Оценка эффективности и производительности труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении 20 века представления о доминирующих факторах эффективности организационной системы эволюционировали- от производительности труда к продуктивности, качеству, а затем развитию, совершенствованию и переменам самой системы. Это обусловлено технологическими изменениями в средствах производства, развитием научных подходов к исследованию организации, принятию управленческих решений по достижению поставленных целей.
В индустриальную эпоху основное внимание руководителей компаний было обращено на затраты организаций и поиск путей их сокращения. С начала до середины прошлого века, когда преобладал физический и механизированный труд, широкую популярность приобрели идеи Ф. Тейлора, рассматриваемые в ракурсе повышения производительности труда в достижении эффективности производства.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 5
Эффективность труда 5
1.1. Показптели эффективности труда 5
Глава 2. 8
Производительность труда, показатели и методы ее измерения. 8
2.1. Оценка затрат. 11
2.2. Оценка результата 13
2.3. Индексы производительности 14
2.4. Пакетный анализ данных 14

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка эффективности и производительности труда на предприятии..docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Можно пытаться учитывать и другие затраты- снабжение, материалы, оборудование, производственные мощности, если они могут быть корректно отнесены на стоимость оцениваемых услуг.

Показатели результатов, отнесенные к ЭПЗ, важнее для нижних уровней управления, где менеджеры не имеют возможности полностью контролировать денежные затраты и затраты на другие виды ресурсов, за исключением трудовых. Однако на других уровнях показатели, отражающие отношение результатов к денежным расходам на затрачиваемые ресурсы применяются чаще.

 

2.2.

Оценка результата.

Оценка результата- самый сложный элемент анализа производительности. Выбирая критерии оценке результата при анализе производительности труда, необходимо определить конечность точки зрения организации единицы, поддающиеся подсчету, достаточно однородные и неизменяющиеся со временем, пригодные для оценки качественных характеристик и отражающие существующую долю выполняемых агентством работ. Чтобы иметь возможность сравнивать показатели производительности различных подразделений (в рамках одной или разных структур), вид и критерии деятельности должны быть достаточно конкретизированы и детализированы, чтобы представлять однородный класс услуг. Если результаты измеряются в неоднородных единицах или меняются со временем, полученные показатели производительности не могут считаться корректно сопоставимыми.

Оценки результата не всегда отражают качественные различия или изменения качественных характеристик. В рамках обычного подхода к оценке производительности новое качество результата связывается со сменой производительного процесса и новым качеством необходимых для его производства ресурсов. Поэтому новые качественные характеристики, определяющие ценность результата для потребителя, но не связанные с новым процессом производства или новыми требованиями к ресурсам, не получают должного внимания. Если, например, продукт характеризуется двумя качественными уровнями, но оба они обеспечиваются одинаковыми затратами, «объем» результата того и другого качественного уровня не отразится на выведенных обычным методом показателях производительности.

Расширение объема услуг  за счет качества нельзя рассматривать  как повышение производительности в широком смысле слова. А сокращение объема с целью повышения качества при тех же ресурсах не обязательно  означает падение производительности. При оценке производительности значительно отличающиеся по качеству результаты следует рассматривать как разные.

2.3.

Индексы производительности.

Производительность в  рамках одного вида деятельности в  разные моменты времени можно  сравнивать, сопоставляя значения соответствующих  показателей.

Если нужно обобщить производительность по многим видам деятельности и проследить за изменением показателей на протяжении некоторого времени, задача усложняется. В этом случае можно применить  метод построения индексов производительности.

Индексы производительности для частного сектора- по экономике в целом, по секторам, по отдельным отраслям- подсчитываются и публикуются уже многие годы. Эти данные отражают ежегодные тенденции производительности частного сектора и дают представление не столько об абсолютном уровне, сколько о происходящих изменениях. Можно привести множество определений индексов производительности, но мы будем пользоваться тем же общим понятие, с помощью которого экономисты рассчитывают индексы частного сектора. Индексы производительности отражают изменение соотношения между количественной характеристикой результата и количественной характеристикой затраченных на его получение ресурсов.

2.4.

Пакетный анализ данных.

В последнее время популярность у аналитиков завоевал метод, названный  пакетным анализом данных (ПАД), главная  цель которого- определить с помощью сложного математического программирования самые эффективные из ряда организаций, оказывающих однотипные услуги, но отличающихся по затратам, объему продукции и другим характеристикам. На самом деле метод позволяет найти организацию, которую не превосходит не одна другая. Можно также получить значение изменения показателя деятельности организации, необходимого для достижения уровня организации, действующих более эффективно, чем данная. Так, ПАД позволяет ранжировать организации, используя множество характеристик результатов и затрат ресурсов, например, по относительной эффективности, измеряемой на основе данных об объемах и единицах измерения получаемого каждой организацией результата. Этот метод, как и индексы производительности, служит главным образом для сопоставлений.

ПАД связан со сложными техническими математическими процедурами, поэтому неспециалисту трудно истолковать значение происходящего.

Информация о производительности служит двум основным целям. Первая- учет и отчетность. Полученные данные позволяют руководителям, должностным лицам, обществу в целом держать под контролем работников среднего и нижнего уровней, ответственных за эффективность, а если результаты работы включены в оценку производительности, то  и последствия того, как они используют общественные средства. Если производительность оценивается в динамике, пользователь информации может следить за улучшением и ухудшением положения дел в сфере услуг и их текущим состоянием. Здесь мы рассмотрим и показатели технической эффективности, и данные об экономической эффективности и качестве услуг.

Вторая (пожалуй, самая важная) цель- помочь менеджменту совершенствовать программы и услуги. Оценив уровень производительности по конкретному виду деятельности, отметив тенденцию к росту или падению, менеджер поймет, на что в первую очередь надо обратить внимание и как действовать, а затем те же оценки покажут, улучшаются ли результаты благодаря выбранным мерам. Необходимость отчитываться за производительность служит и для мотивации менеджеров, особенно если контрольные показатели задаются в начале года и на всем его протяжении с ними сверяются конкретные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Производительность труда- это сложная экономическая категория, характеризующаяся эффективностью трудовых затрат человека в сфере материального производства и представляющая собой способность конкретного труда производить в единицу времени определенное количество потребительских стоимостей.

Различают производительность индивидуального живого труда и  производительность общественного совокупного труда (определяется с учетом затрат рабочего времени на производство продукции; полных затрат- затраты живого труда работника и прошлого труда, овеществленного в сырье, материалах, топливе, орудиях труда, используемого для производства данного продукта).

Выработка (производительность)- количество продукции или объем  выполненных работ, приходящийся на одного работника в единицу времени.

Различают три метода определения  производительности труда:

  • Натуральный метод. Наиболее простой и достоверный. Продукция, учтенная в натуральных единицах, относится к отработанному времени в человекочасах, человекоднях.
  • Стоимостный метод. Выработка определяется путем деления объема продукции (в стоимостном выражении) на среднесписочную численность промышленно- производственного персонала.

Удобен для сравнения. Объем продукции может быть отнесен к валовой, товарной продукции.

  • Трудовой метод. В основе лежит показатель трудоемкости.

Трудоемкость различается  по характеру и направлению затрат. Применяется для расчета показателей  внутри подразделения.

Трудоемкость бывает следующих  видов: технологическая, поризводственная, вспомогательная, полная, управленческая, общая.

 

 

 


Информация о работе Оценка эффективности и производительности труда на предприятии