Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, планирование налоговых отчислений российскими промышленными предприятиями в современный период развития способно стать одной из важнейших и полезнейших функций управления предприятием, которая, к сожалению, пока не имеет должной теоретической обоснованности, а на практике применяется только сугубо в целях уменьшения налоговых выплат в бюджеты РФ, без учета существующих функциональных взаимосвязей во внутренней организационной структуре предприятия, носит бессистемный характер . Все выше изложенное обусловливает актуальность темы настоящей работы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы налогового планирования.
Понятие и содержание налогового планирования на промышленном предприятии.
Определение общего периода формирования налоговой стратегии.
Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства
Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования
Конкретизация целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации
Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений
Разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии
Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии.
2.Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам».
3. Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовое 1 21 01 12.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)
  • Определение общего периода формирования налоговой стратегии.

Главным условием его определения является продолжительность  периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия, так как налоговая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования налоговой стратегии допустим).Важным условием определения периода формирования стратегии предприятия в области налогообложения является предсказуемость развития экономики в целом, налоговой политики государства, конъюнктуры тех сегментов финансовых рынков, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия, — в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не должен быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками трех лет.Условиями определения периода формирования налоговой стратегии предприятия являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

  • Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства 

Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий деятельности предприятия с учетом современного состояния налогового поля и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, исходя из того, что стратегия в области налогообложения является частью финансовой стратегии предприятия, на этом этапе разработки налоговой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы, ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей деятельностью предприятия в процессе налогового планирования.

  • Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования

Главной целью  такой деятельности является повышение  уровня благосостояния собственников  предприятия и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития предприятия.Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию налогового портфеля; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.Систему стратегических целей в области налогового планирования следует формулировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — целевых стратегических нормативов. В качестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам налогового планирования предприятия могут быть установлены:

  • минимальная доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием;
  • среднегодовой темп снижения доли налоговых отчислений;
  • процентное распределение переменных и постоянных налоговых издержек предприятия при применении маржинального подхода определения прибыли; к переменным налоговым издержкам относятся все косвенные налоги и часть прямых налогов (в частности, налог на прибыль), к постоянным издержкам относятся все рентные налоги (земельный налог, налог на имущество и т.п.), единый налог на вмененный доход, социальный налог, взимаемые с работников, имеющих повременную оплату труда, и ряд других налогов;
  • минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность предприятия;
  • предельный уровень налоговых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.
  • Конкретизация целевых показателей налоговой стратегии по периодам ее реализации

В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов налогового планирования, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей налоговой стратегии с показателями общей и финансовой стратегии предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями налоговой политики государства.Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов налогового планирования между собой.

  • Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности по планированию налоговых отчислений

Этот этап формирования финансовой стратегии является наиболее ответственным. Налоговая политика представляет собой форму реализации налоговой идеологии и налоговой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов деятельности в области налогового планирования и на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от налоговой стратегии в целом, налоговая политика формируется лишь по конкретным направлениям налогового планирования на предприятии, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этого процесса. Формирование налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования может носить многоуровневый характер. Так, в рамках политики управления налоговыми отчислениями предприятия могут быть разработаны политика управления косвенными и прямыми налогами. В свою очередь, политика управления косвенными налогами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами (НДС, акцизы, налог с продаж и др.) и т.п.

  • Разработка системы организационно-экономических и экономико-правовых мероприятий по обеспечению реализации налоговой стратегии 

В системе организационно-экономических мероприятий предусматривается формирование на предприятии «центров налоговой ответственности» разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты налогового планирования; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности налогового планирования и т.п.Среди экономико-правовых мероприятий в области налогового планирования, способных облегчить достижение стратегических целей предприятия, можно выделить обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения в долгосрочном периоде; составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств; варианты (не менее двух) схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков; составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации; письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, “узких мест”, с точки зрения налоговых последствий; варианты возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации, прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.

  • Оценка эффективности разработанной налоговой стратегии

Она является заключительным этапом стратегического налогового планирования на предприятии и проводится по следующим основным параметрам:

  • согласованность налоговой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;
  • согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная налоговая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны, изменениям налоговой политики государства и конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных ее сегментов;
  • внутренняя сбалансированность налоговой стратегии. При проведении такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей деятельности по налоговому планированию; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием налоговой политики по отдельным аспектам налогового планирования; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению их реализации;
  • реализуемость налоговой стратегии. В процессе такой оценки, в первую очередь, рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых, интеллектуальных и технико-организационных ресурсов для решения поставленных задач налогового планирования;
  • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией налоговой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых налоговых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное равновесие в процессе его развития и соответствует налоговому менталитету его собственников и ответственных за налогообложение менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь (налоговых санкций, пеней за несвоевременную уплату налогов);
  • результативность разработанной налоговой стратегии. Оценка результативности налоговой стратегии может быть проведена прежде всего на основе прогнозных расчетов финансовых коэффициентов, а также исходя из динамики показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости. Наряду с этим могут быть оценены и нематериальные результаты реализации разработанной стратегии — рост деловой репутации (гудвилл) предприятия; повышение управляемости денежных потоков; повышение уровня социальной удовлетворенности прилегающей внешней среды и др.
  • 2.Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам».

