодня в Германии. В Китае, где уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, создано 52 технопарка, в каждом из которых функционируют до трех инновационных центров, создающих все условия для первоначальной поддержки инновационного предпринимательства. Подтехнопарком понимается организация, имеющая тесные связи с одним или несколькими вузами, научно-исследовательскими институтами или центрами и осуществляющая на соответствующей территории формирование современной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий, ускорения передачи технологий на рынок научно-технической продукции.

   Предпринимательство, как процесс, включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия - поиск новой идеи. При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес классификация Питера Дракера, который выделяет семь источников инновационных идей:

   неожиданное событие ( для предприятия или отрасли - неожиданный успех, неудача, внешнее событие);

   неконкурентность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (такая, какой она должна быть);

   нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует  иметь в ввиду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);

   внезапные изменения в структуре отрасли  или рынка;

   демографические изменения;

   изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках;

   новые знания (в том числе научные).

   По  мнению П.Дракера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических преобразований. Значение технопарков и иных инновационных структур особенно велико для государств бывшего Советского Союза, где существовавший экономический уклад не способствовал формированию национальной инновационной способности, то есть способности распространять новации в масштабе всей экономики и других сфер деятельности. В силу этого между наукой и производством образовался "тромб", который перекрыл поток технологий, полученных на основе реализации научных идей и достижений.

   Инновационная триада - изобретение, нововведение, распространение - существовала всегда. Но отечественные ученые практически никогда не сталкивались с необходимостью продажи и распространения своих разработок - за них это делали государственные структуры. Сегодня этим достаточно сложным процессом должен заниматься либо сам ученый, либо кто-то иной, кто сможет это сделать на современном уровне, т.е. новая инновационная структура. Инновационная структура - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, созданная в соответствии с действующим законодательством, либо группа юридических и физических лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности, ориентированная на создание и распространение наукоемкой конкурентоспособной продукции. Она-то и призвана ликвидировать пресловутый "тромб".

   На  территории СНГ инновационные структуры  начали создаваться в начале 90-х гг. в России, Беларуси, Узбекистане, Казахстане, Киргизии. Позитивным можно считать опыт организации инновационной деятельности в Российской Федерации на примере Ассоциации "Технопарк", которая была образована в 1990 г. для координации деятельности по созданию и развитию технопарков, разработки научно-методического и информационного обеспечения формирования технопарков в России, подготовки для них специалистов. Ассоциация является некоммерческой общественной организацией, объединяющей на добровольных началах трудовые коллективы и специалистов научных и технологических парков, инкубаторов бизнеса, инновационных центров, научных и учебных заведений, организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений, занимающихся вопросами инновационной деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности ассоциации является подготовка кадров для технопарков, инкубаторов бизнеса, малых инновационных предприятий и фирм. Как международная организация, ассоциация объединяет свыше 90 российских и зарубежных членов (из Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана). Среди деловых партнеров ассоциации - Ассоциация научных парков США и Канады, Национальная ассоциация инкубаторов бизнеса США, Ассоциация технопарков Германии, Международная ассоциация научных парков и др.). Зарубежные партнеры оказывают большую помощь в подготовке кадров. При их поддержке и участии в течение шести лет (3-4 раза в год) проводятся семинары, направленные на решение теоретических и практических задач становления технопарков. С 1993 г. реализуется Международный проект "Подготовка команд менеджеров и преподавателей-консультантов для российских технопарков и малых инновационных фирм". В рамках данного проекта подготовлено около 100 специалистов для 8 технопарков. Одним из основных направлений деятельности Ассоциации "Технопарк" является разработка научно-методических основ создания и функционирования технопарков. За пятилетний период (1990-1995 г.г.) была сформулирована и отработана на практике концепция становления технопарковых и иных инновационных структур на территории России и в странах СНГ. Этот период характеризуется прежде всего переходом от полного непонимания в стране и в обществе сущности технопарка до формирования и практической реализации национальной концепции создания и развития технопаркового движения в России. Прямым подтверждением реальности концепции и выбранной стратегии ее реализации является создание на территории России и стран СНГ около 60 технопарков. Большинство технопарков создано в системе высшей школы, так как именно в ней в 1989 г. зародилась инициатива их создания в России. В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры.  Учредителям российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации. Число учредителей колеблется от 2 до 21. Российские технопарки организованы как акционерные общества открытого (17,9%) или закрытого (46,4%) типа, общества с ограниченной ответственностью (25%). В остальных случаях используются такие организационные формы как государственное предприятие, некоммерческая хозяйственная организация В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий, связанных с предпринимательством в научно-технической сфере; действует около 200 малых предприятий сервисного назначения. Российские технопарки, объединенные в Ассоциацию "Технопарк", производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, энергетики, информатики, здравоохранения и образования. Основными потребителями продукции и услуг технопарков являются государственные предприятия (22%), частный сектор (17%), высшие учебные заведения (14,6%), зарубежные потребители (14,6%).  

Информация о работе Мотивация труда