Обоснование точки безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
-Определение экономической сущности безубыточности
-Раскрытие понятия «точка безубыточности»
-Освоение методов расчёта безубыточности
-Расчёт безубыточности на предприятии

Содержание

Введение..………………………………………………………… ……………..…….3
1.Эффективность предприятия как обязательное требование экономики…...……4
1.1Понятие эффективности…………………………………………………...……….4
1.2Затраты как элемент эффективности………………………………………...……6
2.Понятие безубыточности и её расчёт…………………………………...………….8
2.1Понятие точки безубыточности и факторы влияющие на нее.…………....…….8
2.2Методы расчёта точки безубыточности………………..………….………….....10
3. Анализ безубыточности на примере ЧУП «Цветлит»............................................19
3.1 Краткая характеристика деятельности ЧУП «Цветлит».….......................…......19
3.2. Анализ маржинального дохода и точки безубыточности ЧУП «Цветлит».….............................................................................................................…..20
Заключение………………………………………………………………………...….27
Список литературы………………………………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_dlya_vorda_2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

(цена единицы  продукции х Х)- (переменные затраты  х X) - постоянные затраты = прибыль,

где X- объем  реализации в точке безубыточности.

        Так как прибыль приравнивается к нулю (цель расчета состоит в определении объема реализации или критической точки, при котором у предприятия нет прибыли), то для расчета объема реализации используют следующую формулу:

X х (цена единицы  продукции - переменные затраты  на единицу продукции) - постоянные  затраты = 0.

        Таким образом, для того чтобы рассчитать объем реализации, при котором прибыль равна нулю, или точку безубыточности, необходимо величину постоянных затрат разделить на разность между ценой продажи и величиной переменных затрат на единицу продукции:

X = постоянные  затраты : (цена - переменные затраты  на единицу продукции).

       Рассмотрим пример. Предположим, что фирма по производству зеркал получила заказ на выпуск новой модели.

       При этом цена единицы продукции - 400 тыс. руб., переменные затраты на ее единицу - 250 тыс. руб., постоянные затраты на весь объем производства - 450 000 тыс. руб. Если X - точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью приведенного выше получим, что X х (400 - 250) - 450 000 = 0. Тогда 450 000 = X х (400 - 250), откуда Х = 450 000 : (400 --250), т.е. Х= 3000 шт.

       Таким образом, необходимо реализовать 3000 зеркал, чтобы достичь точки безубыточности. Объем реализации в денежном выражении, соответствующий точке безубыточности, составит: 400 тыс. руб. х 3000 = 1 200 000 тыс. руб. Из приведенного примера можно сделать следующий вывод: только после достижения объема выручки в размере 1 200 000 тыс. руб. фирма начнет получать прибыль.

 

   Графический  метод

         Точку безубыточности, как уже отмечалось, можно определить и с помощью графического метода. Основу этого достаточно широко распространенного метода составляет деление затрат на постоянные и переменные. Впервые он был предложен У. Раутенштраухом в 1930 г. и получил название графика критического объема производства, или графика безубыточности. При его построении предполагается, что в расчетный период не происходит изменения цен сырья и продукции; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне продаж; переменные издержки на единицу продукции остаются постоянными при изменении объема продаж; реализация осуществляется равномерно.

 

-       по оси абсцисс графика указывается объем реализации; 
-       по оси ординат — себестоимость реализованной продукции плюс прибыль, которые составляют выручку от реализации. 
       Последовательность построения графика «затраты — объем -прибыль» (СУР-графика) такова: 
-       на графике проводится прямая постоянных затрат (прямая, параллельная оси абсцисс); 
-       выбирается точка на оси абсцисс (величина объема строительства); 
-       проводится прямая переменных затрат, соответствующая выбранному объему строительства; 
-       затем проводится прямая выручки от реализации выбранного объема производства.

