Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота. В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Содержание

Введение
1. Роль розничного товарооборота в экономике страны:
1.1. Понятие и значение розничного товарооборота в экономике страны
1.2. Сущность и роль розничной торговли в рыночной экономике
1.3. Экономическое содержание оборота розничной торговли
2. Анализ показателей розничного предприятия:
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом»
2.2. Анализ показателей розничного товарооборота
3. Показатели плана розничного товарооборота:
3.1. Факторы, формирующие объём и структуру оборота розничной торговли
3.2. Организация коммерческой работы на розничном предприятии и мерчендайзинг
3.3. Резервы роста оборота розничной торговли
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях.).doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ показателей  розничного предприятия

2.1. Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности предприятия торговли

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский торговый дом»  зарегистрировано Администрацией ЗАТО г.Железногорска Красноярского края в сентябре 2004 года, функционирует в соответствии с Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уставом общества. Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке России, печать, штамп, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. Общество вправе от своего имени вступать в гражданско-правовые отношения, быть истцом и ответчиком в суде. Общество может создавать дочерние общества, филиалы и представительства. Учредителем общества является физическое лицо.                                                                                                                   Целями создания общества являются:                                                                                               - участие в насыщении местного рынка товарами, работами, услугами;                                                       - создание дополнительных рабочих мест;                                                                                                    - получение прибыли от хозяйственной деятельности в интересах учредителя.                Предметом деятельности общества являются:                                                                                          - розничная и оптовая торговля промышленными товарами, непродовольственными товарами, продуктами питания;                                                                                                          - производство и реализация товаров народного потребления;                                                       - осуществление маркетинговой, посреднической и консультационной деятельности;                      - оптовая и розничная торговля, коммерческая деятельность, экспорт и импорт товаров и услуг;                                                                                                                                                            - оказание бытовых услуг населению, предприятиям и организациям;                                                      - торгово-закупочная деятельность, лизинговые и бартерные операции;                                                 - благотворительная деятельность.                                                                                            Имущество общества составляют Уставный капитал, ценные бумаги, основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Уставный капитал Общества составляется из стоимости вклада его Учредителя. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала составляет –  (шестьдесят тысяч) рублей. Доля учредителя общества составляет 100%. ООО «Сибирский торговый дом» имеет один магазин, работающий с9 ч. до 20 ч., без перерыва на обед, без выходных,  общей площадью –315 кв.метров и торговой площадью 235 кв.метра.                     По организационно-правовой форме торговое предприятие является частным предприятием, основанным на личной собственности физического лица с правом найма рабочей силы, что вытекает из устава предприятия. Высшим органом управления является учредитель (собрание участников). Общее собрание участников общества может быть очередным и внеочередным. Собрание состоит из учредителей или их представителей. В обществе создается исполнительный орган в лице генерального директора, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества. Директор избирается общим собранием участников общества на пять лет. Директор может быть избран также и не из числа участников общества. Директор решает все вопросы деятельности общества, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию собрания участников. Директор подотчетен собранию участников и организует выполнение его решения. Директор общества:                                               - без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;                                                                                                                                       - выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;                                                                                                     - издает приказы о назначении на должность работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;                                                           - осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, и коллегиального исполнительного органа общества.                        Деятельность общества прекращается по решению учредителя или по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Прекращение деятельности общества происходит путем его ликвидации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Сам процесс ликвидации происходит соответствуя законодательству РФ. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли Общества. Прибыль Общества после уплаты предусмотренных законодательством налогов остается в распоряжении Общества и направляется на развитие и расширение своей деятельности. Часть прибыли выплачивается его Учредителю. Система управления торговой организацией -  организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работники могли наиболее эффективно добиваться поставленных перед ними целей. Разработка конкретной организационной структуры предполагает создание сети, по которой проходят управленческие решения, осуществляется информационная связь различных уровней управления и контроль за выполнением решений. Предприятие торговли, как объект управления в системе менеджмента имеет линейную организационную структуру, т.е. горизонтальное разделение труда. На основании должностных инструкций ООО «Сибирский торговый дом» рассмотрим полномочия и обязанности отдельных работников.                                                                                                                             Директор торгового предприятия самостоятельно принимает решения, осуществляет и контролирует всю коммерческую деятельность предприятия, принимает на работу персонал и заключает с ними трудовые договора, директор обязан обеспечить выполнение всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками, заказчиками, банкам, заключает договора на поставку товара, контролирует выполнение поставок и т.д. В его подчинении находятся: главный бухгалтер, товаровед, старший продавец, грузчик, продавцы – кассиры и уборщик. Представителями бухгалтерии на данном предприятии является главный бухгалтер, который осуществляет ведение учета и отчетности, контролирует соблюдение финансовой дисциплины, обеспечивает строгое соблюдение кассовой дисциплины и надлежащий порядок хранения документов. В обязанности кассира-контролера входит ответственность за соблюдение кассовой дисциплины, хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей предприятия. Товаровед контролирует пополняемость ассортимента магазина и исполняет обязанности заведующего складом. Так же как и продавцы осуществляет прием, отпуск и хранение  вверенных им товарно-материальных ценностей. Грузчик, уборщик помещений находится в распоряжении директора магазина и выполняет свойственные ему функции по распоряжению директора.   Структура организации включает в себя средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между компонентами организации, а также координируются действия этих компонентов. При неудачном структурном устройстве организации трудно достигать цели, организация может стать менее результативной и производительной. Под проблемами структурного характера часто понимают подбор личного состава. В организации всегда есть проблемы т.к. работают в ней люди. Подводя итоги можно отметить, что, в общем, в организации наблюдается эффективная структура управления, но существует ряд недостатков связанных со спецификой торгового предприятия, которые притормаживают процесс развития. Таким образом, организационная структура представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура организации включает в себя средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между компонентами организации, а также координируются действия этих компонентов. Явно, что любая организация должна быть структурирована, а в противном случае это «толпа (группа) индивидуумов». При неудачном структурном устройстве организации трудно достигать цели, организация может стать менее результативной и производительной. Постоянное самообразование в области менеджмента и использование в работе принципов демократического управления поможет избавить структуру от нечеткости, неясности распоряжений, отдаваемых подчиненным, а также избежать несогласованности в действиях исполнителей.

