Особенности бухгалтерского учета и аудита операций с ценными бумагами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Особенности аудита операций с ценными бумагами предопределены специфическим объектом аудита, большим количеством нормативно-правовых актов, регулирующих развитие рынка ценных бумаг, а также отсутствием специальных методик его проведения.
Целью аудита операций с ценными бумагами является установление соответствия совершенных операций с ценными бумагами действующему законодательству РФ, а также проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности по этим операциям.

Содержание

Введение 3
1. Проведение аудита в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг 4
2. Основные направления аудита операций с ценными бумагами акционерного общества 8
3. Особенности бухгалтерского учета и аудита операций с ценными бумагами 12
3.1. Общие особенности бухгалтерского учета на рынке ценных бумаг 12
3.2. Специфика бухгалтерского учета операций с отдельными видами ценных бумаг 13
3.3. Особенности аудита операций с ценными бумагами 14
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по рынку ценных бумаг.docx

— 37.39 Кб (Скачать файл)

«Особенности бухгалтерского учета и аудита операций с ценными бумагами»

 

Москва 2011

Оглавление

Введение 3

1. Проведение аудита в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг 4

2. Основные направления аудита операций с ценными бумагами акционерного общества 8

3. Особенности бухгалтерского учета и аудита операций с ценными бумагами 12

3.1. Общие особенности бухгалтерского учета на рынке ценных бумаг 12

3.2. Специфика бухгалтерского учета операций с отдельными видами ценных бумаг 13

3.3. Особенности аудита операций с ценными бумагами 14

Список используемой литературы 16

 

 

Введение

 

Особенности аудита операций с ценными бумагами предопределены специфическим объектом аудита, большим  количеством нормативно-правовых актов, регулирующих развитие рынка ценных бумаг, а также отсутствием специальных  методик его проведения.

Целью аудита операций с ценными бумагами является установление соответствия совершенных операций с ценными бумагами действующему законодательству РФ, а также проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности по этим операциям.

 

1. Проведение аудита в организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 28.12.2010 № 400-ФЗ) обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с отчетности за 2010 г. подлежат:

организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

клиринговые организации;

товарные, валютные и фондовые биржи;

С 1 января 2011 г. обязательный аудит юридических лиц проводят только аудиторские организации.

1. Организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг называется публичным обращением ценных бумаг (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 07.02.2011). К торгам на фондовой бирже могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги в процессе их выдачи и обращения, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации. Включение в котировальные списки эмиссионных ценных бумаг (листинг) осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ценных бумаг. В котировальные списки могут включаться только ценные бумаги, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, кроме того, фондовая биржа вправе устанавливать дополнительные требования к ценным бумагам, включаемым в котировальные списки (ст. 14 Закона № 39-ФЗ).

В настоящее время  допуск ценных бумаг к торгам осуществляется в соответствии с требованиями Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н.

При этом ценными  бумагами, допущенными к торгам, могут быть, в частности, паи ПИФ и облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, размещенные ООО (ст. 31 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 28.12.2010).

Обязательному аудиту могут подлежать организации, имеющие организационно-правовую форму как ЗАО, так и ООО в случае допуска их облигаций к обращению на торгах.

В ЗАО также  избирается ревизионная комиссия (ревизор). В ООО образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным только в обществах, имеющих более 15 участников (ст. 32 Закона № 14-ФЗ). Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества (ст. 47 Закона  
№ 14-ФЗ).

2. Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Согласно ст. 3—9 Закона № 39-ФЗ организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляют:

брокерскую деятельность (брокеры);

дилерскую деятельность (дилеры);

деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие);

клиринговую деятельность;

депозитарную деятельность (депозитарии);

деятельность  по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы);

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организатор торговли на рынке ценных бумаг).

Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг утверждено приказом ФСФР России от 21.03.2006 № 06-29/пз-н. В соответствии с ним внутренний контроль может быть возложен на контролера профессионального участника или может быть сформировано структурное подразделение под руководством контролера.

3. Клиринговые организации

Согласно ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (вступает в силу с 1 января 2012 г.) клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием ее клиринговой деятельности требованиям данного Закона принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.

Для организации  и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация обязана назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).

Порядок осуществления  внутреннего контроля устанавливается документами клиринговой организации. Эти документы формируются в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а если клиринговая организация является кредитной организацией, то в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

4. Товарные, валютные и фондовые биржи

На товарной бирже должен быть в обязательном порядке организован внутренний контроль, что следует из Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2010 № 121. Для получения лицензии соискатель подает в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков заявление о предоставлении лицензии, к которому, в частности, должна быль приложена копия инструкции о внутреннем контроле на товарной бирже, утвержденной в соответствии с уставом соискателя лицензии.

Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и положением Банка России от 16.06.1999 № 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж» (в ред. от 30.03.2004 № 1413-У). По нашему мнению, на валютные биржи распространяются правила по организации внутреннего контроля, установленные Банком России.

На фондовой бирже также в обязательном порядке должен быть организован внутренний контроль, что следует из п. 1.7 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (приказ  
№ 07-102/ пз-н). Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и предоставление результатов такой оценки совету директоров биржи, рассмотрение заключения аудитора биржи до его представления высшему органу управления биржи, а также оценка эффективности действующих на фондовой бирже процедур внутреннего контроля и подготовка предложений по их совершенствованию.

 

2. Основные  направления аудита операций  с ценными бумагами акционерного  общества

 

2.1. Аудитор обязан проверить в протоколе учредительного собрания и устава акционерного общества:

тип акционерного общества;

количество, тип, категории  и номинальную стоимость объявленных, размещенных и дополнительных ценных бумаг;

порядок и условия выпуска, размещения и конвертации ценных бумаг;

полномочия совета директоров;

порядок ведения дивидендов по акциям, процентов по облигациям;

порядок и условия оплаты ценных бумаг акционерного общества;

права и полномочия владельцев определенных видов, категорий ценных бумаг.

Далее, аудитор обязан обратить внимание на соблюдение конкретных положений  учредительных документов в практике акционерных обществ.

2.2. Аудит расчетов с акционерами и учредителями. Следует обратить внимание на следующие моменты:

соблюдение сроков оплаты уставного капитала;

своевременность и полноту  оплаты ценных бумаг;

законность и обоснованность оценки оплаты ценных бумаг;

правильность оформления документов по взносам в уставной капитал, квитанций, актов приемки  имущества;

правильность расчетов при  реорганизации и ликвидации предприятия;

полноту и правильность бухгалтерского учета расчетов с учредителями.

2.3. Аудит оценки ценных бумаг. Проверяются следующие позиции:

по какой стоимости реализуются ценные бумаги;

как отражается разница между  рыночной и номинальной стоимостью ценных бумаг в бухгалтерском  учете;

как оцениваются акции  при выкупе их по требованию акционеров;

производится ли переоценка балансовой стоимости ценных бумаг;

кто производит оценку ценных бумаг.

2.4. Аудит движения ценных бумаг. Аудитор обязан проверить:

оформление движения ценных бумаг;

соблюдение сроков и обоснованность записей в реестре акционеров;

ведение журнала выдачи выписок  из реестра акционеров;

соблюдение порядка расчетов при движении ценных бумаг.

2.5. Аудит начисления и выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям. В обязательном порядке проверяется:

процедура выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям и соответствие фактического порядка  утвержденному положению;

очередность и сроки выплаты  дивидендов владельцев конкретных типов  и категорий ценных бумаг;

сроки выплаты процентов  по видам облигаций;

соответствие размера  дивиденда по утвержденной величине (твердая денежная сумма или % от номинальной стоимости);

источники выплаты дивидендов;

законность решения о  выплате промежуточных и годовых  дивидендов определенным типам акций;

правильность и правомерность  начисления и выплаты дивидендов и % по конвертируемым ценным бумагам;

точность начисления и  выплаты дивидендов и процентов.

2.6. Аудит налогообложения операций с ценными бумагами. Аудитор должен прежде всего обратить внимание:

на соблюдение требований Федерального закона «О внесении изменений  в Закон РФ» О налоге на операции с ценными бумагами» от 18.10.1995;

правильность начисления налогооблагаемой базы;

правильность применения ставки налога на операции с ценными  бумагами;

правильность расчета  налога;

соблюдение сроков уплаты налога;

действия, позволяющие уклоняться орт уплаты налога;

правильность составления  справки об уплате налога;

правильность определения  источника уплаты налога.

2.7. Аудит конвертации ценных бумаг. Это одно из наиболее сложных направлений аудита ценных бумаг. Аудитор при проверке обращает внимание на такие моменты, как:

наличие утвержденного положения  о порядке и условиях конвертации  ценных бумаг;

соблюдение положения, порядка  и условий конвертации на практике;

учет движения стоимости  ценных бумаг при их конвертации;

учет доплат, выплат разницы  в стоимости конвертируемых ценных бумаг;

обоснованность определения  цены размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции;

отражение в учете всех операций с конвертацией.

2.8. Аудит наследования и дарения ценных бумаг. В этом случае проверяется:

наличие документов (завещание, договор дарения),

законность наследования и дарения;

соблюдение сроков вступления наследников в свои права;

наличие решения совета директоров или собрания акционеров;

отражение в учете передачи права собственности наследникам  или получателям даров, соответствующие  изменения в реестре.

2.9. Аудит купли-продажи ценных бумаг. Аудит проверяет:

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета и аудита операций с ценными бумагами