Организация производства на предприятии торговли (обувной магазин «Стиль» 350м2)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является организация производства на предприятии торговли (обувной магазин 350м2).
Объектом данного курсового исследования является продовольственный магазин торговой площадью 350м2. Предметом исследования - организация производства на предприятии розничной торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 327.40 Кб (Скачать файл)

Функции продавца при данном методе обслуживания:

- консультирование покупателей; 

- выкладка товаров; 

- контроль за сохранностью товаров;

- выполнение расчетных  операций.

Процесс продажи здесь  состоит из следующих основных операций:

- встреча покупателя и  предоставление ему необходимой  информации о реализуемых   товарах, услугах и т.д.;

- получение покупателем  инвентарной картины  или тележки  для отбора товаров; 

- самостоятельный отбор  товаров покупателем и доставка  их в узел расчета; 

- подсчет стоимости отобранных  товаров и получение чека;

- оплата купленных товаров; 

- упаковка приобретенных  товаров и укладка их в сумку  покупателя;

- возврат тележки на  место их концентрации.

Весь ассортимент товаров  размещают по группам, видам и  назначению, выкладывают на специальных  прилавках островного типа и в  пристенных шкафах. Для выкладки обуви и штучных текстильных товаров применяют, как правило, наклонные полки, а для посудохозяйственных товаров — горизонтальные.

Все товары снабжают ценниками; в необходимых случаях в торговом зале устанавливаются специальные  щиты, на которых указываются назначение и способы употребления товара.

 Покупатель может подойти  ко всем товарам, имеющимся  в магазине, самостоятельно осмотреть  и отобрать нужный ему товар.  Взяв отобранный товар, покупатель идет к рабочему месту контролера-кассира, находящемуся обычно у выхода из магазина. На рабочем месте контролера-кассира устанавливаются кассовые аппараты. Контролер-кассир выбивает чек, упаковывает товар и вручает его вместе с чеком покупателю.

Процесс продажи товаров  в магазине самообслуживания требует  четкой организации, а именно:

  • в торговом зале необходимо постоянно иметь широкий ассортимент товаров. Все товары, имеющиеся в магазине, должны быть в продаже;
  • на оборудовании для выкладки и показа товаров не должны находиться декоративные украшения. Выкладка должна обеспечить покупателю свободный отбор нужного товара;
  • оборудование для выкладки и показа товара должно всегда быть заполненным, для этого выставочные и рабочие товарные запасы должны систематически пополняться;
  • при совершении покупки товара покупателю должна быть предоставлена максимальная самостоятельность.

Таким образом, в магазине самообслуживания значительно сокращается  время, затрачиваемое покупателем  на приобретение товара. Поскольку  потребитель обслуживает себя сам, быстрая покупка товаров обеспечивается при любом потоке покупателей.

В магазинах самообслуживания требуется меньший штат работников, следовательно, сокращаются расходы  на заработную плату. Более рационально  используются площади магазинов, так  как освобождается место, ранее  занимаемое прилавками и проходами  для продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Организация  торгово-технологических процессов  на розничном торговом предприятии

 

2.1. Состав и  взаимосвязь помещений розничного  торгового предприятия

 

В соответствии с технологической  схемой магазин включает несколько  групп помещений (зон), обеспечивающих его функционирование. Практически  все здание магазина можно разделить  на две основные части: торговые и  неторговые помещения.

 К торговым помещениям  продовольственного магазина относятся: 

- торговые залы;

- кассовая зона;

- зона упаковки товара  и хранения личных вещей покупателей.

Все эти помещения несут  функциональную основную нагрузку в  магазине. Площади, формы и пропорций  торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень  обслуживания покупателей, оказывает  влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические  показатели его работы.

