Отчет по экономической практике в ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 17:36, отчет по практике

Краткое описание

Цель экономической практики – ознакомление с управлением экономикой, производством и социальным развитием организации, со значением, целью и задачами, функционированием организационно-экономического, производственного механизмов в деятельности предприятия.
Задачи практики:
анализ экономико-производственных показателей работы предприятия;
изучение документации основных процессов управления экономикой с учетом отраслевой специфики;

Вложенные файлы: 1 файл

Otchet_po_praktike.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

 

Кафедра «Экономика организации»

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

по экономической практике

 

 

 

 

База практики ____________________________________________________

                                                                                                 наименование предприятия или организации

 

Начало практики_____________              Окончание практики ____________

 

Студент _________________________________________________________

                                                                                                                 Группа, ФИО

 

Руководитель от университета ______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

20__

 

Содержание.

 

 

 

 

Введение.

Экономическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепление знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций. 

Цель экономической практики – ознакомление  с управлением экономикой, производством и социальным развитием организации, со значением, целью и задачами, функционированием организационно-экономического, производственного механизмов в деятельности предприятия.

Задачи практики:

  • анализ экономико-производственных показателей работы предприятия;
  • изучение документации основных процессов управления экономикой с учетом отраслевой специфики;
  • изучение процессов организации деятельности производства на предприятиях, экономических служб;
  • получение знаний и навыков оценки эффективности работы предприятия;
  • ознакомление с основными направлениями совершенствования деятельности предприятия, его развития.
  • приобретение навыков работы с отчетной документацией   экономической службы.

База моей экономической практики – холдинг ОАО «РЖД», место прохождения – Управление Горьковской железной дороги, пассажирская служба.

 

1.Общая характеристика организации. Организационно-правовые основы деятельности ОАО РЖД.

ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384. Начало деятельности ОАО «РЖД» - 1 октября 2003 года

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

  • увеличение масштаба транспортного бизнеса;
  • повышение производственно-экономической эффективности;
  • повышение качества работы и безопасности перевозок;
  • глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

  • грузовые перевозки;
  • пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
  • пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
  • предоставление услуг инфраструктуры;
  • предоставление услуг локомотивной тяги;
  • ремонт подвижного состава;
  • строительство объектов инфраструктуры;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • предоставление услуг социальной сферы;
  • прочие виды деятельности.

К нормативным документам ОАО РЖД относятся:

  • Федеральный закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года;
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
  • Единый Транзитный Тариф (ЕТТ 2012);
  • Правила безопасности перевозок грузов (Федеральный Закон РФ № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года;
  • Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • Правила безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и т.д);
  • Документы для пользования работниками железнодорожного транспорта (Типовые технологические процессы, обеспечение сохранности подвижного состава, подготовка и работа в зимний период, правила по охране труда и т.д.);
  • Гражданский Кодекс Российской федерации;
  • Законы и документы, регламентирующие деятельность ж/д транспорта(Федеральный Закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года О защите прав потребителей; Федеральный закон № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года О естественных монополиях; Федеральный закон РФ № 17-ФЗ от 10.01.2003 года О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и т.д.);
  • Кодекс Деловой Этики ОАО РЖД, Колдоговор ОАО РЖД;
  • Договора, инструкции, акты, указы, положения и т.д.

2.Организационная и производственная  структура предприятия.

На государственном уровне регулирование вопросов функционирования железнодорожного транспорта осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) в составе Министерства транспорта. В ФАЖТ функционирует ряд департаментов по отраслям железнодорожного хозяйства. Ответственное управление компанией возложено на президента, которому в свою очередь подчинены: первый вице-президент, вице-президент по маркетингу и сбыту грузовых перевозок, вице-президент по экономике и финансам, главный бухгалтер и др. Первому вице-президенту подчиняются руководители основных департаментов. Всего в структуре РЖД таких департаментов 34, наряду с ними созданы 9 управлений, которые сопровождают и дополняют основную их деятельность. Также определенное место в структурном делении имеют Дирекции, Центры, Представительства и другие организации; обслуживающие работу железнодорожного транспорта, немаловажная роль здесь принадлежит железным дорогам, их 17, они выступают на правах филиалов Компании, в ведении которых находятся линейные предприятия (станции, вокзалы, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и связи и т.д.),  которым подчинены отделения, а отделениям – линейные предприятия (железнодорожные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции пути и др.).

Например: пассажирским хозяйством на уровне открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») управляет Департамент пассажирских сообщений (ЦЛ). В структуру ЦЛД входят отдел экономики, отдел международных перевозок, отдел служебных билетов, общий отдел. 

На дорогах управленческие функции в части, касающейся обеспечения пассажирских перевозок, осуществляют пассажирские службы (начальник пассажирской службы имеет индекс Л). В состав службы входят, как правило, оперативный отдел, технический отдел, отдел экономики, отдел бесплатных перевозок.

На дорогах организацией работы по обслуживанию пассажиров и распоряжением пассажирскими зданиями, техническими сооружениями, оборудованием, имуществом, средствами и материалами занимаются пассажирские компании, или дирекции. Как правило, создаются раздельные дирекции по дальним и пригородным перевозкам.

В настоящее время управление железнодорожным транспортом осуществляется Компанией ОАО «РЖД» по приведенной ниже схеме (рис. 1)

 

 

Рис 1. Организационно-функциональная структура ОАО РЖД.

