Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 15:36, отчет по практике
Целью преддипломной практики является проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбор материалов для написания дипломного проекта.
В период прохождения преддипломной практики студент должен:
- определить объект и предмет исследования;
- выявить теоретические аспекты исследуемой проблемы: сущность явления (проблемы), его основные элементы, системообразующие факторы;
- определить основные принципы функционирования объекта исследования;
- выявить механизмы, обеспечивающие функционирование данной
системы;
- обозначить тенденции развития системы.
Введение…………………………………………………………………………….
3
Глава 1. Этапы становления Пенсионного фонда РФ……………………………
6
Этапы формирования системы пенсионного страхования в России………..
6
Создание Пенсионного фонда Российской Федерации, его структура,
задачи и функции…………………………………………………………………...
11
Создание Пенсионного фонда РФ…………………………………………..
11
Задачи и функции Пенсионного фонда РФ………………………………...
17
Структура Пенсионного фонда РФ……………………………....................
18
Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ……………
26
Глава 2. Основные направления деятельности, перспективы развития………...
33
2.1. Основные направления деятельности ПФР…………………………………..
33
2.2. Анализ деятельности ПФР за 2008 год……………………………………….
38
2.3. Перспективы развития……………………………………………...………….
42
Глава 3. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на примере
Управления Пенсионного фонда по Михайловскому району
Приморского края…………………………………………………………………..
47
3.1. Общее положение, задачи деятельности……………………………………..
47
3.2. Итоги реализации социальных программ на территории Михайловского
района 2007-2008 гг………………………………………………………………..
50
3.3. Анализ деятельности Управления ПФ по Михайловскому району за 2008 год и перспективы развития………………………………………………………..
54
Заключение………………………………………………………………………….
60
Список использованных источников……………………………………………...
64
Выполняя федеральный закон № 122 о льготном обеспечении, отделение ПФР по Приморью каждодневно обменивается информацией с краевым управлением социальной защиты населения, внебюджетными фондами социального и медицинского страхования, железной дорогой, местными органами власти, федеральными службами края. Для ускорения документооборота внедрены системы электронно-цифровой подписи. В этом случае передача необходимых документов осуществляется за считанные секунды, а не дни, как прежде.
Количество пенсионеров, состоящих на учёте в системе государственного пенсионного обеспечения в Михайловском районе составляет почти 9 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2008-го года информационная база данных индивидуального персонифицированного учёта управления Пенсионного фонда России по Михайловскому району содержала более 20 тыс. индивидуальных лицевых счетов. В 2007-м году доходная часть бюджета управления составила 1 млрд. 108 млн. рублей, прирост поступлений по сравнению с 2006 годом - 8,8%. Это те самые пенсионные права граждан, которые в будущем лягут в основу их пенсионного капитала.
Для неработающих пенсионеров основным источником существования является пенсия. Ввиду того, что средний размер пенсии в Приморском крае длительное время остается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, более 30 процентов граждан этой категории состоят на учете как малоимущие, имеющие доход уровня ниже прожиточного минимума пенсионера.
Наряду с выплатами трудовых пенсий, Пенсионный фонд РФ осуществляет финансирование социальных программ для неработающих пенсионеров за счет средств, поступающих от погашения задолженности по страховым взносам и пеням, начисленным до 1 января 2001 года.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат и предоставления набора социальных услуг осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со ст. 6.4 Федерального закона от 19.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
На финансирование социальной программы в 2007 г. Пенсионный фонд РФ выделил Приморскому отделению ПФ лимит в размере 12,5 млн. рублей, которые были направлены на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
За счет дополнительного финансирования из средств Пенсионного фонда РФ и обязательств Администрации Приморского края среднедушевой норматив финансирования программы ОМС края увеличился на 7%, соответственно увеличились тарифы на медицинские услуги по программе ОМС. При этом собственно сумма дополнительного финансирования ПФР составила 5,9% от стоимости территориальной программы ОМС.
Благодаря действию программы дополнительного финансирования платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров из средств ПФР, в Михайловском районе удалось увеличить объем амбулаторно-поликлинической помощи на 10%, стационарзамещающей на 2%, при этом снизить объем круглосуточного стационара на 2%. За счет увеличения тарифа на медицинские услуги более чем вдвое увеличился объем стационарзамещающей помощи, оказываемой неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости. Этот вид помощи предусматривает амбулаторное проведение в поликлинических условиях не только диагностических, но и лечебных мероприятий с обеспечением медикаментами, что эффективно при лечении сердечно-сосудистых, легочных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта и гипертонии у пожилых людей, в случаях, не требующих экстренного вмешательства.
