Особенности решения жилищной проблемы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью является поиск путей решения жилищной проблемы в г.Новокузнецке.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
-изучить сущность, состав и структура жилищной сферы;
- исследовать теоретические аспекты жилищной проблемы;
- рассмотреть зарубежный опыт решения данной проблемы;
- проанализировать жилфонд г.Новокузнецка;
- предложить пути решения жилищной проблемы на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
1.Теоретические аспекты жилищной проблемы……………………........6
Сущность, состав и структура жилищной сферы………………...6
Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях…………………………………………………………………………..14
Аналитическая часть…………………………………………….…19
Характеристика жилищного фонда г.Новокузнецка…...………19
Характеристика сложившихся ситуаций с обеспечением жильем в г.Новокузнецке…………………………………………………………………..26
Направления решения жилищной проблемы в г.Новокузнецк…33
Заключение……………………………………………………………..…36
Список использованных источников……………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.орг.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 6 видно, что показатели благоустройства жилфонда, а именно обеспеченность водопроводом и отоплением, на протяжении периода с 2007 по 2009 остались неизменными, это говорит о постоянстве в обеспечении населения такими ресурсами как вода и тепло. Остальные же показатели, такие как канализация, наличие ванн, газа, горячее водоснабжение, напольные электроплиты варьируются, но в пределах единицы. Данные показатели говорят о стабильности  в сфере обеспеченности благоустройства жилфонда.

Таким образом, на основе анализа жилищного фонда Новокузнецка мною были выявлены следующее основные  проблемы:

    1. ввод  нового жилья не перекрывает объемов устаревающего жилищного фонда;
    2. около 15% от общего числа зданий составляют аварийные; 6% ветхого жилья подлежат сносу, но несмотря на это здания продолжают эксплуатироваться;
    3. программы, нацеленные на улучшение состояния обеспеченности населения жильем, действующие в Новокузнецке, зачастую не в силах устранить жилищную проблему в четко поставленные для них сроки, это может означать либо недостаточную финансовую поддержку либо нерациональность управляющих лиц данным вопросом.

 

    1. Характеристика сложившейся ситуации с обеспечением жильем в г.Новокузнецке

 

В городе Новокузнецке функции, отнесенные законодательством к компетенции  органов местного самоуправления в  области жилищных отношений и создание условий для удовлетворения граждан в жилище, осуществляет Управление по учету и приватизации жилых помещений.

Управление по учету и приватизации жилых помещений администрации  г.Новокузнецка является функциональным органом администрации г.Новокузнецка и подчиняется в своей деятельности заместителю Главы г.Новокузнецка по строительству. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, Главным управлением архитектуры и строительства, Управлением капитального строительства и другими функциональными, отраслевыми и территориальными органами администрации г.Новокузнецка.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ,  Жилищным Кодексом РФ, иными федеральными законами и законами Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ и Кемеровской области, Уставом г.Новокузнецка, постановлениями и решениями Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, постановлениями и распоряжениями Главы г.Новокузнецка, Положением «Об Управлении по учету и приватизации жилых помещений администрации г.Новокузнецка».

Приоритетным направлением в деятельности Управления является исполнение обязательств по законопроектам, а именно Областной закон от 26.04.2006г. № 58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования»; Федеральный закон РФ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Постановление Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; Постановление правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; Закон Кемеровской области от 28.01.2010г. № 3-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов».

Возможностей, существующих сегодня в сфере решения жилищной проблемы, большое количество, например:

  1. Покупка квартиры на первичном или вторичном рынке.
  2. Приобретение квартиры посредством ипотеки.
  3. Приобретение квартиры, используя одну из федеральных, региональных, муниципальных или отраслевых программ ("Молодым семьям – доступное жилье", "Строительство жилья для молодых ученых и специалистов" и т.д.).
  4. Построить квартиру или накопить на нее через жилищно-строительные и жилищно-накопительные кооперативы, стройсберкассы, молодежные жилищные комплексы, паевые инвестиционные фонды недвижимости.
  5. Получить социальное жилье в порядке очереди.
  6. Доходные дома.
  7. Коммерческая аренда.

На данный момент в городе Новокузнецке существует большое количество желающих управлять жилищным фондом. Разные обслуживающие организации всячески пытаются убедить жителей оказать доверие именно им, на этой почве растет конкуренция.

