Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:35, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в изучении существующих теорий организации использования трудовых ресурсов на предприятии и их применении в практических исследованиях при анализе трудовых ресурсов фирмы в современных экономических условиях.
Для достижения цели определены следующие задачи:
обобщить современные подходы к организации использования трудовых ресурсов предприятия;
изучить современные методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;
проанализировать технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Марийское»;
провести анализ организации использования трудовых ресурсов данного предприятия;
разработать рекомендации по улучшению использования трудовых ресурсов предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 7
1.2 Сущность организации трудовых ресурсов предприятия 16
1.3 Показатели использования трудовых ресурсов 24
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «МАРИЙСКОЕ» 33
2.1 Общая характеристика предприятия 33
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Марийское» 36
2.3 Анализ организационной структуры 49
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ЗАО «МАРИЙСКОЕ» 54
3.1 Анализ численности и структуры трудовых ресурсов предприятия 54
3.2 Оценка уровня мотивации работников 63
3.3 Анализ кадрового потенциала предприятия 76
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 88
4.1 Предложения по улучшению использования трудовых ресурсов 88
4.2 Предложения по улучшению структуры управления 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
Согласно данным табл.2.5, фондовооруженность труда на предприятии на протяжении 2006-2008 гг. падает, что связано со снижением стоимости активной части ОФ, ее большой изношенности.
Причинами отставания темпов роста производительности труда от темпов роста фондовооруженности труда могут быть немотивированный спад производства продукции, необоснованный рост ОПФ, особенно пассивной их части, численности работников правления в составе ППП и др.
Более объективную оценку внедрения новой техники, передовой технологии, механизации и автоматизации производства можно дать по показателю технической вооруженности труда, которую исчисляют как отношение активной части ОПФ наибольшему числу рабочих в смене.
Так как данные о наибольшей численности рабочих в смене зачастую отсутствуют, на практике техническую вооруженность труда рассчитывают на одного среднесписочного рабочего. В абсолютной величине этот показатель будет несколько занижен, но при сопоставлении его в динамике он даст правильное представление о темпах роста технической вооруженности труда. При этом темпы роста технической вооруженности труда не должны опережать темпы роста производительности труда рабочих. Расчет технической вооруженности труда представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Техническая вооруженность труда
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. в процентах к 2006 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднегодовая стоимость активной части ОПФ, тыс. р. |
63811 |
68545 |
69399 |
103,87 |
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
1112 |
1166 |
1174 |
105,58 |
Техническая вооруженность труда, тыс. р. |
57,38 |
58,79 |
59,11 |
103,01 |
Согласно данным табл.2.6, техническая вооруженность предприятия на протяжении 2006-2008 гг. растет.
Анализ эффективности производства и реализации продукции ЗАО «Марийское»
Основной задачей для
Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятиям-потребителям, вызывая нарушения их нормальной деятельности.
Динамика объемов производства и реализации продукции характеризует изменение производства продукции и степень насыщения рынка продукцией предприятия. Оценка динамики объема производства и реализации продукции осуществляется по сопоставимым оптовым ценам (без НДС и акцизов). Как известно, производство продукции должно завершаться ее реализацией. Поэтому особое внимание следует уделять динамике объема реализованной продукции.
Оценка динамики производства и реализации продукции ЗАО «Марийское» представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Оценка динамики производства и реализации продукции
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение, (+;-) |
Темпы роста, % | ||
2008 г. от 2007 г. |
2008 г. от 2006 г. |
2008 г. от 2007 г. |
2008 г. от 2006 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Объем продукции, тыс. р. |
325535 |
388594 |
430885 |
42291 |
105350 |
110,88 |
132,36 |
2. Выручка от реализации продукции |
315824 |
379079 |
417306 |
38227 |
101482 |
110,08 |
132,13 |
3. Изменение остатков нереализованной продукции |
9711 |
9515 |
13579 |
4064 |
3868 |
142,71 |
139,83 |
4. Доля изменения остатков нереализованной продукции |
0,25 |
0,02 |
0,01 |
-0,01 |
-0,24 |
67,22 |
4,37 |
Таким образом, данные таблицы 2.7 говорят
о наращивании объемов
Анализ себестоимости ЗАО «Марийское»
В настоящее время себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующего субъекта. От уровня себестоимости производимой продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
Задачами анализа
Целью анализа себестоимости
Проведем анализ динамики себестоимости реализованной продукции и представим получившиеся значения в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Анализ динамики себестоимости продукции ЗАО «Марийское» за период с 2006 по 2008 гг.
