Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:21, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке практических рекомендаций по минимизации финансовых рисков предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть состояние отрасли, в которой функционирует предприятие;
2. Изучить организационно-экономическую характеристику предприятии;
3. Оценить основные финансовые риски, присущие данному акционерному обществу;
4. Предложить пути снижения риска.
5. Объектом работы являются финансовые риски, присущие транспортной отрасли.
ВВЕДЕНИЕ
Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. И современный бизнес невозможен без риска.
Риски, сопровождающие хозяйственную деятельность компании и генерирующие финансовые угрозы, объединяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее существенную роль в общем «портфеле рисков» компании. Существенное возрастание влияния финансовых рисков компании на результаты хозяйственной деятельности вызвано нестабильностью внешней среды: экономической ситуации в стране, появлением новых инновационных финансовых инструментов, расширением сферы финансовых отношений, изменчивостью конъюнктуры финансового рынка и рядом других факторов. Поэтому идентификация, оценка и отслеживание уровня финансовых рисков являются одной из актуальных задач в практической деятельности финансовых менеджеров.
Цель работы состоит в разработке практических рекомендаций по минимизации финансовых рисков предприятия.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Предметом исследования – управление финансовыми рисками ОАО «РЖД».
В качестве исходной информации при оценке финансовых рисков используется бухгалтерская отчетность предприятия: бухгалтерский баланс, фиксирующий имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Данная работа состоит из трёх глав. Первая посвящена рассмотрению состояния отрасли, в которой ведёт свою деятельность предприятие, а так же организационно-экономической характеристике этого предприятия. Во второй главе приведён анализ динамики и структуры компании за 3 года, анализ ликвидности баланса, финансовой устойчивости. И третья глава - это рекомендации по оптимизации рисков.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
В структуру транспортной отрасли входят железнодорожные, авиационные, автодорожные, водные перевозки. Для транспортной отрасли свою продукцию поставляют отдельные отрасли машиностроения. Такими отраслями являются авиастроение, производство подвижного состава, автомобилестроение, судостроение. На развитие транспорта федеральный и региональный бюджеты вкладывают 2% ВВП. В перспективе государство планирует увеличить финансирование отрасли до 4,8% ВВП.
Железнодорожный транспорт - основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) - наша страна уступает США, но грузооборот её железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира. Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле со стороны государства.
На долю морского транспорта приходится 38% всех грузоперевозок. Россия обладает крупным торговым флотом (более 5000 судов) и 33 морскими портами разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда. Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну, второе место занимает Балтийский бассейн. Внутренние судоходные пути России - более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте - 3,9%.
Авиационный транспорт охватывает перевозками почти все районы страны. Из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация - перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы.
Автомобильный транспорт - один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Сеть автомобильных дорог в России - около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твердое покрытие.
Основные преимущества отрасли:
1.Заинтересованность государства в крупномасштабных и экономически перспективных проектах;
2.Готовность государства к финансированию по схеме государственного частного партнерства;
3.Востребованность на внутреннем рынке;
4.Развитый рынок лизинговых услуг;
5.Льготный режим при ввозе некоторых видов транспорта иностранного производства.
Проблемы отрасли:
1.Несовершенство законодательства;
2.Возможность вмешательства государства в деятельность частных компаний;
3.Изношенность транспортной инфраструктуры;
4.Модернизация транспортной инфраструктуры и повышение качества транспортных услуг требуют значительного роста инвестиций;
5.80% транспорта требуют модернизации и замены;
6.Высокие риски и масштабность проектов;
7.Присутствие государственных монополий (РЖД);
8.Дефицит высококвалифицированных кадров (пилотов, самолетов, машинистов, механиков и др.);
9.Рост цен на горюче-смазочные материалы;
Крупнейшие транспортные компании:
1. ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) - одна из крупнейших транспортных систем мира.