На данный момент, управление жилищным фондом осуществляется: 63 управляющими компаниями, 148 ТСЖ и 39 ЖСК [16]. Большая часть Управляющих компаний и Товариществ Собственников Жилья на рынке жилищных услуг работает не первый год. До недавнего времени каждая обслуживающая организация старалась действовать строго на своей территории. Смены управляющих компании по инициативе собственников случались не часто. Сейчас на рынке стали появляться новые участники. Они активно подталкивают жителей к переменам, применяют самые разные способы убеждения, дело доходит до подкупа старших домов.

Согласно действующему жилищному кодексу все права  распоряжаться судьбой дома находятся  у собственников жилья. Чиновники  уверяют, что благополучие в системе  ЖКХ наступит, когда люди поймут это и научатся грамотно распоряжаться своими полномочиями, в том числе и теми, что связаны с выбором обслуживающей организации.

Состояние жилищного  фонда зависит не только от  выбора обсуживающей его организации, но и от его грамотной профессиональной технической эксплуатации, компетентного планирования и качественного проведения текущих и капитальных ремонтов, организации технического обслуживания и обеспечения бесперебойной работы всего инженерного оборудования.

В соответствии с таблицей 6 в период с 2006-2009 гг.рост общей площади жилых помещений составил 3,7 %. В настоящее время общая площадь жилых помещений в городе увеличивается, в период с 2008 по 2009 год увеличилась на 1% и составила 11969 тыс.м2.

 

 

 

 

Таблица 6 – Общая площадь жилых помещений

Показатели

2006

2007

2008

2009

Рост за 2009, %

Общая площадь жилых помещений, тыс.м2

11537,6

11693,4

11845.9

11969.9

3,7


 

В 2010 году жилищный фонд Новокузнецка за последний год увеличился на 1% и составил 12,1 миллиона квадратных метров. В среднем на одного жителя приходится 21,5 "квадрата". Жилищный фонд города насчитывает 233,7 тысячи квартир (включая индивидуальные дома), из них однокомнатные составляют 18,1 %, двухкомнатные - 42,9 %, трехкомнатные - 33,2 %, четырехкомнатные и более - 5,8 %.

В 2008  году в муниципальной собственности находилось 13,3% жилищного фонда, 85,9% в частной и 0,8% в государственной собственности. В 2009 году в структуре жилищного фонда 88,0% составлял частный, 11,1% муниципальный жилфонд, 0,9% государственный. Таким образом, произошло увеличения частного жилищного фонда на 2,1%, государственного на 0,1%, а также уменьшение муниципального жилфонда на 2,2%.

Процессом возобновления жилищного фонда в Новокузнецке управляют:

  1. Комитет Жилищно-коммунального хозяйства, который участвует в работе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений и жилых домов аварийными и непригодными для проживания. Также проводит конкурсы по отбору подрядных организаций на выполнение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда, готовит проекты нормативных актов об утверждении адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов, на проведение которых предоставляются субсидии.
  2. Комитет градостроительства и земельных ресурсов. В обязанности Комитета входит: рациональное размещение объектов капитального строительства, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
  3. Управление капитального строительства, которое организует разработку проектов долгосрочных, среднесрочных и текущих планов капитального строительства, составление титульных списков на все объекты капитального строительства, заявок на строительные материалы и оборудование. Обеспечивает целевое и рациональное использование финансовых средств для осуществления капитальных вложений и повышение их эффективности. Следит за выполнением проектными и строительными организациями договорных обязательств, в необходимых случаях предъявляет санкции, предусмотренные договорами. Организует выполнение планов капитального строительства, а также осуществляет технический надзор за сроками и качеством выполнения работ. Осуществляет контроль за своевременным вводом в эксплуатацию объектов и т.д. [8].

В Новокузнецке действуют три программы по обеспечению жильём молодых семей. Федеральная - в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 285 от 13 мая 2006 года "Обеспечение жильём молодых семей" , областная - в соответствии с Законом Кемеровской области № 58 от 16 мая 2006 года "О предоставлении долгосрочных целевых жилищных займов, жилищных субсидий и развитии ипотечного жилищного кредитования" и программа ГУРШ (Государственное учреждение реструктуризации шахт). Федеральная программа предусматривает выделение социальной выплаты категории "Молодая семья".

