Организация и управление (система управления предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Предметом Исследования является организация менеджмента на СТО. Объектом исследования является г. Рассказово. В курсовой работе приводится краткая характеристика предприятия, дается анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, освещены вопросы организации и управления производством, техника безопасности и охрана труда на предприятиях автосервиса.
Цель курсовой работы: выявить основные проблемы, которые связаны с организацией управления на предприятии и дать рекомендации по их устранению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика предприятия…………………………………… ……4
2. Организация процесса управления предприятием…………………………..6
2.1.Производственная структура предприятия …………………………………6
2.1.1. Производственная структура исследуемого предприятия………………7
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………..9
2.2.1. Общая характеристика структуры управления…………………………..9
2.2.2. Функции управления……………………………………………………...17
2.2.3. Методы управления……………………………………………………….21
2.3. Система контроля и учёта на предприятии………………………………..27
2.4 Система оперативного управления предприятием………………………...30
2.5 Стратегия предприятия, исходя из его миссии…………………………….31
3.Система управления персоналом. Стимулирование труда ………………...33
3.1 Мотивация …………………………………………………………………...34
3.2 Памятка самоконтроля для руководителя …………………………………34
3.3 Оплата труда…………………………………………………………………44
3.4 Поощрение рационализаторов……………………………………………...48
Заключение………………………………………………………………………49
Глоссарий……………………………………………………….…………….….50
Список использованных источников………………………………………..….51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Коновалова Антона 4 курс.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

       Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Рассказовский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономика организаций (предприятий)

Тема

Организация и управление (система управления предприятия)

Фамилия студента

Коновалов

Имя студента

Антон

Отчество студента

Викторович

№ контракта

0430513403801039


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Содержание 
Введение…………………………………………………………………………..3

1.Общая характеристика предприятия…………………………………… ……4 
2. Организация процесса управления предприятием…………………………..6 
2.1.Производственная структура предприятия …………………………………6 
2.1.1. Производственная структура исследуемого предприятия………………7 
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………..9 
2.2.1. Общая характеристика структуры управления…………………………..9 
2.2.2. Функции управления……………………………………………………...17 
2.2.3. Методы управления……………………………………………………….21 
2.3. Система контроля и учёта на предприятии………………………………..27 
2.4 Система оперативного управления предприятием………………………...30 
2.5 Стратегия предприятия, исходя из его миссии…………………………….31 
3.Система управления персоналом. Стимулирование труда ………………...33 
3.1 Мотивация …………………………………………………………………...34 
3.2 Памятка самоконтроля для руководителя …………………………………34 
3.3 Оплата труда…………………………………………………………………44 
3.4 Поощрение рационализаторов……………………………………………...48 
Заключение………………………………………………………………………49 
Глоссарий……………………………………………………….…………….….50

Список использованных источников………………………………………..….51

Приложения……………………………………………………..……………….52 

         Введение 
          Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.  Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадаются, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи. Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, не имеют права дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Первейшей задачей большинства организаций является выживание, возможность существовать как можно дольше. Для того чтобы выжить и оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира. 
Менеджмент в нашей стране направлен на формирование нового подхода в области управления, управления в условиях рынка. Творческое осмысление опыта и теории мирового менеджмента позволит отечественным менеджерам извлечь много

полезного и направить свою деятельность в эффективное русло, с целью обеспечения развития ими управляемых организаций и экономики страны в целом. В современных условиях становится существенно - важным, информационное обеспечение для успешного функционирования аппарата управления.  
Данная работа представляет собой курсовую работу на тему: «Организация управления (система управления предприятия)» на примере

ООО СТО «ТАГАНКА +». Предметом Исследования является организация менеджмента на СТО. Объектом исследования является     г. Рассказово. В курсовой работе приводится краткая характеристика предприятия, дается анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, освещены вопросы организации и управления производством, техника безопасности и охрана труда на предприятиях автосервиса. 
Цель курсовой работы: выявить основные проблемы, которые связаны с организацией управления на предприятии и дать рекомендации по их устранению.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

