Обоснование точки безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
-Определение экономической сущности безубыточности
-Раскрытие понятия «точка безубыточности»
-Освоение методов расчёта безубыточности
-Расчёт безубыточности на предприятии

Содержание

Введение..………………………………………………………… ……………..…….3
1.Эффективность предприятия как обязательное требование экономики…...……4
1.1Понятие эффективности…………………………………………………...……….4
1.2Затраты как элемент эффективности………………………………………...……6
2.Понятие безубыточности и её расчёт…………………………………...………….8
2.1Понятие точки безубыточности и факторы влияющие на нее.…………....…….8
2.2Методы расчёта точки безубыточности………………..………….………….....10
3. Анализ безубыточности на примере ЧУП «Цветлит»............................................19
3.1 Краткая характеристика деятельности ЧУП «Цветлит».….......................…......19
3.2. Анализ маржинального дохода и точки безубыточности ЧУП «Цветлит».….............................................................................................................…..20
Заключение………………………………………………………………………...….27
Список литературы………………………………………………………………...…29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_dlya_vorda_2003.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Проведем анализ маржинальный дохода и точки безубыточности, на основе калькуляции одного из выпускаемых изделий ЧУП «Цветлит» головки вентильной. Исходные данные:

производственная  мощность – 1000 шт;

цена единицы  изделия – 656370 руб.;

выручка – 656370 тыс. руб.;

постоянные  затраты – 313123 тыс. руб.;

переменные  затраты – 326319 тыс. руб.;

переменные  затраты на единицу продукции  – 326319 руб.

Для проведения маржинальный анализ можно использовать аналитический и графический  способы.

Начнем с  графического способа. По графику можно  установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Безубыточн6ость – это такое состояние, когда  бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть, затраты после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения  безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 1)

 

Рис1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

По горизонтали  показывается объем реализации продукции  в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

 При построении графика постоянные издержки изображаются одной линией на уровне 313123 тыс. руб. Переменные издержки прибавляются к постоянным издержкам для построения линии совокупных затрат. Следовательно, полная себестоимость при объеме производства 1000 шт. составит:

 

И = 313123000 + 326319*1000 = 639443 тыс. руб.

 

Линия себестоимости  строится по двум точкам (0; 313123000) и (1000; 639443000).

Линия выручки  строится также по двум точкам (0; 0) и (1000; 65637000).

Приемлемый  диапазон объемов производства составляет (0;1000)

Точка, в которой  линия выручки пересекает линию  совокупных затрат, является точкой, где  предприятие не получает прибыли  но не несет убытков. Это порог  рентабельности на уровне 948 штук или 622 511 тыс. руб. Другими словами, в нашем  примере критическая точка расположена на уровне 94,8% возможного объема реализации продукции.

Область между  линией выручки от реализации продукции  и линией полных издержек при объем  е реализации ниже порога рентабельности отражает зону убытков, которые будут иметь место при различных уровнях реализации ниже 948 штук. Подобным образом, если уровень реализации продукции выше точки безубыточности, область между линиями совокупного дохода и совокупных издержек показывает прибыль, получаемую предприятием в результате реализации выше 948 штук изделий.

На рис 1. линия постоянных издержек проведена параллельно горизонтальной оси, а переменные издержки равны расстоянию между линиями совокупных и постоянных издержек. Маржинальный доход на графике равен расстоянию между линией выручки и линией переменных издержек. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия − основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Аналитический способ проведения маржинального анализа, расчета точки безубыточного  объем продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем  графический, так как исключает  необходимость чертить каждый раз  график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели, используя следующий алгоритм:

рассчитаем  сумму маржинального дохода (Дм):

 

Дм = Выручка  – Переменные издержки (2.6)

Дм = 656 370 000 – 326 319 000 = 330 051 000 руб.

 

рассчитаем  удельный вес маржинального дохода в выручке (Ду):

 

Ду = Маржинальный доход / Выручку (2.7)

Ду = 330 051 000 / 656 370 000 = 0,503

 

определяем  точку безубыточности в натуральных  единицах измерения (Т), умножая количества единиц продукции в натуральных единицах измерения (К) на постоянные издержки (Н) и разделяя, полученное произведение, на маржинальный доход (Дм):

 

Т = (К * Н) / Дм (2.8)

Т = (1000 * 313 123 000) / 330 051 000 = 948 штук

определяем  точку безубыточности в суммовом выражении (Т) как частное от деления  постоянных затрат (Н) на удельный вес маржинального дохода в выручке (Ду):

 

Т = Н / Ду (2.9)

Т = 31 3123 000 / 0,503 = 622 511 000 руб.

 

определим зону безопасности (ЗБ) (в %):

 

ЗБ = (В – Т) / В *100 или ЗБ = (К – Т) / К *100 (2.10)

 

где, В – выручка  от реализации, К – количество единиц продукции в натуральных единицах измерения, Т – порог рентабельности в суммарном и натуральном выражении соответственно.

 

ЗБ = (1000 – 948) / 1000 * 100 = 5%

ЗБ = (656 370 000 – 622 511 000) / 622 511 000 * 100 = 5%

 

определим точку безубыточности к максимально возможному объему реализации:

 

Т = Н / Дм *100 (2.11)

Т = 313 123 000 / 330 051 000 * 100 = 94,8%

 

рассчитаем  поле безопасности (ПБ) как разницу  между производственной мощностью  и точкой безубыточного объема продаж:

ПБ = 1000 – 948 = 52 штуки

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

 

VРП = (А + П) / (р  − b) (2.12)

 

где, VРП – объем  реализации продукции, А – постоянные издержки, П- сумма прибыли, р − цена изделия, b – переменные издержки в единице продукции.

Так для того чтобы предприятие получило прибыль  в размере 16 928 тыс. руб., ему необходимо выпустить 1000 единиц изделий, т.е.

 

1000 = (313 323 000 + 16 928 000) / (656 370 – 326 319)

 

Таким образом, проведя анализ маржинального дохода и точки безубыточности на примере  производства головки вентильной, можно  сделать следующие выводы. Порог  рентабельности зафиксирован на уровне 948 штук или 622 511 тыс. руб. Критическая  точка расположена на уровне 94,8% возможного объема реализации продукции. Зона безопасности (зона прибыли) составляет лишь 5% или 52 штуки изделия. Прибыль, которую может получить предприятия, используя всю производственную мощность, т.е. 1000 штук составляет 16 928 тыс. руб.

Приемлемый  диапазон объемов производства продукции. Необходимо помнить, что приведенные  в этом разделе формулы подходят только для тех решений, которые  принимаются в пределах предсказуемого диапазона. Вне его постоянные и переменные затраты на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные в результате использования формул, которые находятся в неприемлемом диапазоне производства, будут неверны;

Единственное  изделие или постоянная структура  продаж. При анализе безубыточности исходят из того, что производится одно наименование изделий;

Прибыль рассчитывается по переменным издержкам. При анализе  допускают, что постоянные издержки, имевшие место в данный период, учитываются как расходы этого  периода. Поэтому используется расчет прибыли по переменным издержкам. Если прибыль рассчитывают исходя из полного распределения издержек, то необходимо ввести допущение: объем производства равен объему реализации. В противном случае уровень неоплаченных товаров измениться и постоянные накладные расходы, учтенные за этот период, будут отличаться от фактических. При полном распределении затрат только тогда, когда объем производства продукции равен объему оплаты, сумма фактических постоянных накладных расходов будет равна сумме учтенных постоянных накладных расходов;

Совокупные  издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства. При анализе считается, что переменные издержки на единицу продукции и  цена реализации постоянны. Очевидно, что это допущение действительно только в пределах приемлемого диапазона объемов производства, о котором говорилось ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из выше описанного можно увидеть, что анализ точки безубыточности коммерческого предприятия просто необходим для безубыточной деятельности предприятия. 
          Также можно узнать, что безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима, чтобы предприятие начало получать прибыль. 
Разность между фактическим количеством реализуемой продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние коммерческого предприятия. Определить их уровень можно графическим и аналитическим способом. 
Анализ безубыточности позволяет нам :

  1. Быстро определить, какой объем продукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой прибыли в планируемом периоде;
  2. По какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль;
  3. Выбрать наиболее эффективные технологии производства, затраты времени при которых значительно меньше чем при традиционных методах анализа;
  4. Найти решение задач, связанных с планированием ассортимента, обновлением выпускаемой продукции, что особенно важно в условиях рыночной экономики;
  5. Как при нестабильном спросе, на который влияет множество факторов, независящих от производителя или торгующей организации, определить, насколько предприятие может снизить объем реализации, не потерпев при этом убытка, для чего следует произвести анализ разницы между фактическим, плановым и безубыточным объемом реализации;
  6. Сделать прогноз критического объема производства изделий и рассчитать влияние факторов на критический объем реализации в будущем периоде;
  7. Произвести анализ прибыльности, при котором происходит изучение взаимосвязанности затрат, валового дохода и цены реализации.

Из всего вышеизложенного еще раз можно убедиться в том, что анализ безубыточности коммерческого предприятия – важнейшая составляющая, для устойчивой финансовой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалев, И.Г Игнатьева. – СПб: «Белл», 1994.
  2. Долан Эдвин Дж. Микроэкономика / Дж. Долан Эдвин - СПб: АО «Санкт Петебург оркестр», 1994.
  3. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К.Друри - М: «Аудит», 1994.
  4. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В.В.Ковалев - М: «Финансы и статистика», 1996.
  5. Нидлз Б. Принципы бухгалтерского учета / Б. Нидлз, Х.Андерсон, Д.Колдуэлл - М: «Финансы и статистика», 1994.
  6. Питерс М. Предпринимательство / М.Питерс, Р. Хизрич - М: «Прогресс-Универс», 1989.
  7. Штиглер Харальд, Роман Хофмайстер Контроллинг. Часть I и II. / Харальд Штиглер - Вена: «Институт содействия экономике Федеральной палаты экономики Австрии», 1993.
  8. Энтони Р. Учет: ситуации и примеры. / Р.Энтони, Дж.Рио - М: «Финансы и статистика», 1993.

9.http://www.akyl.kz/rubricator/page/rid/54/id/328/stage/1?PHPSESSID=23b08c527354cd40a44fc6c73aa4ae99

10. http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0057/

11. http://elger.ru/archives/775

12. http://www.cis2000.ru/Budgeting/ReceivablesRuAO.shtml

13. http://www.aup.ru/books/m203/9_5.htm

14.http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65635a2bd68a4c43a88521206d37_0.html

 

 


Информация о работе Обоснование точки безубыточности предприятия