В Новокузнецке растет очередь  нуждающихся в жилье молодых  семей. Сегодня в ней числится 2700 семей. Из них 1700 рассчитывают на помощь областной программы. Свои небольшие  квартиры имеют лишь единицы. Около 70 % жилье снимают, остальные живут с родителями. 3 февраля в администрации города говорили о том, как выполняются программы по обеспечению жильем молодежи.

Федеральное финансирование программы обеспечения жильем молодых  семей снижается. В прошлом году в Новокузнецке выдали лишь 11 свидетельств на право получения социальной выплаты на приобретение квартиры, а запланировано было 130.

Пользуясь такой поддержкой области, в прошлом году жилищные условия улучшили 165 новокузнецких  семей. По сравнению с предыдущими  годами цифра выросла. Но показатель все же неоднозначный. В процентном отношении от числа нуждающихся количество счастливчиков за 3 года снизилось с 18 % до 13 %. От однокомнатных квартир многие отказываются. Из-за них попадать в многолетнюю финансовую зависимость не хочется, а двушек в городе не хватает. Но самое главное – многие просто не могут найти поручителей и деньги для первоначального взноса.

Только по областной  программе в очереди сейчас стоит 1700 молодых семей. Причем 530 пополнили  ее в прошлом году. Это в 3 с лишним раза больше, чем число получивших квартиры [7].

План по вводу жилья на 2011 год, установленный министерством регионального развития Российской Федерации для Кемеровской области, составляет 1 млн 112 тыс. квадратных метров. За первый квартал 2011 года кузбасские строители ввели в эксплуатацию 198,6 тыс. квадратных метров жилья.

Вывод по 2 главе. Для анализа жилищного фонда Новокузнецка были рассмотрены такие показатели, как движение жилищного фонда, распределение жилищного фонда по проценту износа, объем ветхого  и аварийного жилищного фонда, жилищная обеспеченность населения, средние цены на первичном и вторичном рынках жилья по типам квартир степень благоустроенности жилфонда.

Перспективы развития рынка  жилья в Новокузнецке представляются достаточно проблематичными. Это связано прежде всего с низкими доходами населения и явно не соответствующими им весьма высокими ценами на жильё. К негативным моментам следует отнести также плохое состояние жилого фонда, значительную часть которого составляет старое ветхое и находящееся в аварийном состоянии, жильё. Все это ведет к низкой платежеспособности семей, их ориентации на нерыночные пути решения жилищной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В Г.НОВОКУЗНЕЦК

 

На данный момент г.Новокузнецк является самым крупным городом Кузбасса, и под стать ему, проблемы, имеющиеся в нем, не уступают по своему масштабу. Они так же велики и значительны, и каждая из них требует решения и индивидуального подхода. Одной из таких является жилищная проблема. Проявляется она в таких моментах, как:

  1. малый процент обеспеченности населения жильем;
  2. большое количество зданий, находящихся в ветхом и аварийном состоянии;
  3.   несущественное количество введенного на рынок нового жилья.

Для решения данных проблем можно предпринять такие действия, как:

  1. организация капитальных ремонтных работ, направленных на уменьшение количества ветхого и аварийного жилья. Для организации капитальных ремонтных работ нужно:

- составить списки всех капитальных работ, заявок на строительные материалы и оборудование для рациональной организации ремонтных работ;

- организовать выполнение планов капитального ремонта;

- назначить контрольное лицо для обеспечения контроля за выполнением проектных и строительных организаций договорных обязательств, а при необходимости – предъявлять, предусмотренные договорами, санкции.

  1. содействие строительным компаниям для ввода нового жилья на рынок. Продвижение данного направления решения жилищной проблемы может стать эффективней, если будут учтены такие данные, как кто именно и какой слой населения нуждаются в данных квадратных метрах.

Необходимо увеличить объемы строительства зданий, т.к.  ввод  нового жилья не перекрывает объемов устаревающего жилищного фонда. Необходимо найти резервы, чтобы увеличить темпы жилищного строительства, уделить особое внимание качеству работ.

  1. повышение доступности жилья для широких слоев населения. Повысить доступность жилья широких слоев населения возможно за счет создания благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов;
  2. повышение качества эксплуатации жилищного фонда, за счет экономии энергетических ресурсов, снижении издержек, повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Предусматривается необходимость разработки комплексной Программы реформирования и развития жилищной сферы города, включающей систему взаимосвязанных программ, схем и проектов.;
  3. развитие сферы ипотечного кредитования, а именно:

Информация о работе Особенности решения жилищной проблемы на современном этапе