       Основная часть

  1. общая характеристика предприятия

          Объектом исследования в курсовой работе является ООО СТО «ТАГАНКА+»г.Рассказово. 
Количество обслуживаемых СТО автомобилей составляет 1500 авт./год. 
СТО выполняет работы по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонтуавтомобилей. 
ООО СТО «ТАГАНКА +»  в Рассказове предоставляет услуги по : 
- кузовному ремонту - восстановление кузова после ДТП не простая задача, но в условиях мастерской возможно восстановление поврежденного кузова вплоть до его первоначального вида; 
-восстановлению геометрии кузова на стапеле - использование данного способа в автосервисе позволяет восстановить смятые детали и сам корпус методом контрольных точек, благодаря чему автомобилю возвращаются все его изначальные параметры и характеристики; 
-замене ремня ГРМ - данный тип операции по замене ремня ГРМ необходимо проводить при каждом большом техосмотре, в связи с изнашиванием его зубчатой текстуры, приводящим к проскальзыванию ремня; 
- покраске и полировке - специалисты автосервиса обладают огромным опытом в данной области и используют только качественные материалы и профессиональное оборудование, все работы по покраске проводятся в специальной покрасочной камере, соответствующей всем необходимым требованиям. 
- работе с автоэлектрикой - индивидуальный подход к решению любых вопросов в данной области, все подробности и нюансы которых можно предварительно узнать по телефону автосервиса в Рассказове; 
- ремонту бамперов и глушителей - локальный и полный ремонт бампера с его демонтажом или без, в зависимости от пожеланий клиентов, как диагностика и ремонт глушителей в нашем автосервисе всегда на высоком уровне; 
- ремонт ходовой части: передней/задней подвески, замена амортизаторов, сайлентблоков и другие операции по ремонту подвески на СТО направлены на идеальный результат, а, соответственно, и на безопасность водителя и пассажиров. 
ООО СТО «ТАГАНКА+» в Рассказове выполняет техническое обслуживание и ремонт легковых и грузовых автомобилей, а также микроавтобусов. 
В состав СТО входят производственные, складские, служебные и бытовые помещения. 
Режим работы СТО составляет 253 дней в году. Среднегодовой пробег автомобиля при обслуживании составляет 8 000 км. Количество заездов автомобилей в год на СТО составляет 4 заезда. 
Ежедневное обслуживание включает такие работы, как механизированная мойка автомобилей, обтирка или обдув автомобилей воздухом, дозаправка автомобилей маслом и водой, контроль давления воздуха в шинах и подкачка воздуха до нормы. 
При ТО-1 производятся работы по обслуживанию систем питания, контрольные, крепежные и регулировочные работы, электротехнические работы, шинные, смазочные, заправочные и очистительные работы. 
На постах ТО-2 производятся крепежные, регулировочные работы и по обслуживанию системы питания, работы по обслуживанию тормозной системы, рулевого управления и ходовой части, а также смазочные, заправочные и очистительные работы. Возвращающиеся с линии автомобили осматриваются дежурным механиком. Исправные автомобили направляются в зоны ЕО и хранения. Автомобили, подлежащие очередному техническому обслуживанию, и неисправные после мойки направляются на соответствующие посты диагностирования, обслуживания и ремонта или в зону ожидания. 
Контрольно-осмотровые работы выполняются механиком контрольно-технического пункта и водителем. Моечно-уборочные работы – специализированной бригадой, в состав которой входят уборщики, мойщики и обтирщики. Заправочные работы – водителем. Приемка выполненных работ осуществляется водителем или перегонщиком. Выборочный контроль – работниками ОТК. 
Перед ТО-1 автомобили проходят общее диагностирование Д-1 с целью выявления неисправностей и определения состояния агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения. В случае выявления неисправностей они устраняются до ТО-1 в комплексе ТР. ТО-1 выполняется специализированной бригадой комплекса ТОД. Контроль качества работ осуществляется бригадиром ТО-1 и представителем ОТК. 
За один-два дня до ТО-2 автомобили направляются на углубленное диагностирование Д-2 с целью выявления неисправностей, устранение которых требует большого объёма ремонта. Эти неисправности устраняются до ТО-2 в комплексе ТР. Весь комплекс работ ТО-2 (регламентных работ и сопутствующих ремонтов) выполняется специализированными бригадами комплекса ТОД на поточной линии или тупиковых постах в зависимости от программы. Контроль качества работ осуществляется бригадиром ТО-2 и представителем ОТК.

 

 

 

 

 

 
      2.организация процесса управления предприятием. 
 
