Отчет по практике в "Универмаге Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:27, отчет по практике

Краткое описание

УП «Универмаг Беларусь» – одно из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь. Он образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР № 50 от 3 мая 1978 г. и в своей деятельности подотчетен Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 г. была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». А 8 июня 1978 г. универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей. По тем временам это был грандиозный проект. Во всей Беларуси не было аналогов среди торговых предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике УП Универмаг Беларусь.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность - эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, на расход ресурсов. Данные для анализа взяты из приложения 10.

R1 = Пр* 100% / В

где Пр – прибыль, а  В – товарооборот.

Рентабельность показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции.

R102 =  -600138* 100% /40428804 = 1,48%

R103 = 908763* 100% /48585578  = 1,87%

  Таким образом,  для повышения рентабельности  надо не только увеличить товарооборот, но также обеспечить увеличение доли прибыли в нём, то есть снизить издержки обращения, а также расширить поиск поставщиков товара для минимизации закупочной цены.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят  от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Основные из них можно выделить :

  • статистический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

-   объема реализации  продукции;

  • её структуры;
  • себестоимости;
  • уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличения объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение объема суммы прибыли.

Структура товарной прибыли  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме её реализации, то сума прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыли находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменения уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличения уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Таким образом, резервы увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация её на наиболее выгодных рынках сбыта и т.д.

 

 

3. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Наблюдается рост активов предприятий при этом если в 2007 году в большей степени увеличивались оборотные средства, то в 2008 году – основные  средства. Так по данным на конец 2007 года удельный вес основных средств составил 0,6167 (10778005/17475863), то в конце 2008 года уже 0,6213  (13660755/21987515). Абсолютное увеличение составило (13660755-10778005) = 2882750 тыс.руб. Соответственно удельный вес оборотных средств снизился  с 0,3833 до 0,3787. При этом абсолютный рост оборотных средств в 2008 году составил (7623164-6161565) = 1461599 тыс.руб.

Эффективность же управления активами оценим на основании  их рентабельности. Так в 2007 году рентабельность составила 600138*100/17475863 = 3,4%, то в 2003 году 908763*100/21987515 = 4,1%.

Эффективность же использования собственного капитала составила:

- в 2007 году 600138*100/12011590 = 5 %,

- в 2008 году 908763*100/15640125 = 5,8 %.

Наиболее  подробно структуру капитала и его финансовую устойчивость анализируют  с помощью следующих показателей:

  1. Коэффициент капитализации

=Долгосрочные обязательства (ст.490)+Краткосрочные обязательства(ст.590)

                               Капитал и резервы(ст.390)

Он показывает сколько заемных средств субъект привлекает на 1 руб вложенных в активы собственных средств.

Нормативное значение меньше 1,5.

На начало 2003 К3 = (0+5464273)/12011590= 0,45 (меньше норматива)

На конец года К3 = (0+6347390)/15640125 = 0,4 (меньше норматива)

То есть наблюдается его улучшение. Но тем не менее предприятие должно в любом случае обеспечить рост величины собственного капитала, либо снижение величины краткосрочных обязательств. Это можно осуществить за счет снижения величины дебиторской задолженности, продажи части основного капитала и основных средств.

2) Коэффициент   обеспеченности   собственными   оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (2)  как  отношение  суммы итога раздела III пассива баланса, строки 550  "Фонды потребления", строки 560 "Резервы предстоящих расходов и платежей"  за вычетом итога раздела I актива баланса к итогу раздела II актива баланса:

                    IIIП + строка 550 + строка 560 - IА

К2 = -----------------------------------,

IIА

 

 где IIIП- итог раздела III пассива бухгалтерского баланса (строка  390);

     IА  - итог раздела I актива  бухгалтерского  баланса  (строка   190);

     IIА-  итог  раздела  II актива бухгалтерского  баланса (строка    290).

По нормативу  должен быть больше 0,3

На начало года К2= (12011590+0+24056-11314208)/6161565 = 0,12 (меньшенорматива)

На конец года К2 = (15640125+0+22888-14364351)/7623164 = 0,17 (меньше норматива)

Таким образом, структура баланса неудовлетворительна, хотя и наблюдается её улучшение, причем на данный момент она ниже норматива. Предприятию необходимо срочно увеличить величину собственного капитала, либо избавляться от излишних основных средств и части оборотных средств.

    1. Коэффициент финансовой независимости

= Капитал и резервы (ст.390)

Валюта  баланса (ст.599)

Он показывает удельный вес собственных средств  в общей сумме источников финансирования.

Нормативное значение от 0,4 до 0,6

На начало года  = 12011590/17475863 = 0,69 (больше норматива)

На конец года =  15640125/21987515  = 0,71 (больше норматива)

То есть наблюдается  рост финансовой независимости, что  улучшает положение предприятия. Однако предприятие должно как увеличить величину собственного капитала, так и снизить величину валюты баланса, если первой меры окажется недостаточно, чтобы улучшить другие показатели.

    1. Коэффициент финансирования

= Капитал и резервы (стр.390)

Долгосрочные  обязательства(ст.490)+Краткосрочные  обязательства (ст.590)

Он показывает какая часть деятельности финансируется  за счет собственных средств, а какая за счет заемных.

