Организация труда работников торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Василёк» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Копия лучшая курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

3

1. Трудовые процессы  в торговом предприятии, их  значение и содержание

6

1.1. Организация материальной  ответственности в магазине

13

1.2. Режим работы и  условия труда в магазине

16

1.3. Оплата и анализ  производительности труда работников магазина

22

2. Организация трудовых  процессов в магазине

28

2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные  экономические показатели

28

2.2. Организация труда  в супермаркете

30

3. Пути совершенствования   трудовых процессов в супермаркете

39

Заключение

40

Список использованных источников

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успех работы любой организации  обеспечивают работники, занятые в  ней. Именно поэтому современная  концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. /1, стр. 104/

В любой организации  возникает необходимость в определении  численности персонала, в эффективной  системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

Повышение интереса к  человеческому фактору в 60-80-е  годы обусловило разработку теории и  практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность  им всех членов коллектива. /2, Стр. 9/

Переход страны на рыночные отношения в корне изменил  концепцию управления персоналом, выбор  средств и методов практической реализации задач управления персоналом для повышения эффективности  производства.

На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально – квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала по времени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.

Новые экономические  условия предполагают использование  не только новых теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его  информационного обеспечения.

Внедрение достижений научно – технического прогресса в большинстве  случаев определяется профессионализмом  сотрудников организации  и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более  важным становиться подготовка и  непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий.

И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов.

Организация труда в  магазине должна быть направлена на осуществление  комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических  мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового  обслуживания населения./1, стр. 235/

Объектом данного исследования является ЧТУП «Дедовец А.Н.» магазин  «Василёк».

Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов  на ЧТУП «Дедовец А.Н.» магазин «Василёк».

Цель данной работы –  с учетом современных принципов  и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления  совершенствования  системы подбора и найма кадров для магазина «Василёк» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты  организации труда работников магазина;
  • проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Василёк»;
  • рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина «Василёк».

Метод исследования  - сравнительный анализ на основе личного  ознакомления автора с данной торговой организацией и бухгалтерская отчетность за 2012 г.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Трудовые  процессы в торговом предприятии,  их значение и содержание

          Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности. ГОСТ «Торговля. Термины и определения» дает такое определение технологии торговли: «совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов». В торговле технология  включает операции по доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю./2, стр.9/.

       Благодаря  ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка,  фасовка, упаковка, перевозка), труд  в торговле создает новую стоимость  и выступает как труд производительный. В то де время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

         В своем большинстве торговые  предприятия относительно небольшие,  в них нецелесообразно глубокое  разделение труда, затруднено  использование высокопроизводительных  машин и механизмов.

        Как и в любой другой отрасли, в торговле  совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой  формы собственности, составляет около  трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого  труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств  механизации и доля овеществленного труда выше.

    Важная особенность  структурного состава трудовых  ресурсов в торговле состоит  в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость  сокращения доли  ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

    Труд работников  торговли отличается высокой  напряженностью. Это  относится,  прежде всего, к работникам  торговых залов – продавцам,  кассирам, контролерам-кассирам. Продавец  всегда на виду, он должен быть  приветлив,  следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.

    Для труда  контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная  напряженность, обусловленная необходимостью  в процессе трудовой деятельности  вступать в контакт с большим количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

    Источником  нагрузки служит также значительное  напряжение памяти и внимания, специфика работы с материальными  ценностями, монотонность  труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей  в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

    В торговле  применяется суммарный учет рабочего  времени. Анализ  работоспособности  продавцов показал, что к концу  рабочего дня выработка из-за утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это приходится на  часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.

    В торговле  работают преимущественно женщины.  В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло – до 200 кг, зубная паста – по 50-60 кг.

     Поэтому  в рамках социального развития  на предприятии целесообразно  предусматривать мероприятия по  соблюдению санитарно-гигиенических  норм, стандартов безопасного труда.

    Численность  работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

    В связи  с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

    Функциональное  разделение предполагает  обособление  отдельных функций и выделение  работников для их выполнения. С учетом  этого признака весь  персонал розничного торгового  предприятия подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

     Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих  управление торгово-технологическим  и трудовым процессом. Сюда  входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.

    Общее руководство  магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

    Заместитель  директора (заведующего) магазином  руководит коммерческой деятельностью,  в его ведении находятся вопросы  организации технологических операций  и хозяйственного обслуживания.

    Бухгалтерский  аппарат принимает от материально  ответственных лиц товарно-денежные  отчеты, проверяет и обрабатывает  их, учитывает денежные средства  и кредиты банков, а также выполняет  другие бухгалтерские операции.

    Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

     Товароведы  выполняют основные функции в  области коммерческой работы  и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

Информация о работе Организация труда работников торговли