2. Globaltrans Investment PLC - крупнейшая российская частная компания по железнодорожным грузовым перевозкам, второй крупнейший оператор на российском рынке грузовых железнодорожных перевозок по количеству единиц подвижного состава (после ОАО «РЖД» и ее дочерних компаний).
3. ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» - крупнейшая авиакомпания страны. Перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями - около 10 млн, т.е. примерно четвертую часть от общего числа пассажиров российского воздушного транспорта.
4. Группа компаний «Волга-Днепр» - основана в Ульяновске в 1990 году, контролирует долю в 52,4% мирового рынка негабаритных крупнотоннажных авиаперевозок.
5. Авиакомпания «Сибирь» (бренд S7 Airlines) - входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на внутренних воздушных линиях и в первую сотню - по основным производственным показателям.
6. ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип») и ОАО «Современный коммерческий флот» - крупнейшие российские судоходные компании.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Предприятие было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года
№ 384. 1 октября 2003 года - начало деятельности ОАО «РЖД».
Учредителем и единственным акционером акционерного общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
Главные цели деятельности
общества - обеспечение потребностей
государства, юридических и физических
лиц в железнодорожных
Виды услуг, предоставляемые ОАО «РЖД»:
1.Грузовые перевозки;
2.Пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
3.Пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
4.Предоставление услуг инфраструктуры;
5.Предоставление услуг локомотивной тяги;
6.Ремонт подвижного состава;
7.Строительство объектов инфраструктуры;
8.Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
9.Прочие виды деятельности.
Органы управления:
1.Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.
2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.
4.Правление общества.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РИСКОВ ОАО «РЖД
Для оценки экономической деятельности ОАО «РЖД» целесообразно проанализировать динамику и структуру активов и пассивов баланса за 2010 - 2012 годы (используются данные приложения 1).
Структура и динамика актива баланса за 2010-2012г.г.
Статьи баланса |
Сумма, млн.руб. |
Удельный вес,% |
Темп роста, % | ||||||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. | ||
1. Внеоборотные активы | |||||||||
Нематериальные активы |
5478 |
7491 |
8067 |
0,144 |
0,181 |
0,186 |
36,75 |
7,69 | |
Результаты исследований и разработок |
2881 |
2021 |
2290 |
0,076 |
0,049 |
0,053 |
-29,85 |
13,31 | |
Основные средства |
3031804 |
3178412 |
3413676 |
79,826 |
76,855 |
78,823 |
4,84 |
7,4 | |
Доходные вложения в материальные ценности |
12312 |
133161 |
152788 |
0,324 |
3,22 |
3,528 |
981,55 |
14,74 | |
Финансовые вложения |
444977 |
397843 |
407469 |
11,716 |
9,62 |
9,409 |
-10,59 |
2,42 | |
Прочие внеоборотные активы |
44772 |
46236 |
47421 |
1,179 |
1,118 |
1,095 |
3,27 |
2,56 | |
Итого по разделу 1 |
3542224 |
3765164 |
4031711 |
93,265 |
91,043 |
93,096 |
6,29 |
7,08 | |
2. Оборотные активы | |||||||||
Запасы |
65411 |
76505 |
77150 |
1,722 |
1,850 |
1,889 |
16,96 |
0,84 | |
Дебиторская задолженность |
109137 |
85968 |
81355 |
2,874 |
2,079 |
1,979 |
-21,23 |
-5,37 | |
Финансовые вложения(за исключением денежных эквивалентов) |
3234 |
6426 |
5002 |
0,085 |
0,155 |
0,216 |
98,7 |
-22,16 | |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
58420 |
180806 |
113541 |
1,538 |
4,372 |
2,822 |
209,49 |
-37,2 | |
Итого по разделу 2 |
255799 |
370434 |
299092 |
6,735 |
8,957 |
6,906 |
44,81 |
-19,26 | |
Баланс |
3798023 |
4135598 |
4330803 |
100 |
100 |
100 |
8,89 |
4,72 |
Наибольший удельный вес в структуре внеоборотных активов занимают основные средства. В 2010 году они составили 3031804млн.руб., а в 2012 году 3413676млн.руб. (78,823%), что на 381872млн.руб. больше, чем в 2010 году.
