Оценка бизнеса ООО «Аврора»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе данной работы подробно освещаются цели и причины проведения оценки стоимости бизнеса. Рассматриваются стандарты стоимости бизнеса. Даются различные точки зрения современных экономистов по данной тематике.
Во второй главе на примере ООО «Аврора» проведена оценка стоимости бизнеса.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1 Оценка бизнеса как экономическая категория
1.2 Методическая база оценки стоимости предприятия
1.2.1Затратный подход
1.2.2 Рыночный подход
1.2.3 Доходный подход
Глава 2. Оценка стоимости предприятия ООО «АВРОРА»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Аврора»
2.2 Оценка стоимости по затратному подходу (методу скорректированных чистых активов)
2.3 Подход сравнительного анализа продаж
2.4 Оценка доходным подходом
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

оценка бизнеса ООО Аврора.docx

— 87.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

1.1 Оценка  бизнеса как экономическая категория

1.2 Методическая  база оценки стоимости предприятия

1.2.1Затратный  подход

1.2.2 Рыночный  подход

1.2.3 Доходный  подход

Глава 2. Оценка стоимости предприятия ООО «АВРОРА»

2.1 Краткая  экономическая характеристика ООО «Аврора»

2.2 Оценка  стоимости по затратному подходу  (методу скорректированных чистых  активов)

2.3 Подход  сравнительного анализа продаж

2.4 Оценка  доходным подходом

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

В мировой  практике используется множество различных  подходов к оценке стоимости компаний, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки пока еще уделяется  явно недостаточное внимание. Здесь  особо следует сказать о том, что при проведении оценочных  работ в российских компаниях  многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.

В российских компаниях накоплен некоторый положительный  опыт в осуществлении рыночной оценки стоимости бизнеса, определении  затрат на инвестиции и т.д.  При  оценке стоимости бизнеса определенное внимание заслуживают вопросы использования  методов оценки. Существующие ныне за рубежом и в нашей стране методы оценки стоимости бизнеса  можно вместить в рамки более  или менее объемных классификаций. В основе этих классификаций, как  правило, находятся: методологические, экономические, рыночные, временные, имущественные  и другие признаки. В этой работе будут рассмотрены наиболее часто  встречающиеся подходы к вопросам применения методов оценки у зарубежных и отечественных специалистов.

Каждый из подходов, применяемых в современной  теории оценки стоимости бизнеса, обладает как некоторыми преимуществами, так  и определенными недостатками. В  этой связи следует констатировать, что в современной теории оценок преобладают группировки методов  оценки по формальным признакам, но недостаточное  внимание уделяется методам оценки по временному признаку, который является важным критерием в определении  изменений стоимости и цены объекта, находящегося в процессе перенесения  своей стоимости на товар, т.е. функционирующего капитала.

Таким образом, целью данной работы является оценка стоимости предприятия на основе анализа применяемых в настоящее  время современных методик оценки стоимости бизнеса.

Для достижения поставленной цели решены следующие  задачи:

исследовать существующие точки зрения на оценку бизнеса;

рассмотреть существующие концептуальные подходы  при реструктуризации бизнеса;

проанализировать  существующие методики оценки стоимости  бизнеса;

оценить стоимость  бизнеса на реальном примере;

Оценку бизнеса  по ее предмету с самого начала нельзя смешивать с анализом финансово-хозяйственной  деятельности компании (например, на основе исследования коэффициентов, рассчитываемых по бухгалтерскому балансу компании), который тоже иногда в «обывательском»  смысле склонны называть оценкой  того, как в компании осуществляется бизнес. Оценка бизнеса всегда отвечает на прямой вопрос: «сколько стоит или  сколько может стоить бизнес?».

В первой главе  данной работы подробно освещаются цели и причины проведения оценки стоимости  бизнеса. Рассматриваются стандарты  стоимости бизнеса. Даются различные  точки зрения современных экономистов  по данной тематике.

Во второй главе на примере ООО «Аврора» проведена оценка стоимости бизнеса.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

 

1.1 Оценка бизнеса как экономическая категория

 

С развитием  отечественной рыночной экономики  у российского собственника, наконец, появилась возможность по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим  ему движимым и недвижимым имуществом, вкладывать свои средства в бизнес или продавать его. Но практически  у каждого, кто собирается реализовать  свои права собственника, возникает  множество вопросов. Один из главных - вопрос оценки стоимости собственности, в том числе и бизнеса.

Процесс интеграции российской экономики в мировую  рыночную систему протекает не только в материальной сфере, но и оказывает  влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее  число российских компаний управляются  с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.

Действительно, именно создаваемая для акционеров стоимость в долгосрочной перспективе  является наилучшим критерием оптимальности  принимаемых управленческих решений. Именно держатели акций, являясь  остаточными претендентами на денежные потоки компании, для принятия решений  нуждаются в отличие от любого другого круга заинтересованных лиц (менеджеров, наемных рабочих, общества в целом) в максимально полной информации, мыслят долгосрочными категориями  и должны эффективно управлять всеми  денежными потоками компании.

Существующие  за рубежом теории оценки стоимости  компаний и их активов имеют многовековую историю. В частности, правила экспертной оценки бизнеса по продажной рыночной стоимости были разработаны известным  немецким ученым - математиком Г. Лейбницем  еще в XVIII веке. Первые упоминания об оценке как методе бухгалтерского учета  и рекомендации по его использованию при учете в продажных ценах и по себестоимости появились еще раньше - в XVI веке в трудах основоположников бухгалтерского учета Л. Пачоли и А. ди Пиетро. Сложившиеся за рубежом традиции и основные подходы, не только суммирование затрат по конкретному имущественному объекту в денежном выражении, но и множество других весьма интересных методов, вполне могут быть применимы для проведения оценки бизнеса в современных российских условиях.