        2.1Производственная структура предприятия. 
         Производственные подразделения предприятия-цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют его производственную

структуру [1, 118]. 
        Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке: 
1. Устанавливается число цехов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции:

 
2.Рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются их пространственные расположения в генеральном плане предприятия;

3.Планируются все транспортные связи внутри предприятия, необходимые внешние коммуникации; 
4.Намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственногопроцесса. 
К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготавливается, проходит контрольные проверки и испытания основная продукция, выпускаемая предприятием, комплектующие изделия, приобретаемые со стороны, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; преобразовываются различные виды энергии, потребляемые для технологических и иных целей и т.п. [1, 119]. 
Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий с без цеховой структурой управления) - цех обособленное в административном отношении звено, выполняющее определённую часть общего производственного процесса (стадию производства)4, 212].  
На крупном (среднем) предприятии цехи, как правило, подразделяются на четыре группы: основные, вспомогательные, побочные и подсобные. 
В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. Основные цеха обычно делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. 
Вспомогательные или обслуживающие цехи: инструментальный, нестандартного оборудования, ремонтный, энергетический, транспортный. 
Побочные цеха: утилизации и переработки используемых отходов, цехи ширпотреба. 
Подсобные цехи изготавливают тару для упаковки продукции, печатают инструкции по её использованию [2, 326]. 
Особую роль в производственной структуре предприятия занимают конструкторские и технологические подразделения. В них разрабатываются новые изделия, технологические процессы для получения этих изделий, проводятся экспериментальные и опытно-конструкторские работы. 
В состав цехов входят основные и вспомогательные производственные участки [5, 101]. 
Основные производственные участки создаются по технологическому или по предметному принципу. На участках, организованных по принципу технологической специализации, выполняются технологические операции определённого вида.  
На участках, организованных по принципу предметной специализации, осуществляют не отдельные виды операций, а технологические процессы в целом. В итоге получают законченную продукцию для данного участка.  
К вспомогательным относятся участки по текущему ремонту и обслуживанию оборудования; транспортная служба, мастерская по ремонту и поддержанию в исправном виде инструментов и др. При централизованной системе организации обслуживания и текущего ремонта на предприятии вспомогательные участки не создаются. 
Вспомогательные участки создаются по тем же признакам, что и участки основного производства. 
Функции структурных подразделений  «ТАГАНКА +»: 
1.Отдел бухгалтерского учёта: учёт и контроль на предприятии за расходом денежных средств, материалов, контроль отгрузки продукции, организация финансовой деятельности в организации и т.д. 
2.Планово-экономический отдел: планирование производства, экономический анализ результатов работы организации. 
3.Инженерно-эксплуатационная служба: организация производства, контроль за ходом и сроком выполнения работ, проверка качества работ. 
4.Отдел материально-технического снабжения: обеспечение запчастями и другими материалами согласно производственной программе. 
6.Цеха организации: осуществляют выполнение работ согласно производственной программе, осуществляют текущий и капитальный ремонт оборудования.  
2.2. Организационная структура управления предприятием. 
2.2.1. Общая характеристика структуры управления. 
Так как СТО достаточно крупное, то структуру управления и схему СТО можно представить как на рисунках А и Бз соответственно. 
 
 
Рисунок А. – Структура управления СТО: 
 
а дминистративное; 
 
- - - - - - оперативное 
Комплекс ТОД – выполняет ТО, регламентные работы, сопутствующие работы и работы по диагностике автомобилей. 
 
Комплекс ТР – объединяет подразделения, производящие работы по замене неисправных агрегатов, узлов и деталей автомобилей на исправные, а также крепёжно-регулировочные работы по ТР непосредственно на автомобилях. 
Комплекс РО – объединяет подразделения, производящие работы по обслуживанию и ремонту снятых с автомобилей агрегатов, узлов и деталей, а также другие работы, не связанные с непосредственным выполнением их на автомобилях. 
 