По сравнению с 2011 годом,
финансовые вложения в 2012 году выросли
на 2,42%. Возможно это связано с
развитием Байкало-Амурской магистрали,
в которую предприятие направил
Наименьший удельный вес занимают результаты исследований и разработок, которые в 2012 году составили всего лишь 0,053%.
Оборотные
активы ведут себя
Что касается запасов, то они растут с каждым годом: 1,722%, 1,850% и 1,889% в 2010, 2011,2012 годах соответственно. Рост величины запасов не всегда является положительный фактором. Предприятию нужно стремиться иметь оптимальную величину запасов, чтобы сокращать издержки по их хранению, возможно и их транспортировке.
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) в динамике ведут себя неоднозначно, в 2011 году темп прироста по ним составил 98,7%, в 2012 году они снизились более чем на 20%.
Значительный удельный вес в структуре оборотных активов занимает дебиторская задолженность, но с каждым годом она постепенно снижается, что говорит о том, что предприятие проводит политику в области снижения дебиторской задолженности.
Помимо структуры и динамики актива баланса, нужно рассмотреть также структуру и динамику пассива. Для этого так же воспользуемся данными приложения приложением 1.
Из таблицы 2 видно, что капитал и резервы ОАО «РЖД» увеличивались с каждым годом. Особенно быстрыми темпами рос добавочный капитал, темп прироста в 2012 году составил 223,63% по сравнению с 2011 годом. Он увеличился благодаря росту эмиссионного дохода, а так же за счёт средств полученных на увеличение уставного капитала.
Кроме того,
выросли долгосрочные и
Структура и динамика пассива баланса за 2010-2012 г.г.
Статьи баланса |
Сумма, млн.руб. |
Удельный вес,% |
Темп роста, % | |||||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. | |
3.Капитал и резервы | ||||||||
Уставный капитал |
1698128 |
1786716 |
1826877 |
41,711 |
42,003 |
42,183 |
5,22 |
2,25 |
Переоценка внеоборотных активов |
1172578 |
1254630 |
1251387 |
30,873 |
30,337 |
28,9 |
7 |
-0,26 |
Добавочный капитал(без переоценки) |
37177 |
26877 |
86981 |
0,979 |
0,650 |
2,008 |
-27,71 |
223,63 |
Резервный капитал |
8156 |
12079 |
12920 |
0,215 |
0,292 |
0,3 |
48,1 |
6,96 |
Нераспределённая прибыль(непокрытый убыток) |
248322 |
281199 |
303653 |
6,538 |
6,8 |
7,011 |
13,24 |
7,99 |
Итого по разделу 3 |
3164371 |
3361501 |
3481818 |
82,316 |
81,282 |
80,4 |
6,23 |
3,58 |
4.Долгосрочные обязательства | ||||||||
Заёмные средства |
261297 |
263241 |
359480 |
6,880 |
6,653 |
8,301 |
0,74 |
36,56 |
Итого по разделу 4 |
303341 |
316883 |
427775 |
7,987 |
7,662 |
8,988 |
4,46 |
34 |
5.Краткосрочные обязательства | ||||||||
Заёмные средства |
42826 |
120692 |
60167 |
1,128 |
2,918 |
1,389 |
181,82 |
-50,15 |
Кредиторская задолженность |
256875 |
299421 |
312329 |
7,027 |
7,24 |
7,212 |
16,56 |
4,31 |
Оценочные обязательства |
22651 |
28993 |
38647 |
0,596 |
0,701 |
0,892 |
27 |
33,3 |
Итого по разделу 5 |
330311 |
457214 |
421210 |
8,697 |
11,056 |
9,726 |
38,42 |
-7,87 |
Баланс |
3798023 |
4135598 |
4330803 |
100 |
100 |
100 |
8,89 |
4,72 |