Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 03:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение кредитно-денежной политики государства. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- выявить необходимость и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть инструменты реализации денежно-кредитной политики;
- раскрыть характерные черты денежно-кредитной системы России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени макроэкономика.docx

— 34.36 Кб (Скачать файл)

  Как отмечалось выше, рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, -- к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.

  Данный факт подтверждает история денежно-кредитного регулирования в России. Ряд экономистов признают одной из главных причин спада производства в российской экономике денежно-кредитную рестрикцию, проводимую Центральным банком в начале 90-х гг. Дело в том, что при выборе механизма воздействия на денежно-кредитную сферу не была учтена неразвитость финансовой системы и финансовых институтов, отсутствие нормально функционирующих рынков. Проводимая политика увеличивала издержки заимствования, которые росли также вследствие адаптации к системным шокам. В итоге даже жизнеспособные в долгосрочной перспективе фирмы становились убыточными в краткосрочном периоде. Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, т.е. в ситуации внезапного и значительного усиления темпов инфляции и выхода ее из-под контроля.

  В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок.

  Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рынков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.

  Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.

  Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.

денежная кредитная банк Россия

 

3. Характерные  черты денежно-кредитной системы  России в текущем году

  В современной России задачи в области денежно-кредитной политики ежегодно определяются двумя документами. Во-первых, это подготавливаемый Центральным банком РФ документ под названием «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год». Во-вторых, это совместное заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике на предстоящий год.

  Характерной чертой современной системы регулирования денежного обращения является определение центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран.

  Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать:

1) обязательные резервы  коммерческих банков в центральном  банке;

2) уровень ставки рефинансирования;

3) объемы рефинансирования  коммерческих банков;

4) операции с ценными  бумагами.

  В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисным явлением на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчётов.

  Ускорение инфляции подтверждает необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активное использование процентной политики. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жёсткость привязки рубля к бивалютной корзине и допускаю большую волатильность её стоимости.

  При разработке денежно-кредитной политике на период 2009-2011 годов банк России принимает во внимание возможные изменение мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен, при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса.

  С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков, что будет способствовать снижению инфляции.

  Центр экономических исследований МФПА произвел оценку возможных сценариев денежно-кредитной политики на 2009 год. Закономерности в поведении Банка России на валютном рынке говорят о том, что регулятор перешел к политике минидевальваций бивалютной корзины.

  Он уже поддерживал различные уровни сопротивления, а в конце декабря бивалютная корзина перевалила за 32 рубля. Хотя руководство страны официально заявляет о том, что серьезных коррективов курсовой политики не произойдет - мы наблюдаем противоположную ситуацию: в годовом выражении темпы обесценения бивалютной корзины превысили 25%.

 Политика минидевальваций вместе с повышением процентных ставок Банка России направлена на снижение оттока капитала из России и на экономию международных резервов. Отток капитала из страны обусловлен объективными причинами:

1) В I и II кварталах 2009 года  банкам, корпорациям и государству  предстоит погасить внешних долгов  на сумму 59 млрд. долл., а также  проценты по ним на 10 млрд. долл.;

2) Дочерние иностранные  банки по требованию материнских  организаций держат определенную  долю активов за рубежом;

3) Население предъявляет  спрос на наличную иностранную  валюту и депозиты в ней, что  вызывает перевод банковских  ресурсов в валютные активы. В  августе продажи наличной иностранной  валюты банкам, населению и организациям  составили 9 млрд. долл., в сентябре - 11 млрд. долл., в октябре - 17 млрд. долл.

  Политика минидевальваций вряд ли будет способствовать сокращению оттока капитала. Напротив, она может иметь самые негативные последствия для российской экономики. Например, обостряются девальвационные ожидания в условиях дальнейшей неопределенности курса рубля и, что более важно, непредсказуемых скачков курса, провоцируемых Банком России, повышается чувствительность инфляции к курсу .

