Оценка и пути повышения рентабельности промышленной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основании теоретических исследований проблемы повышения прибыли и рентабельности предприятия, анализа ее состояния найти возможные конкретные пути ее решения, доказав их целесообразность и эффективность. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
– определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
– выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности
– определить пути повышения рентабельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Прибыль и рентабельность – важнейшие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности промышленной организации…………………………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность и особенности формирования прибыли……5
1.2. Рентабельность – важнейший качественный показатель хозяйственной деятельности……………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………15
2.1. Оценка динамики прибыли……………………………………………….17
2.2. Оценка динамики рентабельности……………………………………….18
2.3. Количественная оценка влияния факторов на сумму и уровень рентабельности…………………………………………………………………21
2.4. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции……..21
ГЛАВА 3. Резервы и пути повышения рентабельности хозяйственной деятельности……………………………………………………………………24
3.1. Эффективности использования производственного потенциала………24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 188.32 Кб (Скачать файл)
    1. По формуле (20) рассчитаем ∆Росн=0,17092-0,13753= +0,03339
  1. Определим влияние факторов на ∆Росн, используя формулы (21), (22), (23):

 

Росн(Рпрод)=0,09024/(0,13542+0,44345)-0,13753=0,15588-0,13753=0,01835

Росн(Фёмк)=0,09024/(0,13542+0,37407)-0,29526=0,17711-0,15588=0,02123

Росн(Кзакр)=0,17092-0,17711=-0,00619

∆Росн=∆Росн(Рпрод)+ ∆Росн(Фёмк)+ ∆Росн(Кзакр)=0,01835+0,02123-0,00619=0,03339 или на 3,339 п.п. (процентных пункта)

 

Таким образом рентабельность основной деятельности (Росн) в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 3,339 (17,092%-13,753%).

При этом максимальное влияние на увеличение рентабельности основной деятельности оказало улучшение использования ОПФ-63,58%,  рост рентабельности продаж (54,965%), оборотных средств – 18,545% .

  2.4. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции

Поскольку прибыль от реализации продукции имеет непосредственное отношение к рентабельности основной деятельности предприятия, увеличение которой, как описывалось выше, влечет за собой повышение рентабельности и почти полностью формирует всю прибыль предприятия, то следует провести и ее анализ.

  1. На основании вышеописанного метода, используя формулу 2 и 3, определим влияние роста объема реализованной продукции (VРП ) на DПРП   :

млн.р.

Т.е. за счет роста объема реализации прибыль увеличилась на 9,8654млн.р.

2)  Рассчитаем  влияние изменения себестоимости  реализованной продукции на изменение  прибыли от реализации продукции (DПРП с ) с помощью формулы 4:

млн.руб.

Т.е. уменьшение затрат на один рубль реализации с 0,9204 р. до 0,9098р., т.е. на 0,0106 р. привело к увеличению прибыли в отчетном 2012 году по сравнению с базисным 2011 годом на 15,741 млн.р.

 

3)      На основании формулы 5 рассчитаем  влияние структурных сдвигов:

 млн.р.

Т.е. за счет уменьшения в отчетном 2012 году доли менее рентабельной продукции прибыль от реализации увеличилась на 1,3589 млн. р.

А суммарное влияние факторов составило в абсолютном выражении (формула 6):

 млн.р.

Относительное, т.е. в процентах, влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции в отчетном 2012 году по сравнению с базисным 2011 годом составило:

    1. влияние изменения объема реализации:

    1. влияние изменения себестоимости:

    1. влияние изменения структурных сдвигов:

 

 

 

 Таким образом, основное влияние на изменение прибыли от реализации продукции оказало снижение затрат на один рубль реализации, что привело к увеличению прибыли на 58,24% или 15,7746 млн.р. Уменьшение доли менее рентабельной продукции так же увеличило прибыль от реализации продукции на 5,06 % или на 1,3645 млн. р. За счет роста объема реализации прибыль увеличилась на 9,8654 млн. р. или 36,52%.

Глава 3.  Резервы и пути повышения рентабельности хозяйственной деятельности  СП «БРЮВИНГ ИНДУСТРИ СУПЛАЙС – БИС» ООО за счет повышения

3.1 Эффективности использования производственного потенциала

Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.

        К основным факторам, оказывающим  непосредственное воздействие на  увеличения уровня рентабельности  на предприятиях, относятся:

  • Рост объема производства продукции;
  • Снижение ее себестоимости;
  • Сокращение времени оборота основных производственных фондов и        оборотных средств;
  • Рост массы прибыли;
  • Лучшее использование фондов;
  • Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;
  • Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.

Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается увеличение рентабельности хозяйственной деятельности.

Рентабельность основной, производственной деятельности увеличилась на 3,34%, основной причиной увеличения  послужило улучшение использования основных производственных фондов СП «БРЮВИНГ ИНДУСТРИ СУПЛАЙС - БИС» ООО.

Показатели рентабельности тесно связаны с величиной прибыли, которая в свою очередь зависима от себестоимости продукции и размера выручки от деятельности предприятия.

Рассмотрим возможные пути увеличения прибыли и уменьшения затрат на примере расчета калькуляции отдельного вида товара:

 

На основании данных таблицы 7, можно проследить формировании отпускной цены и производственной себестоимости товара. С целью поиска путей повышения рентабельности сократим общепроизводственные (с 30% до 20%) и общехозяйственные (с 10% до 5%) расходы от з/п основных производственных рабочих, а получение прибыли запланируем в размере 30%.

 

На основании данных таблицы 9 предположим, что в 2012 году были проведены предложенные мероприятия и в показателях произошли следующие изменения:  увеличение выручки от реализации продукции согласно расчету на 1,0786 (допустим увеличение доходов на ту же величину), и уменьшение производственной себестоимости согласно коэффициенту 0,9956.

Произведем перерасчет  показателей и определим основные изменения.

 

Доходы, объем реализованной и товарной продукции предприятия увеличиваем согласно коэффициенту пересчета:

Д2012= 1497*1,0786=1615 млн. руб.

РП2012=1485*1,0786=1602 млн.руб.

ТП2012=1181*1,0786=1274 млн.руб.

Доля реализованной продукции в доходах предприятия составила:

УРП2012=1602/1615=0,9920

Себестоимость реализованной продукции, расходы предприятия и затраты на производство сократим на коэффициент пересчета:

СРП2012=1111*0,9956+240=1346 млн. руб.

СТП2012=1047*0,9956=1042 млн.руб.

Р2012=1111*0,9956+240+0+0+19-18=1347 млн.руб.

Прибыль от производства (объем произведенной продукции без затрат на производство):

ПТП2012=1247-1042=231млн. руб. (с учетом округления)

Прибыль предприятия (доходы - расходы):

П2012=1615-1347=268 млн. руб.

Прибыль от реализации продукции (реализованная продукция – себестоимость):

ПРП2012=1602-1346=256 млн. руб.

Доля прибыли от реализации продукции в прибыли предприятия (отношение прибыли предприятия к прибыли от реализации продукции):

УПРП2012=231/268=0,9554

Расчет рентабельности:

- производственной  продукции (формула 17):

РТП2012=231/1042*100=22,20

- реализованной  продукции (формула 15):

РРП2012=256/1346*100=18,99

- продаж (формула 16):

Рпрод2012=256/1602*100=15,96

- основной  деятельности (формула 14):

Росн.д.2012=256/(555,5+228,5)*100=32,60

- предприятия (формула 13):

Рорг.2012=268/(555,5+870)*100=18,77

На основании полученных данных проведем сравнительный анализ изменений показателей рентабельности:

 

После проведения мероприятий по сокращению затрат и увеличению прибыли, произошли значительные изменения в основных показателях деятельности предприятия.

Показатели рентабельности с учетом пересчета в 2012 году по отношению к фактическим показателям 2012 года увеличились:  рентабельность произведенной продукции на 11,4%, рентабельность реализованной продукции на 9,07%, продаж на 6,94%, основной деятельности на 15,51%, предприятия на 8,6%.

Однако это только один из вариантов улучшения положения предприятия.

 

 

 

 

Заключение

Рентабельность  характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. В ходе выполнения работы были рассмотрены следующие показатели рентабельности: произведенной продукции, реализованной продукции, продаж, основной деятельности, предприятия.

В ходе проведения анализа, выяснили влияние факторов на рентабельность основной деятельности и на прибыль от реализации продукции.

Анализ уровня и динамики показателей рентабельности проводился на примере бухгалтерской финансовой отчетности СП «БРЮВИНГ ИНДУСТРИ СУПЛАЙС - БИС» ООО за 2011-2012гг.

Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается увеличение рентабельности хозяйственной деятельности. Так, например, рентабельность произведенной продукции увеличилась на 2,00%; рентабельность реализованной продукции – на 1,27%; рентабельность продаж – на 1,06%; рентабельность основной деятельности – на 3,34%; рентабельность предприятия – на 1,87%

На основании проведенного анализа основной деятельности предприятия выяснилось, что максимальное влияние на увеличение рентабельности оказало улучшение использования ОПФ - 63,58%, рост рентабельности продаж в свою очередь оказал влияние на 54,965%, а оборотные средства – 18,545%.

Другим, не менее важным фактором, оказавшим влияние на рентабельность является увеличение прибыли от реализации. Основное влияние на изменение прибыли от реализации продукции оказало снижение затрат на один рубль реализации, что привело к увеличению прибыли на 58,24% или 15,7746 млн.р. Уменьшение доли менее рентабельной продукции так же увеличило прибыль от реализации продукции на 5,06 % или на 1,3645 млн. р. За счет роста объема реализации прибыль увеличилась на 9,8654 млн. р. или 36,52%.

Цель данной работы состояла в анализе прибыли и рентабельности предприятия в складывающихся условиях экономики, а также выявлении возможных путей повышения данных показателей. Данная цель была достигнута путем разработки конкретных предложений по повышению величины получаемой прибыли, и соответственно, увеличения уровня рентабельности производства.

В аналитическом разделе проведен анализ прибыли и рентабельности производства. Анализ показал, что в течение рассматриваемого периода предприятие функционировало достаточно эффективно:

  • выпуск и реализация продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличились на 83 млн. руб. и 141 млн. руб. соответственно;

– прибыль от реализации в 2009 г. увеличилась на 27 млн. р.;

  • коммерческие расходы уменьшились на 57,55%.

Однако в работе предприятия есть и некоторые отрицательные моменты:

– себестоимость реализованной продукции увеличилась на 35,49%;

– затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 25,97%;

– расходы предприятия увеличилась на 8,42%.

В проектной части были предложены мероприятия по уменьшению себестоимости за счет сокращения общепроизводственных (с 30% до 20%) и общехозяйственных (с 10% до 5%) расходов от з/п основных производственных рабочих, и увеличения прибыли до размера 30%, что позволило повысить прибыль на 0,087 млн. р. и рентабельность продукции на 4,26%.

Таким образом, основная цель курсового проекта была достигнута, а поставленные задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

список использованных источников

  1. Авдеенко В.И. Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия .-М.: Экономика, 2007
  2. Ермолович Л.Л. Анализ эффективности промышленного производства.-М.:Финансы и статистика, 2009
  3. Производственный потенциал промышленности./Под ред. Н.И.Иванова.-Киев, 2012
  4. Игольников, Г. Экономичность развития производства и основные фонды в промышленности Г. Игольников, С. Кузнецова, Г. Кужахметова// Экономист.- 2009 - №4. – С. 78-88.ББК  65.30-571 РФ
  5. Сергеев, И. В. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / И. В. Сергеев. – М. : Финансы и статистика, 2012.
  6. Маренков, Н. Л. Экономический анализ : учеб. для вузов / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2010.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. Пособие для вузов/ зайцев Н.Л. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 455 с.: Б.ц.ББК 65.291я3 Чз1-1
  8. Куликова, Г.А. Анализ основных фондов в промышленном производстве/ Г.А. Куликова// Бухгалтерский учет. – 2007. - №22. – С. 73-76. ББК 65.053.5 РФ
  9. Ильин, А.Н. Экономика  предприятия : краткий курс/ А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2012. – 236 с.: Б.ц.ББК 65.291я3 Аул-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Валовой доход

Материальные затраты

Оплата  труда

Прибыль

Себестоимость

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Выручка от реализации



Материальные затраты



Рисунок 1. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Прибыль от реализации продукции


 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4.Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

 

Таблица 1. Сведения о поставщиках сырья и материалов

 

№ п/п

 

Наименование сырьевых ресурсов

Поставщики

резиденты РБ

Поставщики

нерезиденты РБ

Цена поставщика без НДС, рубль (руб.)

Порядок оплаты, условия поставки

Цена поставщика без НДС, рубль (руб.)

Порядок оплаты, условия поставки

1.

Лесоматериал хвойный (сосна)

 

Предоплата, силами поставщика

 

Предоплата, силами поставщика

1.1.

Доска необрезная, за 1 куб.м

2800.7

-//-

2400.6

-//-

1.2.

Доска обрезная, за 1 куб.м

3800.95

-//-

3400.85

-//-

2.

Лесоматериал хвойный (ель)

 

Предоплата, силами поставщика

 

Предоплата, силами поставщика

2.1.

Доска необрезная, за 1 куб.м

2400.6

-//-

2200.55

-//-

2.2.

Доска обрезная, за 1 куб.м

3400.85

-//-

3200.8

-//-

3.

Клей, за 1 кг

-

-

200.05

Предоплата, силами поставщика

Информация о работе Оценка и пути повышения рентабельности промышленной организации