Основные направления специализации в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Рост конкурентной среды в свою очередь обуславливает необходимость постоянного снижения ресурсоёмкости производства, так как это позволяет снижать цену на продукцию. Другим направлением борьбы за покупателя является рост качества выпускаемой продукции. Снижение цены и рост качества продукции – это два основных фактора, которые позволяют предприятию успешно продвигаться на рынке определённых товаров. При этом главная цель предприятия – рациональное сочетание цены на продукцию и её качества, при этом необходимо понимать, что рост качества всегда подразумевает увеличение затрат. Одним из направлений снижения издержек производства является его специализация.

Содержание

Введение
1. Специализация
1.1 Сущность специализации
1.2 Формы специализации
1.3 Показатели специализации
1.4 Организационные основы специализации
1.5 Планирование специализации
2. Экономическая эффективность специализации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Институт экономики и менеджмента.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

Следует отметить недостаточную унификацию семейства машин и других изделий различного назначения на основе базовой модели; максимальное использование в различных изделиях однотипных полуфабрикатов (агрегатов, узлов, деталей и т.п.); агрегатирование; типизацию технологических процессов и др.

 

 

Типизация

   Одной из форм стандартизации является типизация — сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования и приборов, зданий, сооружений и технологических процессов.

Работа по стандартизации, унификации и типизации в конечном счете сводится к установлению оптимального, относительно небольшого числа рациональных видов промышленной продукции, поэтому она оказывает существенное влияние на развитие специализации и кооперирования, обеспечивает высокий организационно-технический уровень и большой экономический эффект в отраслях промышленности, и прежде всего в машиностроении.

Стандартизация и унификация базовых деталей машин и оборудования позволяет изготовлять их крупными сериями с применением средств механизации и автоматизации производственных процессов, что способствует росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Планирование специализации

 

   План специализации производства является составной частью плана развития промышленности. План развития специализации тесно связан с планами развития производства продукции в натуральном выражении, развития и внедрения новой техники и прогрессивных технологических процессов, производственных мощностей, капитальных вложений, с мероприятиями по совершенствованию управления промышленностью, оказывающими большое влияние на изменение уровня специализации.

   Планирование специализации в промышленности ставит своей задачей:

• углубление и повышение уровня предметной, технологической и подетальной форм специализации, а также специализации вспомогательных производств;

• освобождение предприятий, объединений и отраслей от производства непрофильной продукции;

• формирование новых специализированных отраслей и производств;

• удовлетворение потребностей промышленности и других отраслей народного хозяйства в запасных частях, инструменте, технологической оснастке;

• обеспечение потребностей промышленности в изделиях общемашиностроительного применения;

• расширение производства предметов народного потребления на предприятиях отраслей тяжелой индустрии.

   Исходной базой разработки плана специализации является глубокий и всесторонний анализ достигнутого уровня названных форм общественной организации производства и задачи развития промышленности в планируемом периоде. В процессе анализа проводятся балансовые расчеты производства и потребления изделий, полуфабрикатов, поковок, штамповок и т. д., уточняются производственные возможности специализированных предприятий, цехов и участков, соответствие выпускаемых изделий профилю этих подразделений, рассредоточенность производства однородной продукции по цехам и участкам и ее целесообразность, возможности получения предприятиями-потребителями деталей и узлов в порядке внутриотраслевого и межотраслевого кооперирования.

Полученные в результате анализа данные служат основой для разработки мероприятий по дальнейшему развитию и углублению специализации промышленного производства.

   План развития специализации производства предусматривает:

•максимальное увеличение выпуска продукции на специализированных предприятиях и освобождение от изготовления продукции, не соответствующей их основному профилю;

•всемерное развитие подетальней и технологической специализации, учитывая их высокую экономическую эффективность;       

•организацию на современном технологическом уровне централизованного производства заготовок, деталей, узлов, инструмента и других изделий массового межотраслевого и отраслевого применения на специализированных предприятиях и в цехах;

•создание специализированных предприятий для централизованного ремонта оборудования;

•внедрение стандартизованных и унифицированных деталей и узлов машин с целью создания условий для специализации в тех отраслях машиностроения, где преобладают методы мелкосерийного и индивидуального производства;

•рациональное формирование новых отраслей и производств, способствующих наибольшей экономии затрат общественного труда;

•расчеты капиталовложений на развитие специализации производства;

•расчеты экономической эффективности повышения уровня предметной, подетальной и технологической специализации, а также развития специализации вспомогательных производств.

  1. Экономическая эффективность специализации

   Экономическая эффективность специализации — это результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность, организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.

Специализация — важный фактор повышения эффективности общественного производства, так как она открывает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для более полной механизации и автоматизации производства, делает экономически оправданным ее применение в массовом производстве, ибо это резко повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции.

Специализация, таким образом, способствует научно-техническому прогрессу.

Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования общественного производства и на повышение его эффективности.

   Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя:

1. Экономия текущих  затрат на производство продукции  и транспортных расходов на  ее доставку потребителям.

2. Экономия капитальных  вложений и срок их окупаемости.

3. Годовой экономический  эффект от специализации производства  продукции.

 

Экономическая эффективность специализации промышленного производства определяется рядом факторов: 

 

• Специализация создает условия для расчленения процесса производства продукции на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, расположенными по ходу технологического процесса.

• Специализация, детализируя и расчленяя производственные процессы, создает предпосылки и благоприятные условия для внедрения эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производства.

• Специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводительная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном выпуске конструктивно и технологически однородной продукции на основе ее унификации, типизации и стандартизации. Чем выше производительность машины, тем выше должна быть массовость производства продукции, для изготовления которой она предназначена.

• На специализированных предприятиях технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных.

• Специализация позволяет максимально упростить производственную структуру предприятий, т.е. число основных, вспомогательных и обслуживающих цехов и хозяйств. Чем уже номенклатура технологически однородной продукции (иными словами, чем глубже специализировано производство), тем меньшее число структурных подразделений входит в состав предприятий.

• На основе специализации производства возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, а следовательно, упрощаются материально-техническое обеспечение и сбыт.

• Специализация производства способствует развитию и укреплению малого бизнеса.

Условно годовую (сравнительную) экономическую эффективность Эг специализации можно определить по формуле приведенных затрат с учетом изменения себестоимости и транспортных расходов:

Эг= [(С1+ТР1) - (С2+ТP2)] /А2

 

 

С1 и С2 — полная себестоимость единицы продукции соответственно до и после проведения специализации;

ТР1 и ТP2 — транспортные расходы по доставке готовой продукции до и после проведения специализации;

А2 — годовой объем выпуска продукции (по плану) после проведения специализации.

Годовой экономический эффект от специализации можно рассчитать по формуле:

Эгэ = [ ( С1 + Тр1 + Ен * К1 ) – ( С2 + Тр2 + Ен * К2 ) ] / А‘2 

где Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К1 и К2 — удельные капитальные вложения соответственно до и после проведения специализации;

А‘2 — годовой объем выпуска продукции (фактический) после проведения специализаций.

Для обоснования эффективности специализации могут приниматься в расчет и другие частные показатели эффективности: средняя годовая выработка на одного работающего, трудоемкость, материалоемкость, фондоотдача, рентабельность и др.

Если капитальные затраты неодинаково распределяются во времени или текущие издержки производства существенно меняются по годам эксплуатации, то при расчетах годового экономического эффекта учитывается фактор времени с коэффициентом приведения разновременных затрат dt к текущему моменту:

 

 dt = (1+Е) ,

где Е — норматив приведения (0.1); 

t — число лет от второго года проведения специализации до года осуществления затрат и получения результатов.

Затраты и получаемые результаты до начала расчетного года умножают на dt, а после начала расчетного года — делят на этот коэффициент.

   Развитие специализации производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.

   При всех преимуществах специализированного производства (использование передовой техники и технологии, сокращение производственного цикла, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение квалификации кадров, развитие стандартизации и унификации, повышение качества выпускаемой продукции и, следовательно, рост конкурентоспособности предприятий) оно становится слишком зависимым от состояния рынка. При колебаниях спроса на продукцию, выпускаемую узкоспециализированным предприятием, его устойчивость оказывается ниже, чем у неспециализированного предприятия. Стремление производителей снизить риск убытков от колебаний спроса и падения цен привело к возникновению тенденции к диверсификации производства.

К недостаткам специализации относятся:

  • Рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
  • Монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

Заключение

 

   Экономическая эффективность производства определяется величиной полученной прибыли. Именно поэтому, для правильной оценки экономической эффективности производства в целом или по конкретным видам продукции, необходимо установить, какой доход может принести выпуск той или иной продукции и какие при этом расходы понесёт предприятие. Конечным результатом деятельности любого предприятия является создание рыночного продукта. Процесс производства сопровождается взаимодействием производителя с поставщиками необходимых ресурсов, реализация же продукта приводит к возникновению отношений производителя с потребителями. Все это в совокупности выражает складывающееся на рынке фактически соотношение спроса и предложения. Рыночные отношения представляют собой по существу осуществляемый на добровольной основе обмен ценностями в разнообразных его формах в результате совокупного товарного и денежного обращения. Производственные процессы осуществляются в рамках предприятий, ограниченных имущественным комплексом, трудовым коллективом и территорией деятельности. Обменные операции выполняются за рамками предприятия, участниками их становятся контрагенты. Производство в конечном итоге образует материальную основу любой экономики. От того, в какой мере в стране развито производство зависит в целом экономика этой страны. В свою очередь, источниками любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное общество.

    Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда.

Рост эффективности производства тесным образом связан с процессом минимизации затрат и ростом качества выпускаемой продукции. Залог успеха – оптимальное сочетание цены и качества продукции. Именно поэтому под эффективностью производства понимается рациональное потребление ресурсов (факторов) производства, направленное на выпуск качественной продукции, пользующейся спросом у покупателя.

В курсовой работе были определены основные факторы производства, рациональное сочетание которых позволяет достигнуть желаемого результата – роста эффективности самого производства. На процесс эффективности производства оказывают многие, как внешние, так и внутренние факторы производства, такие как, себестоимость продукции, объём производства, цена продукции и многие другие факторы. Их рациональное сочетание в итоге ведёт к желаемому результату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. «Экономика предприятия» И.В.Сергеев, Москва 2004
  2. «Экономика предприятия». Учебник/Под ред.А.Е.Карлика, М.Л.Шухгалтера. – М.: ИНФРА. – М., 2007.
  3. « Экономика предприятия» Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004
  4. «Экономика предприятия» М.С.Мокий Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина Москва, 2007.
  5. «Экономика и статистика предприятия». Под ред. Ильенкова С.Д., Сиротиной Т.П., Москва, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Москва 2014.

 

 


Информация о работе Основные направления специализации в условиях рынка