Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
Определить основные направления реформирования налоговой системы России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§ 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
§2.3. Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике……………………………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19
§3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19
§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения……………………………………………………………………24
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Структура прямых налогов  также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для  высокоразвитых стран характерна высокая  доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к  примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений.

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой  системы является соотношение компетенций  центральных и местных органов  власти в деле регулирования налоговой  сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в  праве органов власти определенного  уровня устанавливать и вводить  налоги.

Существуют три варианта соотношения компетенций:

1. вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах;

2. для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

3. соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.

Обычно используются комбинации трех или двух форм.

Современная налоговая система  России сложилась в основном на рубеже 1991–1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.

Существующая российская налоговая система создавалась  на базе опыта зарубежных стран. Благодаря  этому она по общей структуре  и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом налоговой  системы стал новый для России налог – налог на добавленную  стоимость (НДС), который вместе с  акцизами заменил налог с оборота  и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.

Введение в действие системы  косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%. Однако, в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции. [13]

В последние несколько  лет вырос удельный вес в доходах  федерального бюджета акцизов, что  можно в большей мере оценить  как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения  – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся  на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.

Если сравнивать структуру  прямых налогов в России с аналогичной  структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой  системы является низкая доля подоходного  налога с физических лиц (в странах  ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений). Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными на улучшение благосостояние граждан и защиту частной собственности.

Существенным недостатком  налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения  зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь  возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется  различными подзаконными актами, разъяснениями  и толкованиями налоговых органов  и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного  учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных  органов и обязанных лиц только формируется.

Права налогоплательщиков как  при уплате налогов, так и при  применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной  машиной ограничены несовершенством  нормативной базы и отсутствием  каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности  налогоплательщиков значительно превосходят  по объему их права.

Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать  и жесткость, по сравнению с зарубежными  налоговыми системами, финансовых и  административных санкций за нарушения  налогового законодательства. Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.

По мнению специалистов –  экономистов и правоведов, наша налоговая  система по набору налогов отвечает мировым стандартам. [15, c. 449]

Налоги на имущество, доход  и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов  ведущее место занимают налоги с  предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной  экономики и ее сегментов.

§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их решения

 

Действующая в течение последних лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:

  1. Неэкономичность и неэффективность налоговой системы по решению задач собираемости налоговых платежей и формированию бюджетов соответствующих территориальных образований;
  2. Значительное количество налоговых платежей, большие налоговые ставки, что в значительной мере способствует уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками;
  3. Большое количество законодательных актов (около 900 документов), огромное количество льгот по объектам и субъектам каждого вида налога делает налоговую систему России сложной и противоречивой в понимании законодательной базы, а отсутствие методик и алгоритмов не позволяет оперативно производить налоговые вычисления;
  4. Субъективная недооценка или переоценка роли и значения отдельных видов налогов способствует частому изменению налогового законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других изменений в налоговые акты, что не делает налоговую систему стабильной, снижает привлечение инвестиционных проектов, особенно иностранных, в российскую экономику;
  5. Несовершенство законодательной базы в отношении обложения налоговыми платежами природных ресурсов способствует не только снижению благосостояния российских граждан, но и «уводу» денежных сумм в зарубежные банки и снижению инвестиций в российскую экономику, что не стимулирует уровень развития национальной экономики;
  6. Громоздкость налоговых, таможенных служб и государственного аппарата всех уровней и ветвей власти, участвующих в налоговом процессе, делают систему децентрализованной, неоперативной, неэкономичной, неэффективной, не ответственной за собираемость налоговых платежей.

По мере развития рыночных отношений  присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат, углублению и расширению сети теневой экономики. Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод о необходимости  реформирования налоговой системы  России.

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически  решить проблемы:

1) законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов  и сборов, так и по категориям  налогоплательщиков;

2) законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

3) ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом  избежать снижения сумм уплаты  налогов и сборов;

4) законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  или ликвидации всевозможных  внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных  за собираемость налоговых платежей.

Решение данных проблем позволит:

1) выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

2) добиться отмены налогов и  сборов, взимаемых без учета результатов  реальной хозяйственной деятельности  субъектов налога;

3) привести налоговую базу по  взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием  деятельности субъекта налога;

4) провести комплекс мер организационного  характера по повышению уровня  собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения  в налоговое законодательство  механизма повышения ответственности  должностных лиц за налоговый  контроль;

5) снизить общее налоговое бремя  посредством более равномерного  распределения налоговой нагрузки  между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд  оплаты труда, снижения налоговых  ставок на НДС, акцизы и другие  виды налогов;

6) упростить налоговую систему  за счет сокращения общего  числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых  платежей, замены ряда видов налогов  единым налогом на доход субъекта  налога;

7) обеспечить стабильность, предсказуемость  и простоту налоговой системы.

В процессе реализации программы реформирования налоговой системы в первоочередном порядке необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся  оставить, какие исключить, какие  ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством  четко и жестко предписать, что  налоговые ставки и налоговая  база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год. [13]

Итак, исходя из вышесказанного, можно  заключить, что сейчас необходима переориентация системы налогообложения на приоритет  интересов развития экономики, дополненная  мерами по организационно-методическому  совершенствованию деятельности самих  налоговых органов, что позволит повысить эффективность налогового регулирования, создаст необходимые  предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.

 

§3.3 Направления реформирования налоговой системы России

 

На современном этапе реформирования налоговой системы Российской Федерации  и организации бюджетных отношений  особую актуальность получают вопросы  совершенствования налогового законодательства Российской Федерации. Доходы бюджетов как регионального уровня, так  и местных бюджетов определяются проводимой налоговой политикой, уровнем  совершенства налогового законодательства Российской Федерации.

Цель реформирования налогового законодательства заключается в:

  1. увеличении поступлений налогов в бюджетную систему;
  2. повышении её нейтральности по отношению к налогоплательщикам;
  3. снижении административных издержек исполнения налогового законодательства государственных органов и налогоплательщиков;
  4. обеспечении приоритетности формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет собственных доходных источников;
  5. расширении налоговых полномочий законодательных субфедеральных органов власти и представительных органов местного самоуправления;
  6. закреплении уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты по месту осуществления фактической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
  7. уточнении видов налогов и сборов, специальных налоговых режимов, формирующих систему налогов и сборов Российской Федерации;
  8. удовлетворении потребностей бюджетного законодательства.

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы