Организационно-экономические средства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире в условиях рыночной экономики, постоянно динамично развивающегося рынка необходимо осуществлять строгий контроль за деятельностью своего предприятия, необходима четкая и правильная система управления этой деятельностью. Но в России, переживающей постперестроечное время, такие профессии как маркетинг, менеджмент все еще являются новыми, несовершенными, плохо изученными и неадаптированными к внешней среде, в отличие от Запада. Поэтому одна из основных задач, стоящих сегодня перед российскими компаниями - создание должного уровня менеджмента в условиях рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

МЭИ курсач.docx

— 574.13 Кб (Скачать файл)

     Введение

     В современном мире в условиях рыночной экономики, постоянно динамично  развивающегося рынка необходимо осуществлять строгий контроль за деятельностью своего предприятия, необходима четкая и правильная система управления этой деятельностью. Но в России, переживающей постперестроечное время, такие профессии как маркетинг, менеджмент все еще являются новыми, несовершенными, плохо изученными и неадаптированными к внешней среде, в отличие от Запада. Поэтому одна из основных задач, стоящих сегодня перед российскими компаниями - создание должного уровня менеджмента в условиях рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предприятие в условиях рыночной экономики.

     Основу  любой экономики составляет производство, способствующее созданию экономического продукта. Без производства не может  быть и потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Экономику государства  упрощенно можно рассматривать  как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперативной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и  государством.

Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стане в виде пирамиды, то её основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное  управление может рассматриваться  по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Любые изменения  в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно  не сказываются на деятельности предприятия.

Вся история  развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что  наиболее эффективно предприятия функционируют  в условиях цивилизованного рынка.

К основным принципам  рыночной экономики относятся:

- наличие различных  форм собственности;

- правовое обеспечение  правил экономического поведения;

- экономическая  и юридическая самостоятельность  предприятий;

- становление  свободной конкуренции и демонополизация  экономики;

- свободное ценообразование;

- регламентированное  вмешательство государства в  дела предприятий;

- формирование  рыночной инфраструктуры;

- развитие договорных  отношений и др.

Понятие предприятия цели и направления  деятельности.

В условиях рыночных отношений предприятие является главным звеном всей экономики, поскольку  конкретно на этом уровне создается  подходящая обществу продукция, оказываются  нужные сервисы.  

Предприятие - это  самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который  производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного  характера либо предоставляет платные  сервисы.

Предприятие имеет  конкретное заглавие - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.  любое предприятие является юридическим  лицом, имеет законченную систему  учета и отчетности, самостоятельный  бухгалтерский баланс, расчетный  и остальные счета, печать с своим наименованием и товарный символ (марку).  

Главной целью (миссией) сотворения и функционирования компании является получение очень вероятной  прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных  работ, оказанных услуг), на базе которой  удовлетворяются социальные и экономические  запросы трудового коллектива и  владельцев средств производства.

На базе общей  миссии компании формируются и инсталлируются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри компании, наружной средой и обязаны отвечать следующим  требованиям: быть конкретными и  измеримыми, нацеленными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая  система с многогранной деятельностью. Более верно выделяются направления, которые следует отнести к основным:

1) комплексное  исследование рынка (маркетинговая  деятельность);

2) инновационная  деятельность (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных,  управленческих и остальных новшеств  в создание);

3) производственная  деятельность (изготовление продукции,  выполнение работ и оказание  услуг, разработка номенклатуры  и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая  деятельность компании на рынке  (организация и стимулирование  сбыта произведенной продукции,  услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое  обеспечение производства (поставка  сырья, материалов, комплектующих  изделий, обеспечение всеми видами  энергии, техникой, оборудованием,  тарой, и т.Д.);

6) экономическая  деятельность компании (все виды  планирования, ценообразования, учет  и отчетность, организация и оплата  труда, анализ хозяйственной деятельности  и т.П.);

7) послепродажный  сервис продукции производственно-технического  и потребительского назначения (пусконаладочные  работы, гарантийное сервис, обеспечение  запасными частями для ремонта  и т.Д.);

8) социальная  деятельность (поддержание на надлежащем  уровне условий труда и жизни  трудового коллектива, создание  социальной инфраструктуры компании, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.Д.).

1. Методы управления  предприятием в  условиях рыночной  экономики 

     Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

     Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

     Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом - это совокупность взаимосвязанных  действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

     Управление  персоналом на предприятии - это вид  деятельности, который позволяет  реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним  условиям, учёта личного фактора  в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия. 

     Первый - иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия - это отношения власти и подчинения, давления на человека сверху, с помощью  принуждения, контроля над распределением материальных благ.

     Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки  поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без  видимого принуждения.

        Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

     Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются  в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической  ситуации на предприятии.

      При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жёсткой системы административного  воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально  новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия - работники, а за пределами - потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку. 

     Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и  координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций  и от чисто кадровых вопросов переходят  к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и  т.п.

     Итак, методы управления - это способы  осуществления управленческих воздействий  на персонал для достижения целей  управления производством.

В системе методов  управления персоналом выделяют:

 Административные  методы;

 Экономические  методы;

 Социально-психологические  методы.

Затраты на производство и  реализацию продукции

  Представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

     По  экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производится как  непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принад лежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности.  

В зависимости  от способа отнесения на себестоимость  продукции они делятся на:

- прямые, связанные  с производством отдельных видов  продукции, которые могут быть  прямо и непосредственно включены  в себестоимость (сырье, основные  материалы, заработная плата производственных  рабочих и др.);

- косвенные,  связанные с производством разнообразных  изделий, которые нельзя отнести  на себестоимость определенного  вида продукции (расходы на  содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату  инженерно-технических работников  и др.).

     Они включаются в себестоимость с  помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и  калькуляции себестоимости.

В зависимости  от связи затрат с объемом производства выделяют:

- условно-постоянные  расходы - это расходы величина  которых существенно не меняется  при увеличении или уменьшении  объема выпуска продукции, в  результате чего изменяется их  относительная величина на единицу  продукции (затраты на отопление,  освещение, заработную плату управленческого  персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные  нужды и др.);

Информация о работе Организационно-экономические средства предприятия