Около 2 миллионов рублей из средств Пенсионного фонда России освоено в с. Кремово на ремонте дома-интерната для престарелых и инвалидов. Дом-интернат предоставляет возможность постоянного проживания одиноким пожилым людям, в том числе тяжелобольным и лежачим инвалидам, обеспечивает их необходимой социальной и медицинской помощью. Сделать пребывание в интернате более комфортным и отвечающим современным нормам помог капитальный ремонт, выполненный за счет целевого финансирования из средств Пенсионного фонда.
Социальные программы ПФР, направленные на оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, на улучшение условий проживания этой категории граждан в учреждениях социального обслуживания населения, улучшение медицинского обслуживания по программе обязательного медицинского страхования, а также разъяснения пенсионного законодательства Российской Федерации, имеют огромное значение для улучшения социального климата в Михайловском районе.
После того как президентом России Владимиром Путиным был поставлен вопрос о том, чтобы работа чиновников началась оцениваться по конкретным показателям, критериям и стандартам, одним из первых ведомств, которое разработало такие показатели стал Пенсионный фонд. Они были утверждены в 2006 году постановлением Правления фонда, и вот уже два года территориальные управления Пенсионного фонда по всей стране работают в соответствии с этими стандартами.
3.3. Анализ деятельности Управления Пенсионного фонда по Михайловскому району Приморского края за 2008 год и перспективы развития
Количество человек, нуждающихся в пенсионном обеспечении по Михайловскому району растет с каждым годом: если в 2006 году их число составило 8956, то на конец 2008 года это число составило 9307 человека. Прирост за 3 года составил 2% (рис. 4). Размер пенсионных начислений по сравнению с 2006 годом увеличился на 65%: в 2007 году увеличение пенсионных начислений составило 29%, в 2008 году – 27% (рис. 5).
Количество получателей пенсий по Михайловскому району за 2006, 2007, 2008 гг.
Рисунок 4
Рисунок 5
В общей численности пенсионеров, состоящих на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району 82,1% - пенсионеры по старости, 7,3% - по инвалидности, 3,9 - по случаю потери кормильца и 6,5% – получающие социальные пенсии.
Подводя итоги работы за 2008 г. можно выделить следующие направления деятельности управления ПФР по Михайловскому району: в 2008 году Государственным учреждением Управлением ПФР по Михайловскому району был реализован весь комплекс мер по повышению уровня пенсионного обеспечения горожан. В частности, 1 августа базовая часть пенсии была увеличена на 15%; страховая часть повышалась трижды: 1 февраля, 1 апреля и 1 августа. В целом, повышение составило 30%.
В результате средний размер пенсии на конец 2008 года составил 4590,14 рубля, что на 24.5% больше, чем на начало 2008 года, однако в реальном выражении (с учетом изменения цен) рост составил 9.7%. В среднем за год размер пенсии, по оценке, составил 4235 рублей, по сравнению с 2007 годом он возрос на 32% (в реальном выражении – на 16.3%).
После всех принятых мер по повышению уровня жизни пенсионеров, пенсия уже близка к величине прожиточного минимуму пенсионера, и остается меньше на 3,9% (2007 – на 9.4, 2006 – на 15.5%).
Средний размер назначенных пенсий на конец 2008 года составил, как и в предыдущем году, 20.7% среднемесячного декабрьского заработка работающих. Как следствие - каждый третий пенсионер продолжает работать. Преимущественно это пенсионеры по старости (94,6% всех работающих пенсионеров).
В 2008 году появилась новая категория пенсионеров – отставные военнослужащие, которые после выхода на пенсию работали с отчислением страховых взносов. Эта категория пенсионеров получила законные права на назначение страховой части трудовой пенсии. Были продолжены ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам.
В 2006 году был принят Федеральный
закон о дополнительных мерах
государственной поддержки
Средства материнского капитала можно было использовать с 2010 года по достижении ребенку трех лет по следующим направлениям: на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, а также на накопительную часть пенсии матери.
Между тем, в виде исключения, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и в условиях роста процентных ставок по кредитам, был принят закон, позволяющий использовать средства материнского капитала с 1 января 2009 года, но только в части направления их на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам на приобретение или строительство жилья, заключенным до 31 декабря 2010 года19.