         

Таблица 1

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия ООО " Сибирский торговый дом  " за 2006-2007г.г.

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Прошлый год 

Отчетный год

Отклонение (+; -)

Отчетный год в % к прошлому году

1

Выручка от продажи товаров без НДС

тыс.руб.

2249,3

1616,4

-632,9

71,4

2

Торговая площадь

м2

235

235

-

 

3

Выручка от реализации              на 1 м2 торговой площади

тыс.руб/м2

9,5

6,8

-2,6

71,6

4

Численность работников всего

чел.

15

13

-2

86,7

в т.ч. работников ТОП

чел.

9

7

-2

77,8

5

Производительность труда                 1-го работника

тыс.руб./чел.

149,9

124,3

-25,6

82,9

6

Производительность труда                  1-го работника ТОП

тыс.руб./чел.

249,2

230,9

-18,3

92,6

7

Фонд заработной платы

-

-

-

-

-

Сумма

тыс.руб.

271,1

272,1

+1,0

100,3

уровень фонда заработной платы

%

12,0

16,8

+4,8

-

8

Среднемесячная заработная плата 1-го работника

тыс.руб.

18,1

20,9

+2,8

115,5

9

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс.руб.

125,0

111,5

-12,5

89,2

10

Фондоотдача

тыс.руб.на           1 руб ОФ

17,9

14,5

-3,4

81,0

11

Фондовооруженность

тыс.руб./чел.

8,3

8,6

+0,3

103,6

12

Фондорентабельность

тыс.руб./           1 руб ОФ

1,4

0,7

-0,6

50,0

13

Среднегодовая стоимость оборотных  средств

тыс.руб.

92,5

129,0

+36,5

139,4

14

Время обращения оборотных средств

Дни

15

29

14

193,3

15

Коэффициент участия оборотных  средств в обороте

тыс.руб./           1 руб ОС

24,3

12,5

-11,8

51,4

16

Коэффициент эффективности оборотных  средств 

тыс.руб./на           1 руб ОС

1,9

0,6

-1,3

31,6

17

Себестоимость проданных товаров

тыс.руб.

