Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть понятие налоговой системы России, рассмотреть основные проблемы и перспективы российской системы налогообложения.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие налоговой системы и ее роль в экономике;
Определить роль государства в реформировании налоговой системы;
Выявить основные проблемы налоговой системы и пути их решения;
Определить основные направления реформирования налоговой системы России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция налоговой системы РФ …………………………………6
Глава 2. Сущность налоговой системы……………………………………..10
§ 2.1Налоги и их роль в экономике……………………………………10
§2.2 Понятие налоговой системы……………………………………...14
§2.3. Роль государства в реформировании налоговой системы в рыночной экономике……………………………………………………17
Глава 3. Проблемы и перспективы налогообложения РФ………………..19
§3.1 Характеристика налоговой системы России…………………..19
§3.2 Основные проблемы налоговой системы России и пути их
решения……………………………………………………………………24
§3.3 Направления реформирования налоговой системы России ...27
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсач экономика.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Предпринимательский доход выступает  в виде чистой прибыли. Часть ее может  быть использована в целях стимулирования работников. Величина чистой прибыли  при существующей налоговой системе  совершенно недостаточна для нормального  развития предприятий.

Таким образом, начавшееся в 1992 г. активное реформирование налоговой системы было направлено прежде всего на решение не стратегических, а текущих задач государства (снижение дефицита бюджета, выплат заработной платы бюджетникам, погашение внешнего долга и т.д.). Однако до сих пор налоговая система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные сферы деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Современные налоговые системы  сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую  структуру. В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу  дымовых труб в доме или по головам  скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться  без специальной подготовки.

Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых  расследований, сторону налогоплательщика  представляют весьма высококвалифицированные  юристы и бухгалтеры, разрабатывающие  особые схемы и целые программы  минимизации налогов и обхода налоговых законов. На той и другой стороне трудятся сотни тысяч  специалистов и экспертов, которые  занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

На Западе сейчас обсуждается ряд интересных проектов упрощения системы налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которых обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждан, и предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством. Однако на пути этих проектов еще остается слишком много препятствий как административно-технического, так и психологического характера. Что же касается снижения налоговых ставок, то эти процессы идут практически во всех странах, и наиболее «продвинутые» в этом направлении государства, добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии.

Если же говорить об условиях международной  конкуренции, то сейчас на мировом рынке  особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную и  сдержанную налоговую политику. Эти  страны наиболее успешно продают  свои товары и услуги на мировом  рынке за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства. Они привлекают значительную долю международных  инвестиций, поскольку инвесторы  принимают свои решения, ориентируясь и на размер налоговых ставок; в  них ускоренно формируется широкий  класс состоятельных собственников, что является основой для благосостояния страны, ее политической и экономической  стабильности.

В данном контексте можно говорить о появлении такого параметра  при оценке позиции страны на мировом  рынке, как налоговая конкурентоспособность. Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке по этому показателю, показывает, что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:

  1. установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;
  2. установление таких правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий фактически полностью освобождаются от налогообложения;
  3. создание благоприятного отношения к существованию оффшорных зон и центров вблизи территории (или даже внутри страны), где национальные капиталы могут «отстаиваться» и накапливаться без налоговых урезаний и изъятий.

Россия пока отстает от других стран  по этому параметру. Достаточным  доказательством является постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный приток иностранного капитала (причем основная доля иностранных капиталов используется в спекулятивных операциях на фондовом рынке). В результате своей налоговой политики Россия не только теряет позиции на мировом рынке, но и фактически блокирует создание нормальных рыночных отношений в собственной экономике. Западные налоговые механизмы, перенесенные на налоговую почву, теряют эффективность и проявляют себя негативным образом. Профессор Р. Нетцер указывает, что Россия в отличие от стран Запада «не может себе позволить терять огромную долю своего валового продукта из-за плохой (заимствованной на Западе) налоговой системы».

Дело в том, что на Западе действует  уже сложившаяся рыночная экономика  с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс  ее формирования и пока на ее важнейшей  основе – многочисленного среднего класса. В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах. Среди этих условий можно выделить, например, следующие:

  1. надежная банковская система и широкое применение безналичных расчетов (лицо, снимающее или кладущее на депозит крупную сумму наличных денег и тем более рассчитывающееся наличными по крупной сделке, автоматически привлекает внимание как потенциальный нарушитель налоговых законов);
  2. выработанная веками законопослушность населения;
  3. массовое распространение компьютеров;
  4. отработанная система взыскания долгов, включая процедуру банкротства;
  5. разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые ставки.

Следует также учитывать, что на Западе средний предприниматель  не платит «налогов» в пользу криминальных структур, а в России практически  каждое предприятие вынуждено нести  такие расходы.

Наконец, не следует забывать о  тесной взаимосвязи налоговой и  бюджетной политики. В демократической  стране правительство всегда имеет  ровно столько денег, сколько  выделяет ему парламент, утверждающий налоговые законы. Но и парламент  может предписать правительству  только те расходы, которые покрываются поступлениями от утвержденных налогов. В результате достигается необходимая сбалансированность налоговой и бюджетной политики. Общество платит только те налоги, которые оно само же и утверждает (в лице своих представителей в парламенте). В России отдельным слоям общества проще вовсе не платить налоги, чем добиваться защиты своих интересов через изменение налогового законодательства.

В западном опыте создания и функционирования эффективной системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к  коренному изменению ситуации в  стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное  распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение  в положительную сторону структуры  поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом  стало реальное снижение общей налоговой  нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. [Текст] – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007, 236 с.
  2. Аронов А.В. Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. [Текст] – М.: Экономистъ, 2004. – 560 с.
  3. Барулин С.В., Бекетова О.Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России. [Текст] // Финансы. 2003. №4 – 112 с.
  4. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика [Текст] // Вопросы экономики, 2004. – №2. – 108 с.
  5. Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях. [Текст] // Налоговый вестник. 2002. №12 – 136 с.
  6. Дворкович А.В. О целях, направлениях, налоговой реформы и её влиянии на экономику [Текст] // Налоговая политика и практика, 2003. – №6 – 97 с.
  7. Майбуров И.А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускоренного изучения. Учебное пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2002. – (Серия «Высшее образование») – 320 с.
  9. Налоги и налогообложение. 2-е изд. / под ред. М.В. Романовского. О.В. Врублевской[Текст] – СПб: Питер. 2001. – 544 с.
  10. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. [Текст] – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416 с.
  11. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. [Текст] – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 464 с.
  12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. [Текст] – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. – 576 с.
  13. Романчук И.С., Руденко С.А. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Налоги и налогообложение» [Электронный ресурс] – Издательство Тюменский государственный университет, 2008. // http://www.distance.ru/files/gosatt/programms/gos_nin.pdf
  14. Филина Ф. Налоги и налогообложение в РФ [Текст] – Учебное пособие – «РосБух», 2009 – 155 с.
  15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М-ИНФРА-М, 2003. – (Серия «Высшее образование») – 576 с.

 


Информация о работе Налоги и налоговая система РФ: эволюция и перспективы