Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение нематериальных активов предприятия и выявление путей повышения эффективности их использования.
Определены следующие задачи работы:
– дать понятие нематериальных активов;
– изучить состав нематериальных активов;
– рассмотреть методы оценки их стоимости;
– рассмотреть амортизацию нематериальных активов;
– изучить показатели эффективности использования нематериальных активов предприятия и выявить пути её повышения.

Содержание

Введение 3
1.1 Понятие нематериальных активов 4
1.2 Состав и классификация нематериальных активов 6
1.3 Оценка нематериальных активов 14
1.4 Амортизация нематериальных активов 20
1.5 Оценка эффективности использования нематериальных активов 23
2.1 Задача №1 25
2.2 Задача №2 39
Заключение 51
Список литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik_Nematerialnye_aktivy.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

КАФЕДРА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу «Экономика предприятия»

Тема: «Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования.»

 

допущена к защите

дата

подпись

 

оценка

                                                           Выполнил студент

                                                                                     спец. 080502

                                                                                  группа 22

                                                                                               Ибичаев М.

                                                        Руководитель проекта

                                                                                           Малышева А.Б.

 

 

 

 

 

 

Великие Луки

2010

Содержание

Введение 3

1.1 Понятие нематериальных активов 4

1.2 Состав и классификация нематериальных  активов 6

1.3 Оценка нематериальных активов 14

1.4  Амортизация нематериальных активов 20

1.5 Оценка эффективности использования  нематериальных активов 23

2.1 Задача №1 25

2.2 Задача №2 39

Заключение 51

Список литературы 52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время для предприятия  все больше значение приобретает такой вид имущества как нематериальные активы. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий.

Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг.

Целью моей работы является изучение нематериальных активов предприятия  и выявление путей повышения  эффективности их использования.

Определены следующие задачи работы:

– дать понятие нематериальных активов;

– изучить состав нематериальных активов;

– рассмотреть методы оценки их стоимости;

– рассмотреть амортизацию нематериальных активов;

– изучить показатели эффективности  использования нематериальных активов предприятия и выявить пути её повышения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие нематериальных активов

Нематериальные активы – это  активы, которые не имеют физического  выражения, но все же представляют существенную ценность для предприятия.

Объекты нематериальных активов должны соответствовать следующим условиям:

1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; 

2) возможность идентификации (выделения,  отделения) организацией от другого  имущества; 

3) использование в производстве  продукции, при выполнении работ  или оказании услуг либо для управленческих нужд;

4) использование их в течение  длительного времени, то есть  срока полезного использования,  продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла,  если он превышает 12 месяцев;

5) наличие способности приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

6) отсутствие у организации намерения  их перепродать;

7) наличие надлежаще оформленных  документов, подтверждающих существование  самого актива и исключительного  права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.

Поскольку нематериальные активы бестелесны по своей природе, то важным критерием  отнесения того или иного объекта  к данной категории имущества  является также его отчуждаемость. Применительно к нематериальным активам отчуждаемость означает возможность передачи объекта как такового в собственность другому лицу.

Нематериальными активами не могут  быть признаны интеллектуальные и  деловые качества гражданина, его  квалификация и способность к  труду, поскольку они не могут  быть отчуждены от гражданина и переданы другим  лицам.

 В "Курсе торгового права", изданного в Москве в 1912 г.  имеется очень удачное разъяснение  понятия отчуждаемости: "Мысль  и рабочая сила несостоятельного  должника остаются вне власти  кредиторов. Но подобное отношение имеет место только до тех пор, пока мысль или рабочая сила не выразились во вне, не овеществились и не приобрели имущественной ценности, пока не написана книга, не нарисована картина, не изготовлено изобретение."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Состав и  классификация нематериальных активов

В практической работе следует учитывать  следующие принципы классификации  и формирования нематериальных активов:

1. По степени участия в производстве:

• функционирующие (работающие) нематериальные активы, использование которых приносит предприятию доход в настоящий период;

• нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем.

2. По степени отчуждения:

• отчуждаемые - полностью передаваемые при их продаже, передаче, аренде;

• неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.

3. По степени влияния на финансовые результаты предприятия:

• объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;

• объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.

4. По степени правовой защищенности:

• нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);

• нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями).

5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:

• единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;

• паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;

• приобретенные со стороны - то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

 В состав нематериальных  активов не включаются интеллектуальные  и деловые качества персонала  организации, их квалификация  и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Многочисленность нематериальных активов и сложность их классификации  требует большого внимания при отнесении  к тому или иному виду нематериальных активов.

 

Патент на изобретение.

Патент является юридически закрепленным исключительным правом пользования, производства и продажи продукции на основе патента на период, предусмотренный  законодательством (действует в  течение 20 лет с даты поступления  заявки в Патентное ведомство). Распространяется на новые и обладающие существенными отличиями технические решения задачи, дающие  положительный экономический эффект.

Объектом патента на изобретения  является:

    • устройство;
    • способ;
    • вещество;
    • штамм микроорганизма;
    • культуры клеток растений и животных;
    • применение ранее известных устройств, способа, вещества, штамма по новому назначению.

 

Промышленный образец.

Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское  решение, определяющее внешний вид  продукции или услуги. При наличии перечисленных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (стайлинга) и характеризуется новизной, оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности. Если же изделие существует в единичной экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об авторском праве («копирайтом»).

Промышленные образцы подтверждаются патентом на промышленный образец. Срок защиты патента  - 5 лет.

 

Коммерческая тайна («Ноу-хау»)

Перечень информации, относящийся  к коммерческой тайне определяется внутренним положением предприятия. Только предприятие обеспечивает сохранность информации относимой к коммерческой тайне. Государственное регулирование распространения информации относящейся к коммерческой тайне ограничивается «Перечнем сведений конфиденциального характера», утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. В соответствии с п.5 настоящего документа, к сведениям конфиденциального характера (коммерческой тайне) относятся «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна)», а также «сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них». Из представленных определений видно, что действующее законодательство никак не ограничивает предметный характер информации, составляющей коммерческую тайну и не берет на себя обязательство по защите прав владельцев информации, относящейся к коммерческой тайне. 

 

Товарный знак

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических или физических лиц.

 В качестве товарных знаков  могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Товарные знаки указывают, кто  несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.  Кроме  того, товарный знак выполняет  следующие функции:

  • указывает покупателю на качество товара (услуги);
  • позволяет распознать тот или иной товар (услугу);
  • позволяет определить владельца товара (услуги);
  • выделяет данный товар (услугу) среди аналогичных.

Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.92 №3520-1

Наименование места происхождения  товара - это название страны, населенного  пункта, местности или другого  географического объекта (далее - географический объект), используемое для обозначения  товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.

 

Лицензия

Лицензия - разрешение (право) на осуществление  лицензируемого вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление  которого на территории Российской Федерации  требуется получение лицензии в  соответствии с настоящим Федеральным  законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.

В соответствии с настоящим Федеральным  законом к лицензируемым видам  деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может  повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия может предусматривать: 

1. разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний, производственного опыта и т.д.,

2. разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Информация о работе Нематериальные активы предприятия. Пути повышения эффективности их использования