Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:33, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений. Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
5
1.1 Сущность и характерные особенности управленческих решений
5
1.2. Уровни принятия управленческих решений
9
1.3. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
12
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
14
2.1 Определение экономической эффективности косвенным методом
14
2.2. Оценка экономической эффективности по конечным результатам
16
2.3. Показатели оценки эффективности управленческих решений
17
2.4. Эффективность разработки и реализации управленческих решений
24
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ ГЕНРИ ФОРДА
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поэтому очень важно оценить
заранее реализуемость целей
и целевых показателей
− квалификация исполнителей, их деловые и личностные качества;
− характер мотивации работников;
− ресурсное обеспечение;
− сила сопротивления внутренней и внешней среды.
Реализация управленческих решений является сложным, трудоемким и, как правило, длительным процессом, поглощающим массу времени и ресурсов.
Процесс реализация управленческих решений состоит из следующих процедур:
− разработка плана реализации решения;
− управление реализацией;
− контроль выполнения решения;
− оценка результатов реализации решения.
В ходе выполнения перечисленных процедур решаются следующие задачи:
Понятие эффективности управленческого
решения не может быть рассмотрено
изолированно от его реализации. Между
тем, как свидетельствует практика
управления, далеко не все принимаемые
решения реализуются в заданные
сроки (по некоторым данным их удельный
вес в общем числе принятых
решений, составляет около 30%). Кроме
того, часть реализованных решений
не дает ожидаемого результата, т. е. оказывается
недостаточно эффективной. Экспертные
оценки самих руководителей
Для обеспечения эффективной реализации управленческих решений целесообразно придерживаться следующих принципов:
− изменения проводить в соответствии с разработанной стратегией их осуществления;
− процесс преобразований должен быть не обвальным, а постепенным для обеспечения плавного перехода от старого к новому, чтобы иметь резерв времени для выявления и, при необходимости, осуществления требуемых корректировок;
− учитывать влияние
Необходимо противопоставить
этим людям сторонников изменений,
проводить разъяснительную
− проводить политику партнерства с сотрудниками фирмы, основанную на информированности, поощрении инициативы и творчества, формировании благоприятного климата, эффективных «команд», здорового духа соревновательности, пресечении проявлений бюрократизма.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В КОМПАНИИ ГЕНРИ ФОРДА
Возможности реализации идей классического менеджмента были наглядно продемонстрированы в условиях крупного машинного производства, ориентированного на массовый выпуск продукции. Пример этому – успех автомобильной компании Генри Форда (1863–1947).
Его подход, основанный на максимальном
разделении труда, применении высокопроизводительного
оборудования и инструментов, размещении
оборудования по ходу технологического
процесса, регламентированном ритме
производства, механизации транспортных
операций, нашел отражение в
Конвейер позволял повышать производительность труда рабочих без вмешательства мастера, так как рабочий должен был сам приспосабливаться к скорости движения конвейера. Первый сборочный конвейер был пущен Фордом в 1913 г. Эффект от его использования превзошел все ожидания. К этому стоит прибавить и феноменальный успех фордовской «модели Т» (народного автомобиля), что в результате обеспечило компании огромный приток денежных средств, технологическое и коммерческое первенство в своей отрасли.
Нельзя сказать, что Форд
первым открыл принцип преимущества
объема продаж, но он был первым, кто
применил этот принцип с потрясающей
эффективностью. «Производить с минимальной
затратой материалов и человеческой
силы, а продавать с минимальной
прибылью» – вот основной постулат
Форда. Он не допускал потерь времени,
перерасхода энергии и
В целях «совершенствования персонала» в компании Форда был создан специальный социологический отдел с невероятной для того времени численностью 60 человек, деятельность которого была направлена на развитие у рабочих привычек к бережливости и экономии средств, обучение английскому языку (большинство из них были иммигранты). Задача социологического отдела состояла в исследовании положения рабочих путем посещения их квартир, проведения опросов (изучались семейное положение, иждивенцы, национальность, религиозная принадлежность, условия жизни, уровень благосостояния). Работник компании причислялся к определенной категории. Лица, склонные к алкоголизму, азартным играм, занимающие грязные комнаты или излишек жилья, могли быть дисквалифицированы.
Дисквалифицированных рабочих штрафовали и предоставляли им испытательный срок. Если по истечении шести месяцев требования компании не выполнялись, работник мог быть уволен.
Форд создал систему льгот медицинского обслуживания, начал строить и продавать рабочим недорогое жилье в рассрочку.