 
Рисунок Б. – Функциональная схема СТО 
Поступающие на ТО и ремонт автомобили проходят через мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния автомобиля, необходимого объема работ и их стоимости. Чистые автомобили поступают на приемку, минуя мойку. Мастером заполняется наряд-заказ, назначается ремонтный рабочий на данный автомобиль. Клиенту выдается акт - приемки автомобиля в ремонт. В нем указывается неисправность, дата приемки, дата выполнения заказа, исполнитель, список оснастки автомобиля. После этого клиент получает пропуск на территорию. 
После приемки автомобиль отправляется на рабочие посты соответствующих производственных участков, в случаи их занятости автомобиль находится в зоне ожидания. После завершения работ и проверки качества автомобиль направляют в зону хранения, а далее непосредственно выдается клиенту. Пропуск на выезд выписывается в том случаи, если клиентом оплачены полностью все работы. 
Участок приемки и выдачи совмещены, они являются начальным и конечным пунктом пребывания автомобиля на станции. При приемке выполняется комплекс контрольно - осмотровых работ по  общего технического состояния автомобиля и необходимого объема работ. Производятся следующие работы: внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов и узлов, на которые указывает владелец; проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение и согласование с заказчиком ориентировочного объема работ, стоимости и сроков выполнения, а также способа устранения дефекта; оформление приемочных документов. При выдаче автомобиля после проведения всех работ, указанных в наряд заказе, производится контроль качества, внешний осмотр автомобиля, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу. 
Как было сказано выше, для оказания качественных услуг очень важна слаженность работ управленческого персонала, что немыслимо без четкого понимания процесса оказания услуг и четкого его документирования. Успешное планирование и безупречное выполнение каждой фазы оказания услуги строит удовлетворение клиента и обеспечивает повышение прибыли. Необходимо, чтобы работа выполнялась правильно, эффективно и последовательно с целью удовлетворения клиента и получения прибыли. Большинство проблем с клиентом возникают из-за того, что кто-то из работников станции не выполнил одно из необходимых действий, или эти действия были выполнены непоследовательно. 
Разделим условно весь процесс оказания услуги на этапы: 
Этап 1–Определение бюджета времени. 
Этап 2 – Назначение на обслуживание. 
Этап 3 – Встреча клиента и проведение диагностики автомобиля. 
Этап 4 – Оформление заказ наряда. 
Этап 5 – Непосредственное выполнение ремонта или обслуживания. 
Этап 6 – Выдача готового автомобиля 
Этап 7 – Контроль удовлетворения клиента. 
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными[5, 48].Децентрализованные организации - такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. 
На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией [4, 268]. 
Для того чтобы определить, насколько, данная организация централизована по сравнению с другими, выявляют следующие характеристики:  
1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;  
2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях; последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;  
3. Проводить контроль за работой подчинённых. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчинённых. Оценка действий производится на основании суммарных достигнутых результатов [6.с.49]. Достоинства централизованных структур состоят в следующем: 
1. централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; 
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счёт других или организации в целом; 
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа. 
Существует ряд преимуществ децентрализованных структур: 
1. Управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся информации и, следовательно, сложности процесса принятия решений; 
2. Децентрализация даёт возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех её знает; 
3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией; 
4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. 
Понятие штаба было впервые применено в армии Александра Македонского. 
Различают следующие типы аппаратных (штабных) полномочий. 
Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом решить тот или иной вопрос, но эти советы не являются обязательными. 
Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами то, как действовать, чтобы достичь целей. 
 
Обязательные полномочия согласования. Линейное руководство должно обсудить соответствующие ситуации со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. 
Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объём полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. 
Линейные полномочия внутри аппарата управления - сам штабной аппарат имеет линейную организацию внутри себя.  
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение. Каждый сотрудник компании должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. 
Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей. 
Организационные схемы, таблицы. Рекомендуется построить схему структуры организации с системой внутренних взаимосвязей. При построении таких схем необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая фирма имеет свои особенности. Схема должна отражать реальную структуру фирмы и не являться своего рода теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, то есть с течением времени ее структура стала неэффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными. 
Позитивная сторона использования схематичных построений. На подготовительном этапе построения схемы организации последняя должна быть подвергнута тщательному анализу. Такое исследование само по себе принесет большую пользу, поскольку оно обнаруживает «слабые места», накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса и т.п. 
Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений внутри организации. 
Как источник получения информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации. 
Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений. 
Недостатки использования схематичных построений. Это, во-первых, статичность. Схема строения организации быстро устаревает. Она отражает организацию в определенный момент времени, в этом смысле она статична. Но так как бизнес динамичен, то, несмотря на то, что основная структура организации остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много изменений (например, кадровых), что, естественно, требует внесения определенных замен и дополнений. 
Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее практическую значимость. 
Схемы могут привести к бюрократизму. Они по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации. 
Наконец, нередко возникают трудности в представлении об уровнях значимости. Неправильное впечатление может возникнуть в результате чтения схемы, где на одной горизонтальной линии показаны несколько менеджеров, что якобы подразумевает их одинаковый статус. Поэтому иногда, довольно сложно с требуемой точностью обозначить реальные отношения, разную значимость должностей и положений. 
Руководство (справочник) по организационному построению предприятия. Так кого касается решение, готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия), 
1.готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины. 
         Различают: 
1.собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия), 
2.чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других), 
3.ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом), 
4.внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия), 
5.внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности), 
6.ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников). 
В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия, принятие ответственности выступает в следующих формах: 
1. Определение отрицательных результатов в результате контроля. 
2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений. 
3. Персональные меры поощрения и взыскания: 
- поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета), 
-  уменьшения содействия (вознаграждение, влияние на карьеру), 
- санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).