1819,5

1379,5

-440

75,8

18

Валовая прибыль

         

Сумма

тыс.руб.

429,8

236,9

-192,9

55,1

уровень валовой прибыли

%

19,1

14,6

-4,5

-

19

Издержки обращения

 

-

     

Сумма

тыс.руб.

255,8

156,9

-98,9

61,3

уровень издержек обращения

%

11,4

9,7

-1,7

-

20

Прибыль (убыток) от продаж

         

Сумма

тыс.руб.

174,0

79,9

-94,1

45,9

рентабельность продаж

%

7,7

4,9

-2,7

-

21

Операционные доходы

тыс.руб.

-

-

-

-

22

Операционные расходы

тыс.руб.

-

-

-

-

23

Внереализационные доходы

тыс.руб.

-

-

-

-

24

Внереализационные расходы

тыс.руб.

-

-

-

-

25

Прибыль (убыток) до налогообложения

         

Сумма

тыс.руб.

159,4

64,6

94,8

40,5

рентабельность от налогообложения

%

7,1

4,0

-3,1

-

26

Налог на прибыль и другие аналогичные  обязательные платежи

тыс.руб.

38,2

15,5

-22,7

40,6

27

Прибыль (убыток) от обычного вида деятельности

         

Сумма

тыс.руб.

121,1

49,1

-72

40,5

рентабельность от обычного вида деятельности

%

5,4

3,0

-2,3

-

28

Чрезвычайные доходы

тыс.руб.

-

-

-

-

29

Чрезвычайные расходы

тыс.руб.

-

-

-

-

30

Нераспределенная (чистая) прибыль (убыток) отчетного года

         

Сумма

тыс.руб.

121,1

49,1

-72,0

40,5

рентабельность конечной деятельности

%

5,3

3,0

-2,3

-


Анализируя основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Сибирский торговый дом» за 2006-2007г.г. (Табл.1) можно констатировать факт понижения величины выручки от продажи товаров на сумму 632,9 тыс.руб. в отчетном 2007 году, соответственно выручка от реализации товаров на 1 м.кв. торговой площади уменьшилась на 2,6 тыс.руб. Поскольку численность работников торгового предприятия, в том числе и торгово-оперативного персонала, изменилась в анализируемом периоде и составила 13 человек, 7 человек – работники торгово-оперативного персонала. Производительность труда 1-го работника в 2007 году составила 124,3 тыс.руб./чел против 2006 года – 149,9 тыс.руб./чел., т.е. уменьшилась на 25,6 тыс.руб./чел.(17,1%), а производительность труда 1- го работника торгово-оперативного персонала уменьшилась на 18,3 тыс.руб./чел. Фонд оплаты труда по сравнению с прошлым годом увеличился на 0,3% и составил 272,1 тыс.руб. Среднемесячная заработная плата 1-го работника в отчетном году увеличилась на 15,5% и составила 2,8 тыс.руб..                                                                                                                         Для поддержания оптимального соотношения между ростом производительности труда и средней заработной платы экономически целесообразно превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы не более чем на 20-30%. Из произведенных выше расчетов видно, что это соотношение не поддерживается. Среднегодовая стоимость основных фондов уменьшилась на 12,5 тыс.руб. и составила 111,5 тыс.руб. С каждого рубля основных фондов получено за год товарооборота в 2006 году – 17,9 тыс.руб., в 2007 году  - 14,5 тыс.руб.. Показатель фондоотдачи имеет тенденцию к понижению, он снизился на 10,8%, что отрицательно влияет на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Техническая вооруженность труда 1-го работника торгово-оперативного персонала составляет 8,6 тыс.руб. в 2007 году и имеет незначительную тенденцию к увеличению. Коэффициент эффективного использования основных фондов снизился на 0,6 тыс.руб./на 1руб. ОФ, что отрицательно влияет на повышение производительности труда работников ООО «Сибирский торговый дом » по предприятию в целом.                                                                                                                                    Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 39,4% и составила 129,0 тыс.руб. в отчетном году, что по сравнению с прошлым годом больше на 36,5 тыс.руб. Коэффициент участия оборотных средств в обороте составил в 2006 году  -24,3 тыс.руб./на 1руб. ОС, а в 2007 - 12,5 тыс.руб./на 1руб. В связи с чем возникла потребность в них на 11,8 тыс.руб. в день, так как   время обращения оборотных средств выросло на 14 дней. Это отрицательно сказалось на физическом товарообороте и снижении прибыли. Реализованная наценка торгового предприятия ООО «Сибирский торговый дом» составила 14,6%, что по сравнению с прошлым годом уменьшило валовую прибыль на 192,9 тыс.руб.,  уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 3,0%, прибыль от продаж отчетного года  снизилась на 94,1 тыс.руб..                                                                                                                        С уменьшением товарооборота в 2007 году на 28,6% издержки обращения предприятия   торговли упали на 38,7% и составили 156,9 тыс.руб., сам по себе факт отрицательным не является.                                                                                                                                    Единый налог на вмененный доход ООО «Сибирский торговый дом» снизился в 2007 году на 22,7 тыс.руб. и чистая прибыль предприятия составила в 2006 году 121,1 тыс.руб., а в 2007 – 49,1 тыс.руб., т.е. снизилась на 59,5%. Рентабельность конечной деятельности составила 3,0% в 2007 году по сравнению с прошлым годом за анализируемый период и имеет тенденцию к снижению на 2,0%.                                                                                                   Таким образом, на хозяйственно-финансовую деятельность торгового предприятия ООО «Сибирский торговый дом» отрицательное влияние оказал снижение товарооборота на 28,6%, что повлекло за собой снижение прибыли от продаж на 94,1 тыс.руб. и уровня рентабельности в целом по предприятию на 2,0% по сравнению с прошлым годом. Предприятие находится в критической ситуации, потому что, способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность, все это на предприятии не выполняется и соответственно об устойчивом финансовом состоянии предприятия не приходится говорить.