    ОАО «Капролактам»  — крупнейшее предприятие Дзержинского промышленного района, химического  центра России. Общество расположено  в Нижегородской области. Год  основания — 1939. Количество работающих на предприятии — 7 428 человек. Объем реализованной в 2000 г. продукции — 1 740 млн. руб. Общая сумма уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды обязательных платежей составила 521,84 млн. руб. Уставный капитал — 510,99 млн. руб. ОАО «Капролактам» является соучредителем совместного предприятия — ЗАО «Нефтехим» с ОАО «НОРСИ» и ряда акционерных Российских предприятий и банков. В состав ОАО «Капролактам», наряду с производственными подразделениями, входит крупный научно-технический центр с численностью около 300 человек, включающий научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую части.

    В состав ОАО  «Капролактам» входит 2 технологических  завода, ремонтный и энерго-заводы, более 70 цехов. ОАО «Капролактам»  является крупнейшим среди химической группы предприятий г. Дзержинска, объединенным единой технологической схемой с другими предприятиями Дзержинского промышленного района производственными связями кооперации как поставщик, и как потребитель химической продукции.

    Основной производственный профиль предприятия:

    • хлорорганические производства на базе привозной соли и этилена: производство хлора и каустической соды; производство продуктов хлорорганического синтеза: дихлорэтана, винилхлорида, поливинилхлорида, трихлорэтилена, хлорэтила, этиленхлоргидрина, монохлорамина; производства, связанные с переработкой поливинилхлорида (кабельные пластикаты, пленки, профили, линолеум и пр.);
    • производство продуктов органического синтеза: синтанолы, оксиэтилированные продукты, полиэтиленгликоли и др.;
    • производство товаров народного потребления;
    • производство малотоннажных химических продуктов.

    В 2001 г. на предприятии  планируется глубокая модернизация и реконструкция производства, которая  стала возможна благодаря приходу  нового стратегического инвестора  в лице ОАО «СИБУР-Нефтехим», представляющего интересы АК «СИБУР» — дочернего предприятия РАО «Газпром». Целью реконструкции является увеличение мощностей завода «Капролактам» по производству винилхлорида до 135 тысяч тонн в год, по выработке из него ПВХ — до 120 тысяч тонн в год, по переработке ПВХ — с 42 тысяч тонн до 80 тысяч тонн в год. После завершения создания новых мощностей действующее производство ПВХ, морально устаревшее и энергоемкое, будет закрыто или перепрофилировано. В рамках программы технического перевооружения на «Капролактаме» предполагается перевести производство коагулянта на использование более дешевого минерального сырья вместо алюминиевой крупки, рассмотреть вопрос об использовании цеха сульфоэтаксилатов для выпуска тиоколов.

    Организационная структура налогового планирования на ОАО «Капролактам» представлена на рис. 9.

    Организационная структура налогового планирования на ОАО «Капролактам» строится исходя из функционального состава планирования налоговых платежей: собственно планирования (на рисунке — область А), реализации плана (область Б) и контроля за реализацией плана (область В), а также в соответствии с выбранным на предприятии линейно-функциональным принципом построения управленческих взаимосвязей.

    Планирование  налоговых отчислений производится в рамках разработки годовой производственной программы, которая формируется ПЭО совместно в области прогнозирования налоговых выплат с финансовым отделом и отделом по контролю за уплатой налогов (управленческая связь 1). При этом с отделом по контролю за уплатой налогов согласовывается график уплаты текущих налогов, а также погашение реструктурированной задолженности; финансовый отдел предоставляет информацию касательно прогнозов наличия финансовых ресурсов на дату запланированной уплаты налоговых платежей. Сверстанный план производства передается в порядке согласования директору по экономике (2), который критически анализирует его совместно, в части исчисления налоговых платежей, с главным бухгалтером и финансовым директором (3), вносит коррективы и утверждает у генерального директора (внешнего управляющего) (4). Утвержденная производственная программа передается на исполнение (5).

    Рис. 4. Организационная структура налогового планирования на ОАО «Капролактам»

    Следующий этап — реализация запланированных показателей. Отдел налогообложения и сводной  отчетности исчисляет и закрепляет в бухгалтерском учете налоговые  платежи, формирует бухгалтерскую  отчетность, заполняет налоговые  декларации, которые передаются на оценку в отдел контроля за уплатой налогов (6). Отдел контроля за уплатой налогов в необходимых случаях согласовывает данные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органа либо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов при анализе деклараций (7). Кроме того, изучается возможность уплаты исчисленных платежей финансовой службой (7), учитывая дефицит ликвидности, испытываемый предприятием. В дальнейшем бухгалтерская и налоговая отчетность утверждается у заместителя главного бухгалтера по налогам (8), подписывается главным бухгалтером и направляется отделом налогообложения и сводной отчетности в ГНС по г. Дзержинску (10). Финансовая служба производит уплату налогов (11) по распоряжению заместителя главного бухгалтера по налогам (9), согласованному с финансовым директором.Контроль за правильностью исчисления налогооблагаемой базы осуществляется отделом по контролю за уплатой налогов в процессе непосредственной реализации налогового плана. Контроль за эффективностью реализации запланированных действий производится на основании данных, предоставленных заместителем главного бухгалтера и финансовым отделом независимо друг от друга (12), совместными усилиями директора по экономике, главного бухгалтера и финансового директора (13).Таким образом, в процедуре налогового планирования на ОАО «Капролактам» задействованы два отдела главной бухгалтерии, непосредственно ответственные за налоговую политику предприятия: отдел по контролю за уплатой налогов и отдел налогообложения и сводной отчетности.

    Информация о работе Налогообложение предприятия и его оптимизация на примере ОАО «Капролактам»