 

 

3. Анализ динамики пассажиро- и  грузооборота ОАО «РЖД» за 2011-2012гг.

Основная продукция железнодорожного транспорта – это перевозки. Перевозки грузов и пассажиров.

Анализируя данные Приложений 3 и 4 мы видим, что перевозка пассажиров дальнего следования в 2012году выросла по сравнению с 2011 годом на 1,5% и составила 116,5 млн. чел. Такая же положительная динамика наблюдается и в пригородном сообщении: +7,2% и 941,9 млн. чел. соответственно. В целом, по сравнению с2011 годом, пассажирские перевозки выросли на 6,6% и составили 1058,5 млн. чел., в связи с чем пассажирооборот так же увеличился и составил 144,6 млрд. пасс-км, что на 3,4% больше уровня 2011 года.

В хозяйстве грузовых перевозок так же положительная тенденция: +2,4% к уровню 2011 года и 1271,9 млн. тонн. Несмотря на то, что снизилась доля перевозок некоторых конкретных грузов (кокс, руда железная и марганцевая, лом черных металлов, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, руда цветная, химикаты и сода),благодаря выросшим перевозкам каменного угля, нефти и нефтепродуктов, цемента, зерна, строительных грузов, промышленного сырья, в целом удалось сохранить положительную динамику к уровню прошлого года как в общем по грузовым перевозкам, так и грузооборота, который составил 2222 млрд. тарифных т-км, что на 4,4 % выше, чем в 2011 году.

 

 

4. Управление качеством в ОАО РЖД.

Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО «РЖД».

Корпоративная система управления качеством в ОАО «РЖД» в настоящее время находится в стадии проектирования.

Целями разработки и внедрения корпоративной интегрированной системы управления качеством являются: достижение системного улучшения обеспечения безопасности движения на основе контроля качества выполнения всех технологических операций в процессе перевозки, а также в процессе ремонта и подготовки подвижного состава; снижение издержек ОАО «РЖД» за счет оптимизации бизнес- и технологических процессов на основе их совершенствования, выявления резервов и снижения непроизводительных или неэффективных расходов ресурсов; существенное повышение качества предоставляемых услуг для освоения новых, ранее не доступных рынков, а также укрепления конкурентных позиций и усиления присутствия на существующих рынках; комплексное развитие кадрового потенциала, в том числе на основе эффективного решения вопросов мотивации персонала за счет формирования в рамках системы управления качеством прозрачных и объективных критериев оценки качества работы каждого сотрудника ОАО «РЖД»; достижение необходимого уровня качества процессов и услуг непосредственно зависит от уровня квалификации и профессионализма работников ОАО «РЖД».

Результатом достижения поставленных целей станет ликвидация существующих проблем и «узких мест», препятствующих укреплению позиций ОАО «РЖД» на ключевых рынках, росту рентабельности активов и развитию кадрового потенциала.

 

5.Состав и динамика численности  персонала ОАО РЖД. Служба экономики и финансов.

На конец 2012 года списочная численность работников ОАО «РЖД» снизилась на 102 282 человека и по состоянию на 31 декабря 2012 года составила 976 116 человек.

Компания выполнила свои обязательства по приему студентов, окончивших вузы и техникумы по целевому набору, и лиц, вернувшихся из рядов Вооруженных Сил России – 12,9 тыс. человек.

Удельный вес категорий персонала в общей численности распределяется следующим образом: рабочие - 68,6% (670 088 человек); руководители – 6,9% (67 417 человек); специалисты – 20,8% (202 964 человека); служащие – 3,7% (35 647 человек).

В 2012 году повысился уровень образования персонала в ОАО «РЖД»: численность работников с высшим образованием составила 20,9% от общей численности (рост к началу года на 1,9%); численность работников со средним профессиональным образованием составила 25,5% (рост к началу года на 0,6%).

Кадрового дефицита основных рабочих профессий Компании в целом за 2012 год не наблюдалось. Укомплектованность кадров по Компании составила 98,2% к штатному расписанию (в 2011 году - 97,9%).

Доля молодых работников Компании в возрасте до 30 лет увеличилась за год на 4,0% и составила 26,9%. Средний возраст работников Общества составляет 39,7 лет. Из  общего числа  работников  количество женщин  составляет  301 097 человек (30,8%), что на 3,3% меньше по сравнению с началом года. Женщины занимают 51,6% всех должностей руководителей и специалистов Компании, их численность на должностях  этих категорий  составляет 139 809 человек.

Текучесть кадров за 2012 год в целом по Компании снизилась на 0,6% к аналогичному периоду прошлого года и составила 9,0%.

Необходимо отметить снижение процента текучести к аналогичному периоду прошлого года по всем основным хозяйствам и ведущим профессиям: осмотрщики вагонов – на 1,3%; приемосдатчики груза и багажа – на 1,1%; машинисты тепловозов – на 1,1%;машинисты электровозов – на 0,7%; электромонтеры контактной сети – на 0,7%; электромонтеры СЦБ – на 0,5%. Вместе с тем, увеличилась текучесть дежурных по станциям на 0,2%.

В основном, все задачи, поставленные на 2012 год правлением ОАО «РЖД» в области управления персоналом, выполнены.

Проводимая в 2012 году работа по реализации стратегии развития кадрового потенциала в целом обеспечила потребности филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» в квалифицированных кадрах. Повысили квалификацию 80557 руководителей и специалистов Компании.

Информация о работе Отчет по экономической практике в ОАО «РЖД»