С 1 января 2009 года размер этого вида государственной поддержки семей, имеющих двух и более детей, составляет 299 тысяч 731 рубль.
За консультацией в Управление Пенсионного фонда по Михайловскому району в декабре 2008 года обратилось 12 семей, имеющие на руках сертификат на материнский капитал. Пять из них подали заявления на погашение ипотечного кредита на общую сумму свыше 2,5 млн. рублей.
В перспективе развития с 1 апреля 2009 года в России на 17,5 % увеличится размер страховой части трудовой пенсии по старости. В результате индексации каждый из 9 тыс. получателей трудовой пенсии в Михайловском районе в апреле получил прибавку в сумме, исчисленной индивидуально, в зависимости от размера страховой части получаемой ими трудовой пенсии. В среднем увеличение составит от 467 рублей. С 1 апреля 2009 года средний размер трудовой пенсии в Михайловском районе составлял 5 346,26 рублей.
В результате, в 2009 году размер трудовой пенсии по старости, которую в Михайловском районе получают свыше 7 тыс. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера на 30 проц., и будет составлять 5 641 рублей. Размер социальной пенсии, которую получают более 1000 человек, в конце года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля. При этом, темп роста трудовой пенсии на 8,7 проц. выше прогнозируемого роста потребительских цен в 2009 году. А темпы увеличения социальной пенсии опередят прогнозируемый рост цен на 25,3 проц.
В Управлении Пенсионного Фонда РФ по Михайловскому району c 1 апреля 2009 года также увеличились на 8,7 проц. размеры ежемесячной денежной выплаты федеральным льготникам. Средний размер прибавки составил 66,50 рублей. До 615 рублей повышен размер компенсации, направляемой на оплату набора социальных услуг, в том числе медицинская часть – 547 рублей, транспортная – 68 рублей.
Меры поддержки социально уязвимых категорий граждан вступят в силу с 1 апреля.
Индексация не коснётся получателей государственной пенсии по инвалидности или по потере кормильца, поскольку в составе выплат нет страховой части. Однако эти социальные категории могут также ожидать положительные изменения. С 1 апреля увеличивается стоимость социального пакета с 513 до 557 рублей для федеральных льготников, которых в Михайловском районе насчитывается около 7 тыс. человек, так же увеличится размер ежемесячной денежной выплаты. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны будут получать 2 тыс. 126 руб. (без стоимости социального пакета). Инвалиды по заболеванию III группы - 1 тыс. 321 руб., инвалиды II группы - 784 руб., инвалиды I группы - 516 руб.
Для пенсионеров и инвалидов пенсия является основным источником доходов, поэтому ее размер должен позволять людям приобретать все необходимое для жизни. В рамках социальной политики государство делает все возможное для решения этого вопроса.
Таким образом, анализируя деятельность управления Пенсионного фонда по Михайловскому району за прошедший период, можно сделать вывод, что управление в полном объеме выполняет функции и задачи, закрепленные Конституцией РФ – пенсионное обеспечение граждан.
Во-первых, за все существование управления в Михайловском районе не было ни одного случая задержки выплаты пенсий, что является главным показателем эффективности его работы.
Во-вторых, выстроена система очень тесного взаимодействия с населением. За прошлый год службой принято и отработано более 7 тысяч обращений граждан — именно столько человек посетили управление ПФР в отдел клиентской службы. При обращениях в отдел клиентской службы специалисты не только отвечают на конкретные вопросы людей, связанные с назначением и выплатой пенсий, но и дают правовые консультации. Ведь не секрет, что большинство граждан абсолютно не знают своих прав в части пенсионного обеспечения и тех обязанностей, которые несет работодатель по отношению к работнику.
У сотрудников пенсионной службы в Михайловском районе один менталитет, общее понимание целей. Не секрет, что Пенсионный фонд имеет громадное социальное значение для района и края.
С выплатой пенсий оживляется
вся социально-экономическая
Работа Управления ПФ РФ по Михайловскому району оценивается по целому ряду показателей, главные из которых - эффективность работы с клиентами Фонда. Учитываются своевременность назначения пенсий, оперативность работы по приему и обработке заявлений граждан (на перерасчет пенсий, на получение сертификата материнского (семейного) капитала, на вступление в Программу государственного софинансирования пенсии и т.п.), а также поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, снижение задолженности по страховым взносам и т.п.
Заключение
Модернизация пенсионной системы, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации.
Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.