Иногда среди  специалистов возникает мнение о  том, что профессиональная оценка не является самостоятельной областью научных знаний, поскольку для  ее осуществления используются различные  методы, сформированные в рамках других наук: учетные оценки - заимствованы из бухгалтерского учета, финансовые - из теории финансов, рыночные - из макроэкономики и т.д. Возможно, с этим и следовало  бы согласиться, но дело в том, что  именно благодаря данному направлению  научных знаний были обобщены различные  методы оценки, применяемые в математике, естественных, экономических науках, и выработаны практические рекомендации по их применению.

В современных  условиях любой объект собственности  может являться источником дохода и  объектом рыночной сделки, в том  числе таким объектом являются и  права собственника. Владелец бизнеса  имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать, т.е. бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми  присущими ему свойствами, и как  всякий товар бизнес обладает полезностью  для покупателя. Но это товар особого  рода.

Во-первых, это  товар инвестиционный, те есть товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты  и доходы разъединены в будущем. Причем размер ожидаемой прибыли  не известен, имеет вероятностный  характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться  может как вся система в  целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы, то есть товаром становится уже не бизнес, а отдельные его составляющие.

В-третьих, потребность  в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность  бизнеса как товара – потребность  в регулировании купли-продажи.

Особенностью  процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом одних лишь затрат на создание или  приобретение оцениваемого объекта. Она  обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень  и модель конкуренции, экономические  особенности оцениваемого объекта, его рыночную популярность и известность (гудвилл), макро- и микроэкономическую среду обитания объекта.

Существует  ряд проблем, связанных с оценкой  стоимости бизнеса (компании), которые  условно можно разделить на две  категории:

-  оценка стоимости активов компании;

- оценка стоимости собственного  капитала компании, доли в собственном  капитале или пакета акций.

Первая группа оценок связана с ситуациями, когда  предполагаются сделки с имуществом компании, внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал, ликвидация компании. В зависимости от объекта  оценки (недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы) используются соответствующие подходы и методы оценки этих активов. Строго говоря, оценка активов не является оценкой компании как хозяйствующего субъекта. Неправомерно отождествлять оценку стоимости акций с оценкой активов компании. Оценка активов, как основа для оценки пакета акций или капитала компании, применима в некоторых случаях или для некоторых типов компаний (например, холдинговых или инвестиционных). Оценка второй группы необходима в случае предполагаемой продажи компании или пакета акций, залога ценных бумаг компании, слияния или поглощения, принятия решения о дополнительной эмиссии ценных бумаг [12 с. 37].

Весь процесс  оценки стоимости бизнеса (компании) напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. Правильное определение цели - одна из важнейших  задач начального этапа работ  по оценки стоимости бизнеса. Без  четкого понимания проблем клиента  и того, какую функцию будет  выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методику проведения исследования, ни требуемую  базу оценки. Решение задачи осложняется  также тем, что руководители или  собственники компании пытаются решить разные проблемы в рамках одной работы. Достаточно типична ситуация, когда  заказчик одну и ту же оценку предполагает использовать для переоценки основных фондов предприятия, оценки имущества, вносимого в качестве вклада в  уставный капитал, и для принятия решения о реструктурировании компании. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость  использования той или иной методики. Наиболее часто в мировой практике оценка бизнеса (компании) производится в следующих целях:

Повышения эффективности  текущего управления компанией;

Определения стоимости ценных бумаг в целях  купли-продажи акций компаний на фондовом рынке. Для принятия обоснованного  инвестиционного решения необходимо оценить собственность компании и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а  также возможные будущие доходы от компании;

Определение стоимости бизнеса в случае его  купли-продажи целиком или по частям;

Реструктуризация  компании. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации компании, слияния, поглощения либо выделения  самостоятельных предприятий из состава холдинга;

Разработка  планов развития компании. В процессе стратегического планирования возможно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

Определение кредитоспособности компании и стоимости  залога при кредитовании;

Страхование, в процессе которого возникает необходимость  определения стоимости активов  в преддверии потерь;

Налогообложение; [30 с. 27].

Понятие стоимости  бизнеса (компании) имеет множество  интерпретаций. Общепринятые стандарты  стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к  оценке. В литературе, посвященной  оценке стоимости бизнеса (компании) различают четыре основных стандарта  оценки:

обоснованной  рыночной стоимости;

обоснованной  стоимости;

инвестиционной  стоимости;

внутренней (фундаментальной) стоимости;

Все указанные  стандарты предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том  числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или  его долей.

Основные  различия указанных стандартов сводятся к следующему.

Стандарт  обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного  проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.

Стандарт  обоснованной рыночной стоимости самым  серьезным образом ограничивает возможности применения сколь-либо сложных методов оценки бизнеса, так как они подразумевают  привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно  сказать, что единственным подходом к оценке бизнеса, который действительно  отвечает указанному стандарту, является рыночный подход. Только в нем используется общедоступная для всех рыночная информация.

Однако рыночный подход к оценке бизнеса может  быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке имущественных  комплексов его нельзя применить, так  как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы  не котируются и информация по ним  не публикуется.

Стандарт  обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.

Информация о работе Оценка бизнеса ООО «Аврора»