 

 

 

 

2.2. Анализ показателей розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота  осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли. Основные задачи анализа розничного товарооборота сводятся к следующему:                                                                                                       - проверка выполнения планов товарооборота, удовлетворения спросов покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического развития торгового предприятия;                                                                                                                                                   - изучение количественного изменения и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;                                                                                                                                                         - выявление путей и возможностей роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);                                                                                                                                                          - разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.                                                                                                                  Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:                                                                                                                - изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;                          - исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и на примере отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;                                            - выполняется факторный анализ;                                                                                                               - выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли;                                                                                                            - определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.                                                                         Анализ товарооборота по общему объему.                                                                                     Первый этап предусматривает исследование выполнения плана и динамики товарооборота. Выполнение плана и динамика товарооборота изучаются во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота, зоны деятельности торгового предприятия и покупательной способности населения. Это позволит выявить результативность торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента.                  На втором этапе анализа исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. При этом необходимо сравнить фактический объем реализации на душу населения с показателями прошлых лет и плановыми данными. Это позволит оценить степень удовлетворения населения материальными благами.                                                                                                                       Третий этап анализа заключается в изучении товарооборота в сравнении с фактическими показателями за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Это позволит проанализировать изменение физического объема товарооборота, а также изменение товарооборота за счет повышения розничных цен, потерю покупателями денежных ресурсов.   Четвертый этап - исчисление среднегодового темпа увеличения товарооборота по формуле средней геометрической в действующих и сопоставимых ценах.                                                   На пятом этапе определяется прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.                                                        Анализ ритмичности и равномерности осуществления торговой деятельности. Ритмичность оценивается по периодам времени в деятельности организации (кварталам, месяцам, декадам, неделям, дням), а равномерность - в разрезе предприятий или отдельных торговых единиц. Анализ позволяет установить, насколько ритмично развивается розничная реализация и равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Целесообразно составлять графики выполнения плана по месяцам и другим периодам.                               Анализ состава и ассортиментной структуры розничного товарооборота.                                                        На первом этапе проводится анализ состава товарооборота по сравнению с планом и в динамике. В структуре розничного товарооборота выделяют следующие составляющие:                         - продажу товаров населению (реализация на наличный расчет, продажа в кредит);                              - мелкооптовый оборот;                                                                                                                                      - другие виды розничной реализации.                                                                                      Розничный товарооборот целесообразно анализировать:                                                                             - по применяемым формам торговли (самообслуживание, другие прогрессивные формы обслуживания, традиционные методы торговли);                                                                                         - месту реализации товаров (через магазины, мелкорозничную торговую сеть - палатки, ларьки, киоски).                                                                                                                                                         Анализ состава товарооборота производится в следующих показателях:                                                - абсолютных (стоимостных);                                                                                                                       - относительных (например, доля отдельных видов реализаций, в общем объеме товарооборота);                                                                                                                                                  - натуральных (по отдельным видам продукции или при продаже в кредит).                              На втором этапе изучают степень выполнения плана и динамику товарооборота по отдельным товарным группам и товарам. На третьем этапе изучают ассортимент и структуру товарооборота по кварталам и месяцам, что позволит проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года. На четвертом этапе производится проверка ассортиментного перечня товаров, правил торговли, изучение качества и культуры обслуживания покупателей.                                                   Анализ товарных запасов.                                                                                                                  