  Много говорится о том, что слабый рубль поможет экспортерам и экономическому росту. Однако не стоит забывать: ситуации 1998-го и 2008 г. различаются как день и ночь. Сейчас уже нет незагруженных мощностей производства, цены на сырье не растут, долларизация почти отсутствует, а совокупные активы банковского сектора в макроэкономическом плане уже значимы. В условиях снижения спроса на сырье неразумно рассчитывать, что манипуляция с валютным курсом оживит продажи. Чувствительность объема отечественного экспорта в натуральном выражении к обменному курсу рубля близка к нулю. Это означает, что в отсутствие роста цен на сырье девальвация не приведет к наращиванию продаж на внешнем рынке, которое наблюдалось после 1998г. В то же время чувствительность физического объема импорта к курсу рубля достаточна, чтобы девальвация способствовала сокращению потребления зарубежной продукции.

  Если оценивать потенциальный чистый выигрыш российской экономики от девальвации, то от зависит от двух противоположных факторов: состояния торгового баланса и объема выплат по внешнему долгу. Девальвация улучшает торговый баланс благодаря снижению импорта, и в то же время она усиливает долговое бремя и делает дороже выплаты западным кредиторам.

  К сожалению, возможности у Банка России по управлению курсом рубля и оттоком капитала ограничены. Стандартной мерой по борьбе с давлением на валютном рынке является повышением процентных ставок по депозитным операциям и облигациям Банка России.

  Конечной целью денежно-кредитной политики остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Банк России пытается проводить денежно-кредитную политику прежде всего через регулирование денежной массы. Эффективность денежно-кредитной политики также зависит от состояния и уровня развития банковской системы. Отсутствие у российских банков стабильных долгосрочных ресурсов, высокий уровень рисков, недостаточная законодательная база в сфере защиты прав кредиторов, несовершенные формы кредитных и финансовых инструментов, неравномерность территориального размещения, слабость банков как финансовых посредников не позволяют им пока эффективно влиять на воспроизводственные процессы. Специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый денежно-кредитный инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции.

  Оценивая особенности денежно-кредитной политики России, следует отметить, что в других странах на центральные банки законодательно возлагаются задачи не только по поддержанию устойчивости национальной денежной единицы, но и более широкие: стимулирование экономического роста, повышение уровня занятости (США), содействие достижению государственных целей (Япония). Для Европейского центрального банка стабильность цен является не конечной целью, а необходимой предпосылкой экономического роста.

  К тому же, как свидетельствует опыт упомянутых стран, выдвижение на передний план общеэкономических показателей позволяет центральным банкам более эффективно достигать целей минимизации инфляции и стабилизации цен. Напротив, излишняя сосредоточенность на ограниченном круге целей, отсутствие широкой перспективы не дают возможности решать эти задачи. Об этом свидетельствует тот факт, что темпы роста инфляции в России снижаются очень медленно, хотя это и является главной задачей денежно-кредитной политики с монетаристской точки зрения.

 

Заключение

  Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

  Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

  Банк России сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. На текущий 2009 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП и стабилизация банковской системы по-прежнему остаются конечными целями денежно-кредитной политики. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

Список литературы

1. Экономика: учебник / под  ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономистъ 2008

2. Деньги. Кредит. Банки: учебник  для вузов / под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. -- М.: Экономистъ, 2007

3. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009

4. Банковское дело №1, 2009 «Альтернативные сценарии денежно-кредитной  политики Банка России в 2009 г.»

5. Деньги и кредит №1, 2009 «Денежно-кредитная политика»

6. Банковское дело №2, 2008 «Проблемы кредитной политики  и пути их решения»

7. Проблемы теории и  практики управления №1, 2008 «Денежно-кредитная  политика России и стран Центральной  и Восточной Европы в условиях  финансовой глобализации»

8. Финансы и кредит  №2, 2008 «Денежно-кредитное регулирование  в России: основные ориентиры»

9. Официальный сайт Центрального  Банка России www.cbr.ru

Информация о работе Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства