Оценка и пути повышения рентабельности промышленной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основании теоретических исследований проблемы повышения прибыли и рентабельности предприятия, анализа ее состояния найти возможные конкретные пути ее решения, доказав их целесообразность и эффективность. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
– определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
– выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности
– определить пути повышения рентабельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленной организации…………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность и особенности формирования прибыли……5
1.2. Рентабельность – важнейший качественный показатель хозяйственной деятельности……………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………15
2.1. Оценка динамики прибыли……………………………………………….17
2.2. Оценка динамики рентабельности……………………………………….18
2.3. Количественная оценка влияния факторов на сумму и уровень рентабельности…………………………………………………………………21
2.4. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции……..21
ГЛАВА 3. Резервы и пути повышения рентабельности хозяйственной деятельности……………………………………………………………………24
3.1. Эффективности использования производственного потенциала………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 188.32 Кб (Скачать файл)
  1. рентабельность предприятия или рентабельность общая, определяемая по формуле:

    (13)

2) рентабельность  реализованной продукции (РРП), определяемой по формуле:

 (15)

4)  рентабельность  продаж или рентабельность оборота:

          (16)

Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции.

5)   рентабельность товарной продукции:

        (17)

Каждый из показателей рентабельности выполняет свою функцию, отражает эффективность того или иного вида деятельности и имеет практическое значение. Все показатели рентабельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Величина (уровень) показателей рентабельности зависит от эффективности использования ресурсов предприятия (основных и оборотных производственных фондов), от величины произведенных затрат на изготовление и реализацию продукцию, что наглядно видно из приведенных ранее формул. А так же методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на промышленную продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.

Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи.

На изменение рентабельности оказывают влияние, как и на изменение прибыли такие же факторы (Рисунок 4).

При анализе рентабельности основной деятельности предприятия (производства) необходимо учесть следующие особенности:

  1. Рентабельность основной деятельности организации является примером смешанной, комбинированной модели:

    (18)

Чтобы использовать метод цепных подстановок при анализе, необходимо абсолютные величины (количественные) преобразовать в относительные.

  1. Для преобразования формулы рентабельности основной деятельности (Росн) целесообразно использовать метод сокращения, т.е. числитель и знаменатель формулы разделить на один и тот же показатель:

    (19)

где Рпрод– рентабельность продаж;

Фёмк– фондоёмкость, рассчитанная по объёму реализованной продукции.

Кзакр– коэффициент закрепления нормируемых оборотных средств.

Расчет методом цепной подстановки выполняется в следующей последовательности:

 

  1.     или    (20)
  2. Определяестя влияние факторов на      Росн :

   (21)        (22)                                             (23)

                 (24)

Таким образом, можно проследить изменение рентабельности основной деятельности и определить степень влияния на нее таких факторов как рентабельности продаж, фондоемкости и коэффициента закрепления нормируемых оборотных средств.

 

 

 

Глава 2.Анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности СП «Брювинг Индустри Суплайс» ООО

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Брювинг Индустри Суплайс»

 

Совместное предприятие «Брювинг Индустри Суплайс - Бис» Общество с ограниченной ответственностью было создано 20 октября 2010 года в городе Пермь года соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятие является юридическим лицом согласно законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, открывать расчетный, валютный и другие счета в учреждениях банков, иметь печати, штампы и иные реквизиты со своим наименованием.

Основной целью деятельности является осуществление хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между Участниками пропорционально их вкладам в Уставный фонд совместного предприятия.

Продукцией производства СП «Брювинг Индустри Суплайс - Бис» ООО являются: столярные изделия, стандартные погонажные изделия (вагонка, доска половая  и пр.), а также клееный строительный брус.  

В деревообрабатывающем производстве основными видами сырьевых ресурсов является древесина хвойных и мягколиственных пород. СП «Брювинг Индустри Суплайс - Бис» ООО  в своей деятельности применяет древесину хвойных пород, из которых сосна  и ель составляют по 50 %, поставка которой осуществляется как из лесхозов и леспромхозов РФ, так и с Брянской области Российской Федерации, в соотношении 40÷60. Поставка сырья и материалов осуществляется автомобильным транспортом.

 

Потребность в материальных ресурсах для осуществления производственной деятельности предприятия определяется методом прямого счета путем перемножения норм расхода материальных ресурсов на планируемый объем производства каждого вида продукции.

Сегментом рынка для продукции, совместное предприятие «Брювинг Индустри Суплайс - Бис» ООО, с географической точки зрения, является:

- для  столярных и погонажных изделий

- для  клееного бруса – Дания.

В рамках выделенных сегментов потенциальными покупателями  продукции являются:

- на  рынке дальнего зарубежья:

- оптово-закупочные фирма (100%);

- на  внутреннем рынке:

- строительные  фирмы, занимающиеся постройкой  жилых  и общественных зданий (63 %),

- частные  клиенты, ведущие строительство  собственными силами коттеджей, дач, саун  пр. (14%),

- оптово-закупочные  фирмы (23%).

 

На основании данных таблицы 2 можно проследить изменения основных показателей деятельности организации за 2011-2012 гг. Объем произведенной продукции и выручка от реализации увеличились в 2009г соответственно на 7,56% и 10,49%, однако за счет увеличения себестоимости на 35,49%, прибыль от реализации снизилась на 28,63%, что составило 177 млн. рублей, следовательно и затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 25,97%. Чистая прибыль в 2012 году увеличилась на 5 млн. р. Годовая выработка одного работника увеличилась почти в 2 раза, поскольку в 2012 году произошло увеличение произведенной продукции на 83 млн. руб. и уменьшение среднесписочной численности на 1-го рабочего.

 

 

2.1. Оценка динамики прибыли

Рассмотрим динамику изменения прибыли по итогам 2011-2012гг. Данные из Баланса сведем в таблицу для дальнейшего анализа.

 

 

Прибыль от реализации рассчитаем по формуле 1:

Прибыль отчетного года составила (в 2009 году 18 млн. руб. составили расходы не учитываемые при налогообложении, но их сумма вошла в прибыль до налогообложения ):

 

 

           Как следует из данных таблицы 3 и рисунка 2, за последний год выручка от реализации продукции, работ, услуг СП «БРЮВИНГ ИНДУСТРИ СУПЛАЙС – БИС» ООО увеличились, однако себестоимость так же увеличилась, поэтому прибыль от реализации выросла  в 1,25 раза.

На основании данных таблицы определим структуру одного рубля выручки от реализации продукции в 2012 и 2011 годах и изменение этой структуры.

         На основании данных таблицы можно проанализировать изменения в структуре одного рубля выручки от реализации продукции, работ, услуг за счет:

- роста  себестоимости реализованной продукции  на 0,14 руб. (0,75-0,61);

- снижения  коммерческих расходов  на 0,15 руб.(0,16-0,31);

- увеличения  прибыли на 0,01 руб.(0,09-0,08).

Таким образом, можно заметить, что основными факторами, влияющими на прибыль, являются коммерческие расходы.

Используя данные таблицы 3 определим также влияние факторов на формирование прибыли до налогообложения в отчетном и предшествующем году, а также изменения степени влияния факторов в 2012 году по сравнению с 2011. Прежде чем рассчитывать влияние факторов на формирование прибыли, необходимо учесть, что в прибыль отчетного года до налогообложения вошли расходы, не учитываемые при налогообложении, и составляли 18 млн.р., следовательно, сумму прибыли для анализа составит 127 млн.р. (145-18).

1) влияние  прибыли от реализации продукции:

2) влияние  прочих операционных доходов:

 

3) влияние  прочих операционных расходов:

4) влияние  внереализционных доходов:

5) влияние  внереализционных расходов:

105,512 + (10,236-15,748)= 100 %

Таким образом, в общей величине прибыли отчетного года до налогообложения основную долю занимает прибыль от реализации продукции (105,512%). Превышение прочих операционных расходов над прочими операционными доходами снизило величину прибыли на 5,512 %.

2.2. Оценка динамики рентабельности

Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, поэтому для более наглядной картины деятельности предприятия, рассчитаем показатели, необходимые для расчета рентабельности.

          Доходы предприятия включают в себя доход от реализации, операционный и внереализационный доход:

Д2011= 1344+2+17=1363 млн. руб.

Д2012= 1485+0+12=1497 млн. руб.

Доля реализованной продукции в доходах предприятия составила:

УРП2011=1344/1363=0,9861

УРП2012=1485/1497=0,9920

Себестоимость реализованной продукции полная:

СРП2011=820+417=1237 млн. руб.

СРП2012=1111+240=1237 млн. руб.

Прибыль от производства (объем произведенной продукции без затрат на производство):

ПТП2011=1098-991=107 млн. руб.

ПТП2012=1181-1047=134 млн. руб.

Прибыль предприятия (доходы - расходы):

П2011=1363-1247=116 млн. руб.

П2012=1497-1352=145 млн. руб.

Прибыль от реализации продукции (реализованная продукция – себестоимость):

ПРП2011=1344-1237=107 млн. руб.

ПРП2012=1485-1351=134 млн. руб.

 

 

Доля прибыли от реализации продукции в прибыли предприятия (отношение прибыли предприятия к прибыли от реализации продукции):

УПРП2011=107/116=0,9224

УПРП2012=134/145=0,9241

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов составляла:

ОПФсред2011=(615+577)/2=596 млн. руб.

ОПФсред2012=(534+577)/2=555,5 млн. руб.

 

Среднегодовая стоимость оборотных средств составляла:

ОбСсред2011=(793+811)/2=802 млн. руб.

ОбСсред2012=(928+811)/2=870 млн. руб.

Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств составляла:

ОбСсред2011=(155+209)/2=182 млн. руб.

ОбСсред2012=(209+248)/2=228,5 млн. руб.

Расчет рентабельности:

- производственной  продукции (формула 17):

РТП2011=107/991*100=10,80

РТП2012=134/1047*100=12,80

- реализованной  продукции (формула 15):

РРП2011=107/1237*100=8,65

РРП2012=134/1351*100=9,92

- продаж (формула 16):

Рпрод2011=107/1344*100=7,96

Рпрод2012=134/1485*100=9,02

- основной  деятельности (формула 14):

Росн.д.2011=107/(596+182)*100=13,75

Росн.д.2012=134/(555,5+228,5)*100=17,09

 

- предприятия (формула 13):

Рорг.2011=116/(596+802)*100=8,30

Рорг.2012=145/(555,5+870)*100=10,17

 

На основании вышеприведенных данных в таблице 5 и на рисунке 3, прежде всего можно отметить, что рентабельность основной деятельности организации возросла в 2009 году на 3,34%, а так же прослеживается положительная динамика изменений во всех рассчитанных показателях рентабельности.

2.3. Количественная оценка влияния  факторов на сумму и уровень  рентабельности

Выполним анализ рентабельности основной деятельности организации.

Для этого используем метод цепной подстановки, описанный выше.

Информация о работе Оценка и пути повышения рентабельности промышленной организации