Точка пересечения прямых переменных затрат и выручки от реализации является точкой безубыточности. (Рисунок 1)   Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)  

Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка (продаж). Если предприятие  продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

По графику можно установить, при каком объеме реализации организация получит прибыль, при каком — нет, а также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации (точку безубыточности или порог рентабельности), ниже которой производство будет убыточным. Это точка пересечения прямой общих затрат и прямой доходов.

Например:

Производственная мощность предприятия                                 1000 шт.

Цена изделия (р)                                                                        20 тыс. руб.

Выручка (нетто) (В)                                                                   20 000 тыс. руб.

Постоянные затраты (А)                                                             4000 тыс. руб.

Переменные затраты на единицу продукции (Ь)                         12 тыс. руб.

Переменные затраты на весь выпуск продукции (Зпер)                12000 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции (П)                                        4000 тыс. руб.

Маржа покрытия (МП = В — 3    )                                                8000 тыс. руб.

Доля маржи покрытия (Дмп)                                                          0,4

Ставка маржи покрытия (С)                                                          8 тыс. руб.

        Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рисунок 2).

        По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации. (Рисунок 2)

 

Рисунок 2. Зависимость между  прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

 

         По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Полученную зависимость можно  представить графически (Рисунок 3).

Рисунок 3. Определение  точки безубыточности

 

        При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных затрат. При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. руб. Соединив эти точки между собой, получим на линии х точку критического объема продаж.

        В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед., или 10 млн. руб. Получен тот же результат, только более простым способом.

        Мы получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями.

        Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

        Таким образом, были изучены подходы к определению точки безубыточности, которые позволяют выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Умение правильно их исчислять, анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ безубыточности на примере ЧУП "Цветлит"

3.1 Краткая характеристика деятельности ЧУП "Цветлит"

Производственное  частное унитарное предприятие "Цветлит" (сокращённо ЧУП "Цветлит") было создано в ноябре 1959 года.

В настоящее  время ЧУП "Цветлит" является высокорентабельным предприятием, которое постоянно  повышает свой технический уровень  посредством модернизации, реконструкции и автоматизации, ведущим к повышению качества и конкурентоспособности продукции.

Предметом деятельности предприятия является изготовление продукции бытового и производственно-технического назначения. Имеющееся на предприятии  специальное металлорежущее и литейное оборудование обуславливает направление деятельности по выбору номенклатуры выпускаемых и разрабатываемых изделий. Предприятие имеет возможность выполнять следующие виды работ: литье под давлением, литье и прессование пластмасс и резины; механическая обработка деталей на агрегатных, токарных, сверлильных и других металлорежущих станках; штамповка; пружинонавивка.

         Основная масса заготовок производится в литейном цехе методом литья под давлением. Для плавки латуни применяются индукционные печи промышленной частоты, для плавки алюминиевых сплавов-тигельные печи сопротивления. Литье пластмассовых деталей производится на термопластавтоматах. Производство резиновых деталей осуществляется на гидравлических прессах методом прямого прессования. На участке механической обработки основные операции технологических процессов выполняются на агрегатных и специальных станках. Процессы холодной штамповки включают штамповку на кривошипных прессах и пресс-автоматах. Обработанные детали подаются на сборку, собираются в изделия, испытываются, упаковываются в ящики и сдаются на склад готовой продукции. ЧУП "Цветлит" проводит работу по изучению спроса на продукцию, организации рынка сбыта продукции, работу над обновлением номенклатуры и ассортимента, обеспечения своевременного заключения договоров на поставку материально-технических ресурсов и реализации продукции.

Для обеспечения  предприятия качественным сырьем, комплектующими изделиями и материалами в  соответствии с потребностью для  выполнения плана производства большую роль играют поставщики, посредники и дистрибьюторы.

Оценка и  выбор поставщиков проводится согласно методике МТ-ОМТС-01-03 "Оценка и выбор  поставщиков". Закупка сырья, материалов и комплектующих изделий на ЧУП "Цветлит" в соответствии с  потребностью осуществляется после утверждения основных поставщиков директором предприятия. Большое внимание уделяется качеству продукции.