На первом этапе осуществляется анализ фактических текущих товарных запасов в сопоставлении с установленными нормативами (в стоимостном выражении и днях). Поскольку нормативы товарных запасов устанавливают поквартально, то анализ проводят по каждому кварталу отдельно. Основными задачами подобного анализа являются:                                - изучение степени обеспеченности товарными запасами товарооборота и регулярности снабжения населения                                                                                                                                 - выявление причин отклонений фактических запасов товаров от установленных нормативов (завоз товаров, не пользующихся спросом, неравномерное поступление товаров, неправильное распределение товарных ресурсов).                                                                          На втором этапе производится анализ товарных запасов в разрезе отдельных товарных групп и товаров. Их обычно изучают на начало и конец квартала или года исходя из данных квартальных и годовых отчетов о продаже и остатках товаров. На третьем этапе анализируют средние размеры товарных запасов. Плановые среднегодовые товарные запасы могут определяться по следующим формулам:                                                                                                     - средней арифметической (путем суммирования нормативных товарных запасов за четыре квартала отчетного года и деление полученного итога на 4);                                                                                          - средней хронологической:                                                                                                                         Зср = (З1 : 2 + З2 +… + Зn : 2) : (n - 1), где                                                                                                   З1, З2, Зn - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;                                                              n - число дат периода.                                                                                                                            На четвертом этапе исследуют факторы, влияющие на среднегодовые товарные запасы: изменение объема товарооборота и товарооборачиваемости. С увеличением объема товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами. При ускорении оборачиваемости товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении - растут.           Анализ оборачиваемости товаров.                                                                                                                      Анализ товарооборачиваемости проводят в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных товарных групп и товаров. На изменение оборачиваемости влияют изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Также изучают влияние на ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товаров изменения объема их товарооборота и размера средних товарных запасов. Анализ проводится в сравнении с планом и в динамике, в разрезе каждого предприятия (магазина). Изучается состав товарных запасов и прежде всего наличие неходовых товаров. Анализ товарного обеспечения розничного товарооборота. Основным фактором успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. В ходе анализа изучают, каким образом товарные ресурсы повлияли на выполнение плана и динамику розничного товарооборота. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса: Р = Зн + П - В - Зк                                                                                      На выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода. Первый этап заключается в составлении и изучении товарного баланса (по розничной стоимости), в который включаются текущие товарные запасы, сезонные и досрочного завоза. При анализе особое внимание оказывают прочему выбытию товаров (товарные потери, бой, лом, уценка товаров, недостачи, а также оптовая реализация излишков завезенных товаров). Второй этап предполагает изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между розничными торговыми предприятиями и магазинами. Основным показателем эффективности является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Эф.р.), который рассчитывается по формуле: Эф.р. = Р : (Зн + П - Зк).                                   Этот показатель отражает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. Положительным моментом является увеличение Эт.р.. Кроме того, при анализе определяют обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов на один рубль товарооборота. На третьем этапе производится расчет четных показателей эффективности использования товарных ресурсов, основным из которых является доля прочего выбытия (Дв) во всем объеме товарооборота, по следующим формулам: Дв = В : (Зн + П - Зк) 100 или Дв = (В : Р) 100.                                                                                 Положительным моментов является уменьшение доли прочего выбытия товаров по сравнению с планом и в динамике.                                                                                                                           Анализ поступления товаров. Анализ поступления товаров проводится как в стоимостных, так и в натуральных показателях:                                                                                                                         - в целом по торговому предприятию (организации);                                                                                  - по товарным группам;                                                                                                                                - по источникам поступления и поставщикам;                                                                                            - в разрезе получателей товаров - торговых предприятий (магазинов).                               Сначала осуществляется оценка выполнения плана и динамики поступления товаров, которая проводится по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года. Второй этап предполагает анализ поступления в разрезе товарных групп и товаров, в ходе которого необходимо установить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос на отдельные товары. На третьем этапе, при изучении источников поступления товаров, следует установить, от каких поставщиков и в каком объеме закупаются товары в отчетном и прошлых годах, какие имеются возможности расширения их закупки в будущем. На четвертом этапе изучается частота и своевременность завоза товаров. Равномерный и частый завоз товаров сохраняет их качество и нормализует товарные запасы. Завершается анализ разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения розничного торгового предприятия и повышению эффективности использования товарных ресурсов в будущих периодах.