Однако до конца 1920-х гг.,
пока его не вынудила к этому конкуренция,
Форд считал излишними издержки на
модификацию и диверсификацию продукта,
новые конструкторские
Стиль управления Форда прозвали диктаторским, поскольку несмотря на наличие менеджмента низшего и среднего звеньев, стратегическое и оперативное руководство осуществлял он сам.
В 1919 г. компания стала его семейной собственностью, что поставило ее в зависимость от вкусов и представлений ее владельца. В 1920 г. Форд уволил всех служащих, не имевших, как он считал, прямого отношения к производству, отключил большую часть внутренних телефонов между отделами. Он гордился минимальными горизонтальными связями между отделами, работой без «лишней документации» и «лишних людей», полагая, что его воли и интуиции вполне достаточно, чтобы отлаженный исполинский механизм работал сам собой.
Если в трудах классиков
менеджмента можно обнаружить определенную
долю сомнений, готовность к возражениям,
то Форд демонстрирует
Коммерческий успех Форда позволил ему заявить о снижении продолжительности рабочего дня до 8 ч, увеличении ставок работников в два раза (с 2,5 до 5 долл. в день). Одновременное сокращение рабочих смен с трех до двух потребовало дополнительного привлечения 5 тыс. новых работников. Желающих найти работу у Форда было гораздо больше, в результате возникли беспорядки, потребовавшие вмешательства полиции.
«Методы единоличного контроля практиковались в компании Ford Motor еще в те дни, когда она делала первые шаги. Тогда вошло в обычай регулярно, раз в несколько лет, понижать в должности линейных менеджеров, дабы «согнать с них спесь» и напомнить, что своим положением они обязаны исключительно доброте «хозяина». Еще в начале своей карьеры Форд решил ни с кем не делить собственность и так же, вероятно, не желал разделить и менеджмент. Менеджеры не управляли, а были подручными, послушными приказам, исполнителями в буквальном смысле. Неизбежные последствия такого подхода не заставили себя ждать: появились тайная полиция, боязнь заговора среди ближайших соратников, ощущение шаткости собственного положения».
Форд создал систему, действующую
по принципу машины, где каждый «винтик»
должен был обеспечивать надежную работу.
Эффективность подобной системы
определялась во многом стабильностью
производственного механизма, экономической
мотивацией рабочих, неизменностью
потребительского спроса и внешней
среды организации. Поэтому закономерно,
что в конце 1920-х – начале 1930-х
гг., в период изменений социальной
и рыночной среды Америки, компания
Форда стала терпеть неудачи.
Место лидера в автомобильной
промышленности Америки заняла корпорация
«Дженерал Моторс», наладившая выпуск
более совершенных, удобных и
элегантных автомобилей различных
моделей и цен. При этом лозунгом
Форда оставалось гордое утверждение:
«Мы можем поставить вам
Несмотря на то, что Форд первым установил на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, изменения на рынке труда, новые концепции стиля руководства с преобладанием коллегиальных методов, развитие профсоюзного движения привели к серьезным конфликтам Форда с профсоюзами. Он единолично принимал все важнейшие решения и не доверял тем, кого он называл «дипломированными умниками» из университетов.
Крах Форда наглядно продемонстрировал, что для успешного решения задач в новых, нестабильных условиях рынка требуются новые подходы и принципы управления, в том числе и управления персоналом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность управленческого решения - это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов.
Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его выполнения.
К критериям качества управленческого решения относятся:
1. Показатель энтропии, т.
е. количественной
2. Степень риска вложения инвестиций;
3. Вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
4. Степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основе которых она была разработана.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и дорого. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.
Только упорный труд над собой, помощь и поддержка других людей, постоянная учеба, преодоление "шипов познания" позволяют человеку взойти на уровень, с которого он вправе управлять общественными процессами. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных (особенно "случайные" встречаются при избрании депутатов в представительные органы власти). Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Но реально управлять, способен лишь очень талантливый, многогранно обученный и добросовестный человек. Поэтому вокруг много "управляющих", но нет самого управления. И надо ценить и уважать тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий.
Грамотно составленная и выполненная производственная программа, несомненно, является основополагающим фактором успешного функционирования любого предприятия, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации в стране.
Каждый руководитель должен понимать, что берет на себя определенную ответственность при принятии, реализации и подведении итогов принятых решений. При этом ответственность может быть не только финансовой (если принятое решение повлекло за собой финансовые потери), но и моральной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Обеспечение экономической эффективности управленческих решений