Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа
Целью моей работы является изучение нематериальных активов предприятия и выявление путей повышения эффективности их использования.
Определены следующие задачи работы:
– дать понятие нематериальных активов;
– изучить состав нематериальных активов;
– рассмотреть методы оценки их стоимости;
– рассмотреть амортизацию нематериальных активов;
– изучить показатели эффективности использования нематериальных активов предприятия и выявить пути её повышения.
Введение 3
1.1 Понятие нематериальных активов 4
1.2 Состав и классификация нематериальных активов 6
1.3 Оценка нематериальных активов 14
1.4 Амортизация нематериальных активов 20
1.5 Оценка эффективности использования нематериальных активов 23
2.1 Задача №1 25
2.2 Задача №2 39
Заключение 51
Список литературы 52
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономика предприятия»
Тема: «Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.»
допущена к защите
дата
подпись
оценка
Великие Луки
2010
Содержание
Введение 3
1.1 Понятие нематериальных активов
1.2 Состав и классификация
1.3 Оценка нематериальных активов
1.4 Амортизация нематериальных активов 20
1.5 Оценка эффективности
2.1 Задача №1 25
2.2 Задача №2 39
Заключение 51
Список литературы 52
Введение
В последнее время для
Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.
Целью моей работы является изучение нематериальных активов предприятия и выявление путей повышения эффективности их использования.
Определены следующие задачи работы:
– дать понятие нематериальных активов;
– изучить состав нематериальных активов;
– рассмотреть методы оценки их стоимости;
– рассмотреть амортизацию нематериальных активов;
– изучить показатели эффективности использования нематериальных активов предприятия и выявить пути её повышения.
1.1 Понятие нематериальных активов
Нематериальные активы – это активы, которые не имеют физического выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.
Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:
1) отсутствие материально-
2) возможность идентификации (
3) использование в производстве
продукции, при выполнении
4) использование их в течение
длительного времени, то есть
срока полезного использования,
5) наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
6) отсутствие у организации
7) наличие надлежаще оформленных
документов, подтверждающих существование
самого актива и
Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.
Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием отнесения того или иного объекта к данной категории имущества является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.
Нематериальными активами не могут быть признаны интеллектуальные и деловые качества гражданина, его квалификация и способность к труду, поскольку они не могут быть отчуждены от гражданина и переданы другим лицам.
В "Курсе торгового права",
изданного в Москве в 1912 г.
имеется очень удачное
1.2 Состав и классификация нематериальных активов
В практической работе следует учитывать следующие принципы классификации и формирования нематериальных активов:
1. По степени участия в производстве:
• функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;
• нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.
2. По степени отчуждения:
• отчуждаемые - полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;
• неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.
3. По степени влияния на финансовые результаты предприятия:
• объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
• объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.
4. По степени правовой защищенности:
• нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);
• нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями).
5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:
• единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
• паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;
• приобретенные со стороны - то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.
В состав нематериальных
активов не включаются
Многочисленность
Патент на изобретение.
Патент является юридически закрепленным исключительным правом пользования, производства и продажи продукции на основе патента на период, предусмотренный законодательством (действует в течение 20 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство). Распространяется на новые и обладающие существенными отличиями технические решения задачи, дающие положительный экономический эффект.
Объектом патента на изобретения является:
Промышленный образец.
Промышленный образец - художественное
или художественно-
Промышленные образцы
Коммерческая тайна («Ноу-хау»)
Перечень информации, относящийся к коммерческой тайне определяется внутренним положением предприятия. Только предприятие обеспечивает сохранность информации относимой к коммерческой тайне. Государственное регулирование распространения информации относящейся к коммерческой тайне ограничивается «Перечнем сведений конфиденциального характера», утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. В соответствии с п.5 настоящего документа, к сведениям конфиденциального характера (коммерческой тайне) относятся «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна)», а также «сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них». Из представленных определений видно, что действующее законодательство никак не ограничивает предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну и не берет на себя обязательство по защите прав владельцев информации, относящейся к коммерческой тайне.
Товарный знак
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров. Кроме того, товарный знак выполняет следующие функции:
Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-1
Наименование места
Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Лицензия
Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.
В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия может
1. разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д.,
2. разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования