Организация труда работников торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой.
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Василёк» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

Введение 3
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели 28
2.2. Организация труда в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42

Вложенные файлы: 1 файл

Копия лучшая курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

    Явочная численность  – это минимальное количество  персонала, которое должно обслуживать  торгово-технологический процесс.

    Среднесписочная  численность – это численность  персонала, определяемая в среднем  за соответствующий период (месяц,  квартал, год).

    Анализ численности  персонала производится во взаимосвязи  с анализом  производительности  труда, которая характеризует  эффективность использования трудовых  ресурсов. В процессе изучения  численности и состава  работников  анализируется их динамика, а также изменение по периодам.

    Для характеристики  эффективности использования трудовых  ресурсов могут использоваться  следующие показатели: /4, стр. 570/

  • численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);
  • товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);
  • производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).

    При анализе  производительности труда рассматривают  товарооборот на одного работника  в целом по предприятию, в  том числе на одного работника  торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

    Влияние на  численность работников изменения  объема товарооборота и выработки  определяется с помощью способа  цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).

 

Чо = То / Во


                                                              Чр - Чо


Чр = Т1 / Во                                                                                                  Ч1 - Чо


                                                               Ч1 - Чр


Ч1 = Т1 / В1

 

     Численность  персонала зависит от трудоемкости  товарооборота, его структуры,  внутригруппового ассортимента  реализуемых товаров. Увеличение  трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),

где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.

    Показателем  производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

    Существенным  моментом в анализе производительности  труда является исчисление ее  влияния на увеличение объема  товарооборота. Для определения  влияния изменения производительности  труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

D Тч = (D Ч / D Т) * 100,

где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;

D Ч – прирост численности, %;

D Т – прирост товарооборота, %.

D Тп = 100 - D Тч,

где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.

    Критериями  оценки эффективности использования  трудовых ресурсов является рост  трудовых доходов работников, с  одной стороны, и рост прибыльности  их труда для предприятия, с  другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей  торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

Кпт = D ЧП / D ФП,

где Кпт – коэффициент  прибыльности труда работника;

D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

D ФП – прирост фонда потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.    Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам./4, с.176-177/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  трудовых процессов в магазине

2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные экономические показатели

    

Акционерное общество супермаркет  «Звездный» является закрытым акционерным  обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди  заранее определенного круга  лиц), когда не используется форма  открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.

 

Основные экономические  показатели деятельности ЗАО

¢¢Звездный¢¢ представлены в табл. 1.

Экономические показатели ЗАО ¢¢Звездный¢¢  ( в тыс. руб.)

   Таблица 1

Показатели

 

               2000

             2001

абсолютная величина

в %  к  2000 г.

1. товарооборот

667822

458944

68,7

2. валовой доход

60384

74309

123,1

3. издержки обращения 

55614

67143

120,7

4. прибыль от реализации

5349

1181

22,1

5.сальдо от внереализационных  операций 

 

- 577

 

5985

 

не сравнимо

6. валовая прибыль 

4770

7166

150,2

7. прибыль чистая

4265

7166

168

8.рентабельность (от прибыли  чистой), %

0,63

1,56

250

9. рентабельность (от  прибыли от реализации), %

 

0,8

 

0,26

 

32,1

10.эффективность коммерческой  работы, %

 

7,7

 

10,7

 

139


.

Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2001 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза! Но все данные, приведенные в табл., взяты из ежегодной бух. отчетности ЗАО Супермаркет «Звездный» и на них необходимо опираться.

Противоречивость данных из табл.  можно объяснить следующим  образом: в 2001 г. был очень высокий  положительный  уровень сальдо от внереализационных операций, что и позволило валовой прибыли подняться на 50,2 % , а чистой прибыли -  на 68 %. Если же мы рассчитаем рентабельность от прибыли от реализации (строка 3), то рентабельность в 2001 г. составит всего 32,1 %  от 2000 г. (стр. 8).

Рассмотрим  организационную  структуру управления ЗАО «Звездный» (см. рис.2)..


           



 
2.2. Организация труда  в супермаркете «Звездный»

Всего в ЗАО Супермаркет  «Звездный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.

Общая площадь всех магазинов  – 28614 м2, из них 63 %

(18027 м2) – площадь торгового зала.

Соотношение численности  персонала по категориям функционального  разделения труда:

а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.(5 %).

б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием  покупателей в торговом зале –  продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %).

в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного  персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие , уборщицы, электромонтеры, техники и др.) – 246 чел.(15 %).

Основные показатели по труду представлены в табл. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Показатели по труду ЗАО Супермаркет  «Звездный»

показатели

2000

2001

отклонения (+,-)

2001 г. к 2000 г. в  %

                      1

     2

      3

      4

      5

товарооборот

667822

458944

-208878

68,7

среднесписочная численность  торговых работников

1510

1641

+131

108,7

в том числе торгово-оперативных работников

1152

1313

+161

114

удельный вес торгово-оперативных  работников

76,3

80

+3,7

104,8

товарооборот на одного торгового работника

442,27

279,67

-162,6

63,2

товарооборот на одного торгово-оперативного работника

579,71

349,54

-230,17

60,3

фонд рабочего времени, чел – день

339750

369225

+29475

108,7

фонд заработной платы  всех торговых работников

21163

25228

+4065

119,2

Фонд заработной платы  всех торговых работников в % к товаро-обороту

3,2

5,5

+2,3

171,9

Фонд заработной платы  всех торгово-оперативных работников

18970

22182,4

+3212,4

116,9

Фонд заработной платы  всех торгово-оперативных работников в % к товаро-обороту

2,8

4,8

+2

171,4

Средняя годовая заработная плата одного торгового работника 

14

15,37

+1,37

109,8

средняя годовая заработная плата одного торгово-оперативного работника

16,5

16,9

+0,4

102,4


 

Данные табл. 2 также  противоречивы:

численность торговых работников ЗАО  Супермаркет «Звездный»  выросла  на 8,7 % , но товарооборот упал на 31,3 %. Это  привело к падению товарооборота  на одного торгового на 36,8 % (на одного торгово-оперативного работника 39,7 %).

Мы оставляем за пределами  этой работы оценку истинности и достоверности  годовой бухгалтерской отчетности, на основе которой и сделаны все  представленные расчеты.

Но, как свидетельствует ф. 5 Приложения к бухгалтерскому балансу, средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8 % (строка 14 табл. 3).

Так как в ЗАО Супермаркет  «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем для анализа только головной магазин.

Данный супермаркет  строился именно в расчет на большой % системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается  за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

При продаже товаров  с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.

При применении этого  метода мелкие предметы выкладываются  насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям

Система самообслуживания имеет более высокие экономические  и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.

Но при этом некоторая  часть остальных звеньев торговой цепочки (производители товаров, оптовая  торговля, транспорт) работали по старому. Персоналу магазина приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически невыгодно.

         К важным факторам повышения  эффективности труда работников  относится его нормирование, которое  позволяет установить рациональную  численность  и структуру штата  работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить  материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

    Рациональная  организация труда  работников  магазина не возможна без нормирования  затрат времени на выполнение  торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

    При нормировании  труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания.

    Под нормами  времени понимают затраты времени  на выполнение определенного  объема работы одним или несколькими  работниками в рациональных организационно-технических  условиях.

    Норма выработки  – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени.

    Норма обслуживания  выражается в количестве единиц  оборудования или в размере  торговой площади магазина, которые  должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

    При технико-экономическом  нормировании труда используют  фотографию рабочего дня и  хронометраж.

    С помощью  фотографии рабочего дня определяют  фактические затраты времени  на различные виды работ и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной или групповой. Для регистрации наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию работника, его специальность, стаж работы и возраст, продолжительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

    Путем хронометража  устанавливают затраты времени на выполнение отдельных, многократно повторяющихся операций. С его помощью можно выделить работников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных элементов, установить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.

     Материалы  фотографии, хронометража и других  методов изучения рабочего времени  используют для выявления недостатков  в организации труда работников  магазина и определения резервов  повышения его эффективности.

Информация о работе Организация труда работников торговли