Изготовленная продукция до ее отгрузки потребителю  подлежит приемке и испытаниям с  целью удостоверения ее годности для использования в соответствии с требованиями, установленными в стандартах и ТУ.

Предприятие проводит добровольную сертификацию продукции  в "Системе сертификации ГОСТ Р" во Всероссийском научно-исследовательском  институте стандартизации и сертификации (ВНИИНМАШ). Удельный вес сертифицированной продукции в общем товарном выпуске-98%.

На продукцию, подлежащую государственной гигиенической  регистрации, имеются удостоверения, выданные ГУ "Гродненский областной  центр гигиены, эпидемиологии и  общественного здоровья", сертификат на систему менеджмента качества разработки и производства газозапорной, водозапорной и регулирующей арматуры в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001. Зарегистрировано в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Выпускаемая ЧУП "Цветлит" водозапорная, газозапорная и регулирующая арматура пользуется большим спросом на местном, региональном, национальном и международном рынках сбыта.Основными потребителями продукции  предприятия в Белоруссии являются заводы сантехзаготовок в г. Гродно, Витебск, Могилев, Гомель, Минск, строительные организации и оптово-розничная торговля.

 

 

 

3.2 Анализ маржинального дохода и точки безубыточности

Прибыль служит своеобразным ориентиром и определяющим критерием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому для успешного развития экономики любой организации важное значение имеет изучение соотношения «себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг – объем реализации условно-постоянных затрат (коммерческих и управленческих расходов) – прибыль». Анализ взаимосвязи этих показателей, методика проведения которого базируется на категории маржинального дохода и деления производственных затрат на переменные и постоянные, широко применяется в странах с различными рыночными отношениями. Он позволяет менеджеру и бухгалтеру оценить эффективность функционирования производства, обосновать принятие управленческих решений по формированию финансовых результатов.

Для исследования комплекса причинно-следственных взаимосвязей рассматривается зависимость между изменениями объема реализации, себестоимости проданных товаров, работ, услуг, условно-постоянных затрат и прибыли от продаж. Прогнозируемость соотношения этих показателей зависит от точности определения факторной модели общих издержек, поэтому проводятся изучение и оценка совокупных издержек путем использования нескольких методов разделения затрат на составляющие по изменению их динамики в зависимости от объема реализации.

Цель анализа  изучаемого соотношения – установить, что произойдет с прибылью, если определенный уровень производства изменится. Эта информация является весьма существенной, поскольку позволяет определить критические уровни производства, предсказать величину прибыли в плановом периоде, оценить запас финансовой устойчивости и другие показатели. Для проведения этого анализа необходимы ограничения по выпуску однородной продукции (работ, услуг) и отсутствие инфляции.

В заключение следует  отметить, что хотя для построения модели исследуемых связей методика анализа соотношения «затраты – объем производства – прибыль» упрощает реальные условия, с которыми сталкивается предприятие, так как модель является абстрактной и строится с учетом ряда предположений и ограничений, тем не менее такой анализ необходим для формирования прибыли за счет изменения величины переменных и постоянных затрат.

Для успешного  анализа зависимости «затраты –  объем производства – прибыль» необходимо разделение затрат на постоянные и  переменные затраты, и использовании категории маржинальный доход.

Переменные  затраты изменяются прямо пропорционально  изменяющемуся объему и реализации продукции. Условно-постоянные затраты  остаются неизменными в рамках отчетного  года.

Маржинальный  доход предприятия – это выручка  минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Бухгалтерский подход предполагает, что постоянные затраты остаются неизменными, а переменные затраты находятся в прямой зависимости от объема реализованной продукции производства. Таким образом, зависимость себестоимости от реализации продукции выражается уравнением прямой линии:

 

y = a + b*x (2.5)

 

где, y – полная себестоимость продукции, a – постоянные издержки, b – переменные издержки на единицу продукции, х – количество единиц продукции.

Для нахождения данного уравнения применяется  метод высшей и низшей точки объема реализации за период.

Информация о работе Обоснование точки безубыточности предприятия