Себестоимость реализованной продукции, всего, тыс. р. (Ф. 2, с. 020) |
Годы |
Уд. вес затрат, % | ||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
272309 |
365408 |
388993 |
100 |
100 |
100 | |
1. Материальные затраты |
225853 |
289476 |
299486 |
82,94 |
79,22 |
76,99 |
2. Затраты на оплату труда |
29763 |
45603 |
51542 |
10,93 |
12,48 |
13,25 |
3. Отчисления на социальные нужды |
7543 |
10889 |
13342 |
2,77 |
2,98 |
3,43 |
4. Амортизация |
6971 |
10560 |
12409 |
2,56 |
2,89 |
3,19 |
5. Прочие затраты |
2178 |
8879 |
12214 |
0,81 |
2,43 |
3,13 |
Из таблицы 2.8 видно, что себестоимость продукции выросла за рассматриваемый период времени. Данный факт говорит о значительном повышении затрат на производство продукции и негативно характеризует деятельность предприятия. Рост себестоимости за рассматриваемый период связан, прежде всего, с ростом объемов производства и продаж предприятия (наращивание производственных мощностей, что вызвало большую потребность в сырье и материалах для производства продукции).
Анализ ассортимента, структуры и качества продукции
Результаты финансово-
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
В процессе анализа необходимо выяснить,
как хозяйствующий субъект
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (прошлого) периода.
Таблица 2.9
Динамика и выполнение плана по ассортименту отдельных видов продукции за 2008 год
Наименование изделия |
Выпуск изделий в оптовых ценах, тыс.р. |
Отклонение от плана | |||
По плану |
Фактически |
Факт в пределах плана |
Сумма, тыс.р. |
% | |
Консервы свиные |
59913 |
62512 |
59913 |
+2599 |
4,34 |
Консервы говяжьи |
78364 |
81174 |
78364 |
+2810 |
3,59 |
Итого: |
138277 |
143686 |
138277 |
+5409 |
3,91 |
Таким образом, из данных таблицы видно, что на предприятии за отчетный период наблюдается общее перевыполнение плана на 3,91% и по свиным и по говяжьим консервам, причем перевыполнение плана по свиным консервам составило — 4,34%, а по говяжьим — 3,59%.
Наиболее точно степень
Кас = 138277 / 138277 = 1 или 100%
Недовыполнение задания по ассортименту составляет
100 % – 100 % = 0%
Выполнение плана по ассортименту в ЗАО «Марийское» связано с высоким уровнем организации производства и труда, отсутствием непроизводительных потерь рабочего времени.
Далее проведем анализ качества продукции, как составную часть конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность — это сравнительная характеристика товара относительно выявленных требований рынка или свойств товара аналогичного назначения. Вопрос качества — это вопрос экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество характеризуется надежностью, долговечностью, безопасностью, наличием или отсутствием рекламации.
К обобщающим показателям, характеризующим качество продукции, относят:
Анализ качества начинается с общей оценки динамики выпуска сертифицированной продукции. Данные берутся из оперативно-технического учета и отчетности.
Таблица 2.10
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатели |
Годы |
2008 г. в процентах к 2006 г. | ||
2006 |
2007 |
2008 | ||
1. Объем продукции в фактически действующих оптовых ценах предприятия, тыс.р. |
325535 |
388594 |
430885 |
132,36 |
2. Стоимость сертифицированной
продукции в фактически |
324558 |
387817 |
430885 |
132,76 |
3. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции, %. |
99,7 |
99,8 |
100 |