Нормативное значение от 0,7 до 1,5

На начало года  = 12011590/(0+5464273)= 2,2 (выше норматива)

На конец года =  15640125/(0+6347390)= 2,5(выше норматива)

То есть наблюдается  улучшение финансирования, что в  свою очередь улучшает положение  предприятия. Но в любом случае, чтобы это положение не ухудшилось, необходимо увеличить собственный капитал и снизить величину краткосрочных обязательств, как за счет  снижения величины дебиторской задолженности, так и продажи части основного капитала и основных средств.

    1. Коэффициент финансовой устойчивости

= Капитал и резервы (ст.390)+Долгосрочные обязательства(ст.490)

Валюта  баланса (ст.599)

Он показывает какая часть активов финансируется  за счет устойчивых источников.

Нормативное значение больше 0,6

На начало года  = (12011590+0)/17475863 = 0,69 (больше норматива)

На конец года =  (15640125+0)/21987515  = 0,71 (больше норматива)

То есть наблюдается  улучшение финансовой устойчивости.

Таким образом, чтобы поддерживать сложившуюся  ситуацию предприятие должно как увеличить величину собственного капитала и использовать долгосрочные кредиты и займы, так и снизить величину валюты баланса, если первой меры окажется недостаточно.

Коэффициент  текущей  ликвидности  (К1) на конец  отчетного периода рассчитывается по формуле (1) как отношение итога раздела II актива  баланса  за  вычетом строки 217 "Расходы будущих периодов" к итогу  раздела  V  пассива  баланса  за  вычетом  строки 540 "Доходы будущих  периодов",  строки  550  "Фонды  потребления"  и строки 560 "Резервы предстоящих расходов и платежей":

 

                         II А - строка 217

          К1 =     ----------------------------------------,       

                 VП - строка 540 - строка 550 - строка 560

 

 где IIА  - итог  раздела  II  актива бухгалтерского  баланса (строка 290);

     VП   - итог  раздела  V  пассива бухгалтерского  баланса (строка  590).

По нормативу  должен быть больше 2 для предприятий  торговле.

На начала года получим К1= (6161565-2769)/(5464273-0-0-24056) = 1,13 (выше норматива)

На конец года получим К1 = (7623164-0)/(6347390-0-0-22888) = 1,2 (больше норматива)

Абсолютная ликвидность, то есть отношение наиболее ликвидных (денежных средств) к краткосрочным обязательствам составила:

На начало года 260592/5464273 = 0,047 (меньше норматива)

На конец года 590585/6347390 = 0,093 (меньше норматива)

То есть в  нашем наблюдается улучшении  ликвидности на предприятии. Но тем  не мене абсолютная ликвидность не достигла нормативного значения, то есть  необходимо либо увеличить оборотные  средства (денежные средства), либо снизить величину краткосрочных обязательств, чтобы достичь нормативного значения.

Остальные показатели не окажут существенного воздействия, но тем не менее расходы будущих периодов необходимо уменьшить, а доходы будущих периодов, фонд потребления, резервы предстоящих расходов и платежей увеличить, но это представляется возможным только за счет увеличения объемов оказываемых услуг и выполняемых работ, и соответствующего роста распределяемой прибыли.

  Теперь проанализируем  позицию предприятия на рынке. Так, на основании предыдущего анализа данных можно сделать следующие выводы:

  1. Наблюдается снижение товарооборачиваемости, обусловленное в большей степени ростом товарных запасов, нежели ростом товарооборота, в следствии чего выросли товарные запасы в днях. (п.2.1.)
  2. Анализируя товарооборот и прибыль на одного работника, можно сделать следующий вывод: о том, что товарооборот и прибыль  увеличились. (п.2.2.)
  3. На основании приложения 3 наблюдается рост товарооборота на 1 кв.м. торговой площади с 5530 тыс.руб. до 6710 тыс.руб., то есть на 121,1%, так как площадь не менялась то основным фактором стал товарооборот, который также увеличился на 21,1%.
  4. Фондоотдача по основным фондам снизилась, что связано с тем, что рост основных средств опережает рост товарооборота. Так в 2007 году фондоотдача составила (40810070/10778005) = 3,79 руб., то в 2003 году уже (49522612/13660755) = 3,63 руб.

   Анализируя  данные произведённых выше расчётов, можно сделать следующие вывод: чем больше будет коммерческая активность предприятия в целом, и отдельно взятого работника, тем больше будет финансовый результат. Особое внимание следует уделить социально-экономическим отношениям, которые складываются как внутри  предприятия, так и с поставщиками и соответственно, покупателями. Это связано, в первую очередь с тем, что на значительную часть продукции, предлагаемой данным предприятием установлены низкие наценки, которые контролируются не только руководством данного предприятия, но и вышестоящими организациями. Кроме того, сложились определённые взаимоотношения с поставщиками, которые не так-то легко будет изменить. Поэтому основные действия руководства должны быть сконцентрированы на повышении имиджа предприятия и повышении его финансового состояния. 

4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Произведём  все расчёты исходя увеличения товарооборота  и валового дохода при условии, что уровень  себестоимости и издержек обращения  будет снижен, чтобы предприятие при неизмененной ценовой политике, но за счет снижения своих затрат, смогло получить прибыль от реализации.

 Данный расчёт  будет одновременно планом-прогнозом  и финансовым планом, а также будет удовлетворять предъявленным требованиям:

  1. обеспечение соответствующего размера прибыли, необходимой для финансирования расходов на производственное и социальное развитие;
  2. повышение рентабельности на вложенный капитал, за счёт повышения доли прибыли и уменьшения издержек обращения;
  3. учёт сложившегося спроса с целью более полного его удовлетворения.

Информация о работе Отчет по практике в "Универмаге Беларусь"