Неторговые помещения  включают:

- помещения для приемки,  хранения и подготовки товаров  к продажи;

- подсобные помещения;

Принципами размещения помещений  магазина являются:

- обеспечение непосредственной  взаимосвязи торговых помещений  с помещениями для хранения  и подготовки товаров к продаже.  Соблюдение данного принципа  способствует оперативному пополнению  товарных запасов в торговом  зале, используя кратчайшие пути  движения товаров;

- расположение торгового  зала и кладовых на одном  уровне;

- максимальное приближение  помещений для хранения товаров  к помещениям для приемки и  подготовки товаров к продажи;

- расположение помещений  для хранения тары, упаковочных  материалов и инвентаря непосредственно  у приемочной или разгрузочной  рампы;

- служебно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями  для хранения и подготовки  к продаже.

- гардеробные помещения,  санузлы, моечные должны быть  связаны со всеми группами  помещений [4, c.126].

При методе самообслуживания обеспечивается свободный доступ покупателей к  товарам, предоставляется возможность  производить их осмотр и отбор, расчет в узле расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка  технологической планировки торгового  зала

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового  зала. К оптимальным размерам торгового  зала следует отнести квадрат  или прямоугольник с соотношением сторон 1: 2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру  помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Высота торгового  зала будет составлять h = 3,66 м.

В табл. 1 представлена структура площадей проектируемого магазина:

Таблица 1

Структура площадей магазина

Название

Размер, кв. метров

Торговая площадь

350,0

Подсобные помещения

20

Помещения для приемки и хранения товаров

30

Общая площадь

400


 

Схема планировки зала:

Рисунок 2

 

При размещении товарных секций (отделов) учитывается частота спроса и  приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Расстановка оборудования в торговом зале не препятствует эвакуации из магазина, способствовует эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями.

В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих  мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в обувом магазине предусматривается одно рабочее место кассира-контролера.

Площадь связи (проходы, коридоры) обеспечивают пожарную безопасность, возможность  эвакуации, рациональную организацию  технологического процесса, комфортность при отборке и покупке товаров.

Так, согласно данным таблицы, размещение и  выбор ширины входов и выходов  из магазина осуществляется таким образом, чтобы была обеспечена возможность  свободного движения покупателей, нет  встречных, перекрещивающихся потоков  покупателей.

Эффективность использования торговой площади  магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

Установочная  площадь определяется по размерам внешних  границ торгового оборудования или  вспомогательных конструкций (примерочных  кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

Показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент  установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади  к общей площади торгового  зала.

 

                                              К у =                                                       (1)

где Ку - коэффициент установочной площади; Sy - установочная площадь, м2; Sт. з - площадь торгового зала, м2.

Для проектируемого магазина этот коэфициент равен:

К у прод.маг. =

Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32. Иначе говоря, средний  показатель близок к 0,3 по большинству  групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала.

Однако  эффективность использования площади  торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку  оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую  площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется  как сумма площадей всех элементов  оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и  площадь, занятая под установку  крупногабаритных товаров. Показателем, характеризующим степень использования  площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение  площади выкладки товаров к площади  торгового зала:

                                            К выкл. =                                              (2)

 

Где  Квыкл. - коэффициент использования  площади торгового зала под выкладку товаров;

Sвыкл. - площадь выкладки товаров, м2.

 

 

 

Этот  показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может  пострадать рациональная организация  технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что  наиболее приемлемыми отношениями  между площадью выкладки товаров  и площадью торгового зала в магазинах  самообслуживания являются 70-75%.

Все выше перечисленные показатели в  комплексе позволяют дать характеристику эффективности использования торговых площадей проектируемого магазина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Организация процессов приёмки,  хранения и подготовке товаров  к продаже

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить  к продаже.

Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности  ассортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают  от внешней транспортной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают  от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием [4, c. 90].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Организация  размещения и выкладки товаров  в торговом зале

 

Размещение и выкладка товаров  в торговом зале являются важными  средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное  внимание данным аспектам своей деятельности.

Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

Размещение товаров в торговом зале:

Информация о работе Организация производства на предприятии торговли (обувной магазин «Стиль» 350м2)»