Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 03:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение кредитно-денежной политики государства. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить необходимость и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть инструменты реализации денежно-кредитной политики;
- раскрыть характерные черты денежно-кредитной системы России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени макроэкономика.docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

Введение

  В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал так: «...с помощью соответствующей денежно-кредитной политики... возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».

  Государственная денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

  В современных условиях кредитная политика сталкивается со многими проблемами. Излишняя открытость, слабая экономическая и административная регулируемость рыночных отношений в предкризисные и кризисные периоды может порождать и зачастую порождает цепную реакцию развивающегося от страны к стране по всему миру кризиса. Российская экономика, как и все национальные экономики рыночного типа, подвержена систематически возникающим, системным и локальным кризисам. В связи с этим необходимо тщательно рассчитывать и по возможности прогнозировать дальнейшие пути развития и совершенствования денежно-кредитной политики страны.

  Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими, высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.

  Целью данной работы является изучение кредитно-денежной политики государства. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- выявить необходимость и цели денежно-кредитной политики;

- рассмотреть инструменты реализации денежно-кредитной политики;

 - раскрыть характерные черты денежно-кредитной системы России.

 Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

 

 

 

 

1.Необходимость  и цели денежно-кредитной политики  государства

  Денежно-кредитная политика - это часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающая целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условия для экономического роста в стране.

  Суть денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач денежного регулирования и определения механизма их достижения.

  Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования провозглашалось снижение уровня безработицы. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.

  Для достижения поставленных целей центральные банки - проводники официальной денежно-кредитной политики - могут использовать разные ее виды и стратегии.

  Проводниками денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые можно условно разделить на две группы:

- институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это Центральный банк;

- институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства, Федеральную службы по финансовым рынкам России и целый ряд аналогичных организаций.

  Главная роль среди названных институтов отводится Центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные инструменты  реализации денежно - кредитной политики

  Выделяют структурную и конъюнктурную денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не на конкретных участников рынка, а на рынок в целом, т.е. на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

  Инструменты денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные инструменты (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

  К общим инструментам денежно-кредитной политики относятся:

· Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Учетная (дисконтная, процентная) политика - это условия, на которых центральный банк кредитует коммерческие банки и тем самым определяет уровень банковского процента в стране.

  Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

  Если центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность - снизиться.

  Эффективность данного инструмента зависит от уровня развития денежно-кредитных отношений. В странах с достаточно развитой банковской системой, с низким уровнем инфляции изменение ставки центрального банка на несколько процентных пунктов оказывает заметное воздействие на экономику.

  В России функцию процентной ставки выполняет ставка рефинансирования Банка России, т.е. ставка процента, по которой он осуществляет предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, ссуд под залог ценных бумаг, а также организацию кредитных аукционов. Однако Банк России слабо кредитует коммерческие банки, и поэтому его ставка рефинансирования не влияет на уровень банковского процента в нашей стране. Ставка рефинансирования Центробанка РФ лишь отражает сложившийся в стране уровень банковского процента, не более того.

· Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, которые они обязаны держать в центральном банке, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя кредитных возможностей коммерческих банков, соответственно ограничителя роста денежной массы.

  В России ввиду сложного положения в банковской системе нормы обязательных резервов составляют около 7%, колеблясь в зависимости от вида банковских активов, тогда как в США и во Франции -- 1,5%, в Великобритании -- 0,45%.

· Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг. В результате увеличивается (при покупке центральным банком ценных бумаг) либо уменьшается (при их продаже) объем денежных активов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение денежной массы и соответственно стоимости кредита.

  Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Данные операции центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

  В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.

  Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы.

  Операции на открытом рынке различаются в зависимости от условий сделки (купля-продажа за наличные деньги или купля на срок с обязательной обратной продажей), объектов сделок (операции с государственными или с частными бумагами), срочности сделок (краткосрочные -- до 3 месяцев и долгосрочные -- от 1 года и более операции с ценными бумагами), сферы проведения операций (охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг), способа установления ставок (определяемые или центральным банком, или рынком).

  В России данный инструмент (за исключением, пожалуй, валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах.

  Среди селективных инструментов денежно-кредитной политики различают:

  Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынках капитала, когда государство стремится перераспределить ссудный капитал в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

  Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

  Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе «породненных» клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка (в США -- не более 10%, во Франции -- 75%).

  С помощью названных инструментов центральный банк на определенном уровне может поддерживать денежную массу (жесткая монетарная политика) или ставку процента (гибкая монетарная политика).

  Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.

  Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции -- косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

Информация о работе Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства