Оптимизация объема производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Экономика государства представляет собой единую систему взаимосвязанных отраслей.
Под отраслью принято понимать группу качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Содержание

Введение. 3
1. Предприятие – главный субъект экономики. 4
1.1 Основы организации производства и реализации продукции. 6
1.2 Инновационная и инвестиционная политика предприятия. 9
1.3 Издержки производства и ценообразование на предприятии. 11
1.4 Доход, прибыль и рентабельность предприятия. 13
2. Программа текущего планирования на предприятии. 15
2.1 Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции. 15
2.2 Составление калькуляции себестоимости изделия. 17
2.3 Ценообразование на предприятии. 20
2.4 Формирование прибыли. 21
2.5 Распределение прибыли. 21
2.6 Капиталовложения в развитие производства. 22
3. Заключение. 23
Список используемой литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике Ким Альберта.docx

— 216.73 Кб (Скачать файл)

Признаком технологической структуры является специализация цехов предприятия на выполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадии производственного процесса. Например, наличие литейного, кузнечно-прессового, штамповочного, механического и сборочного цехов на машиностроительном заводе.

На практике часто встречается смешанная производственная структура, при которой часть цехов специализирована технологично, а остальная – предметно.

На предприятиях с простым  производственным процессом применяется безцеховая производственная структура, основой построения которой является производственный участок – совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция

Тип производства – это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции. На тип производства влияют уровень специализации, масштабность производства, сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий, обусловленной повторяемостью выпуска.

Типы производства:

  1. Единичное производство – это штучный выпуск изделий

разнообразной и непостоянной номенклатуры.

  1. Серийное производство – это одновременное изготовление сериями

широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется  в течение длительного времени.

  1. Массовое производство – это непрерывность изготовления

ограниченной номенклатуры продукции в больших количествах.

          Организационная структура – это совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

В зависимости от характера  связей между подразделениями организации  различают следующие типы организационных  структур: линейную, функциональную, линейно  – функциональную и матричную.

Линейная структура  управления.

Это одна из простейших организационных  структур управления. Она характеризуется  тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми  полномочиями и осуществляющий единоличное  руководство подчиненными ему работниками  и сосредоточивающий в своих  руках все функции управления.

Функциональная  структура управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций  по конкретным вопросам возлагается  на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован  на выполнении отдельных видов деятельности.

 

Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

Матричная структура  управления.

При матричной структуре  управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые  подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в  основном определяет, что и когда  должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять  ту или иную работу.

Трудовые ресурсы  предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим лицом в регулируемых договором найма отношениях.

Структура трудовых ресурсов определяется по совокупности отдельных  групп работников, которые объединяются по определенному признаку. Выделяют промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал предприятия участвует в непосредственном производстве материальных ценностей (рабочие цехов, аппарата заводоуправления, научных отделов и пр.).

Непромышленный (непроизводственный) персонал занят в обслуживании сферы производства. К этой группе относят работников, занятых в бытовой и социально-культурной сфере (подсобные хозяйства, медицинские, жилищные службы, школы и т.д.).

Все сотрудники предприятия  промышленно-производственной сферы  подразделяются на ряд категорий:

  1. Руководители осуществляют управление предприятием.
  2. Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они

занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства и т.д.

  1. Рабочие непосредственно заняты в производстве.
  2. Служащие занимаются техническим обслуживанием производства

(чертежники, счетоводы, делопроизводители).

Производственные  ресурсы предприятия – это те ресурсы предприятия, которые используются в процессе производства.

К ним относятся:

  1. Капитал – это средства производства, производственная

инфраструктура, денежные средства, используемые для приобретения средств  производства.

  1. Материальные активы – это активы фирмы, предприятия в

материально-вещественной форме, обладающие денежной оценкой (материалы, полуфабрикаты, оборудование).

  1. Нематериальные активы – это неденежные активы, не имеющие

физической формы (объекты  интеллектуальной собственности и  деловая репутация фирмы).

  1. Труд – это физические и умственные способности людей, применяемые

при производстве товаров  и услуг.

  1. Информация – это упорядоченная система знаний.

1.2 Инновационная и инвестиционная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование  результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования  технологии их изготовления и организации  их производства.

Инновация (нововведение) – это результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации выделяют:

  • продуктовые инновации, которые включают применение новых

материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства.

  • процессные инновации, которые могут быть связаны с созданием

новых организационных структур в составе предприятия.

В зависимости от места инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья,

материалов, машин и оборудования, информации и др.);

  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии,

информация и др.);

  • инновации системной структуры предприятия (управленческой,

производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

Одна из важнейших сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия – сохранение и развитие своего производственно-экономического потенциала. Деятельность предприятий в этом плане называется инвестиционной деятельностью.

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.

Для предприятия источниками  осуществления инвестиционной деятельности могут служить:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ресурсы

инвестора, которые включают в себя первоначальные взносы учредителей  в момент организации предприятия  и часть денежных средств полученных в результате хозяйственной деятельности, т.е. за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, выплачиваемых органами страхования, и т.п.;

  • заемные финансовые средства инвестора, в качестве которых

выступают банковский кредит, инвестиционно-налоговый кредит, бюджетный  кредит и др. ;

  • привлеченные финансовые средства инвестора, средства, полученные

от продажи акций, паевых и иных взносов юридических лиц и работников предприятия;

  • денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из

централизованных инвестиционных фондов; фондов концернов, ассоциаций и других объединений предприятий;

  • средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме

финансового участия в  уставном капитале совместных предприятий, а также прямых денежных вложений международных организаций и  финансовых институтов, государств, предприятий  различных форм собственности, частных  лиц.

Самофинансирование – это финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Данная форма финансирования обычно используется для реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности.

Кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций. Особенность заемного капитала заключается в том, что его необходимо вернуть на заранее определенных условиях, при этом кредитор не претендует на участие в доходах от реализации инвестиций.

Долевое финансирование представляет собой комбинацию нескольких источников финансирования. Это самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, она может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов.

Аренда – это форма имущественного договора или соглашения, по которому собственник передаёт арендатору право пользования и исключительного владения имуществом на определенное время при условии уплаты арендной платы. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственность

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы.

1.3 Издержки производства и ценообразование на предприятии.

Издержки производства – это затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров (в бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости) и включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.

Информация о работе Оптимизация объема производства и резервы повышения эффективности использования экономических ресурсов