        2.2.2.Функции управления 
        Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности. (Субъект управления специалист менеджер, объект - хозяйственная деятельность предприятия) [7, 36]. 
Несмотря на отсутствие единого подхода к классификации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции управления. 
При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руководителя независимо от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими этапами являются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учёт и контроль, анализ [8, 170]. 
Все эти этапы объединяются общими функциями управления. 
Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы, то имеет смысл говорить об управлении этими ресурсами. По виду деятельности работников аппарата управления, связанной с использованием ресурсов предприятия, могут выделяться конкретные функции управления. Наиболее часто встречаются следующие конкретные функции: управление финансами; управление недвижимостью; управление материальными ресурсами; управление персоналом и пр. 
Поскольку в работе предприятия можно выделить различные сферы или области деятельности (например, такие, как основное и вспомогательное производство, охрана окружающей среды, сбыт продукции и пр.), то имеет смысл говорить об управлении каждой сферой деятельности. 
Функции управления, выделенные этому критерию, называются специальными функциями управления. 
Функциональная задача управления - это определённый этап (планирование, организация и т.д.) управления определённым ресурсом (финансы, персонал и пр.) в определенной сфере деятельности. 
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). 
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности. 
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: 
- выбор технологического процесса; 
- планирование программы производства; 
- планирование последовательности производства (оперативное планирование); 
- формирование производственных систем (систем оборудования); 
- содержание и эксплуатация оборудования; 
- организация материально-технического снабжения. 
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: 
- организация инновационного процесса; 
- выбор и реализация стратегии НИОКР; 
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; 
- внедрение результатов НИОКР; 
- защита результатов НИОКР.

 Реализация функций в области маркетинга включает: 
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации; 
- выбор целевых рынков и их сегментирование;

- применение маркетинговых решений по продукту; 
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; 
- продвижение товара; 
- выбор и реализация ценовой политики; 
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

 Финансовое управление предприятием включает: 
- приобретение финансовых средств; 
- использование финансовых средств; 
- управление ликвидностью; 
- структурирование капитала и имущества; 
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота; 
- финансовое планирование и финансовый контроль. 
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента. 
        2.2.3. Методы управления. 
        К главным методам воздействия можно отнести: экономические, экономико-математические, социально-психологические и прочие. 
Экономические методы управления - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. 
Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности. 
Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя - разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы. 
Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата. 
Один из важнейших экономических рычагов управления - заработная плата работников. 
Экономико-математические методы - это методы, основанные на поиске экстремумов аналогичных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других.  
Социально-психологические методы -это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырёх уровнях: 
Всего обществ (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности). 
Основные факторы, определяющие ход социальных процессов:

демографические факторы, возраст, этническая принадлежность, 4уровень образования и квалификация, размер рабочей группы, психологический климат. 
Организационно-распорядительные методы. Ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость человека трудиться в определённой организации, чувство долга. В систему этих методов входят: 
1. Правовые нормы и акты.  
2. Методы организационного воздействия, действующие внутри организации. 
         Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления. 
Можно применить следующие способы улучшения управления производством: 
1.Организационно-распорядительные методы: разукрупнение производства для оптимизации структуры производства.  
2.Социально-психологические: для оптимизации действия социальной политики можно использовать т.н. систему “ кафетерия”, в которой сотрудник получает возможность выбрать из общего перечня предлагаемых предприятием те, которые для него наиболее предпочтительнее. Возможность партисипативного управления.  
Воздействие на основе лидерства. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее срочные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях. Лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство в основном строится на отношениях типа «лидер - последователи», а не «начальник - подчиненный». Не всякий менеджер может быть лидером; в коллективе может появиться и неформальный лидер. 
Автоматизированные методы управления – это методы, в которых используются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга. Построение автоматизированной системы управления организацией (АСУО) включает в себя следующие восемь составляющих: разработку модели организации, информационного обеспечения АСУО, математического обеспечения АСУО, лингвистического обеспечения АСУО, программного обеспечения АСУО, сетевого обеспечения АСУО, технического обеспечения АСУО, организационного обеспечения АСУО, методического обеспечения АСУО. 
Цели функционирования АСУО: 
- минимизация времени на коммуникационные процессы в организации, повышение оперативности управления;

Информация о работе Организация и управление (система управления предприятия)