 

 

 

 

 

 

3. Показатели плана  розничного товарооборота 

3.1. Факторы, формирующие  объём и структуру оборота  розничной торговли

Факторы, воздействующие на цикличность  развития экономической системы, могут  быть объединены в две группы: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Один из главных экзогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало, которой положили известные экономисты Т. Мальтус и Ж. Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен. Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования. Другим серьезным экзогенным фактором, воздействующим на цикличность и кризисы, является движение кредита. В фазе процветания банки расширяют кредит, это сопровождается ростом цен и искусственным увеличением емкости рынка сбыта. У банков возникает разрыв между величиной обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, и ликвидными запасами. Чтобы устранить этот разрыв банки ограничивают кредит и повышают ставку процента. Это и вызывает кризис, который оздоровляет рынок.                                                                                              К другим внешним факторам можно отнести следующее:                                                                                                                                                                             1) личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объёмах производства и занятости;                                                                                                                                 2) инвестирование, т.е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;                                                                                                                    3) экономическую политику государства, его прямое или косвенное воздействие на производство, спрос и потребление.                                                                                                    К другим внешним экзогенным факторам относятся:                                                                           1) войны, революции и другие политические потрясения;                                                                    2) открытия крупных месторождений нефти, золота, урана;                                                                3) освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения;                                              4) колебания численности населения земного шара;                                                                             5) мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом изменить структуру общественного производства.                                                         При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности и ослабление интенсивности кризисов или спадов, должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.                             Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической связи с объемом реализации. Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем оборота розничной торговли через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью: Nзап1 + Nп = Np + Nвыб + Nзап2, (1)                                                                                                                                            где Nзапl - запасы товаров на начало периода;                                                                                        Nп - поступление товаров;                                                                                                                       Nвыб - прочее выбытие товаров;                                                                                                               Nзап2 - запасы товаров на конец периода;                                                                                                   Np - реализация товаров.                                                                                                                   Балансовая модель (1) позволяет определить любое слагаемое на основе остальных. Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем оборота розничной торговли. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации, их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно. Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом абсолютных разниц или путем балансовой увязки, т.е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами. В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя-фактора можно исчислить проще - методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора.                                    Влияние:                                                                                                                                                 - начального запаса товаров: N1зап1 - N0зап1;                                                                                                         - поступления товаров: N1п - N0п;                                                                                                               - прочего выбытия товаров: N1выб - N0выб;                                                                                              - конечного запаса товаров: N1зап2 - N0зап2;                                                                                           - общее отклонение: N1p-N0p.                                                                                                  Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем оборота розничной торговли можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные. Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на оборот. С этой целью применяется другая модель - модель зависимости оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов: Nр = Коб * Nзап, (2)                                                                                           где Np - объем оборота розничной торговли;                                                                                            Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период;                                                                                                                                                N зап - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.                                                                                                              Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, - самостоятельный раздел экономического анализа. К третьей группе факторов, влияющих на объем оборота розничной торговли, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда. Численность торговых работников - важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема оборота к среднесписочной численности персонала.                                                                                                           Факторная модель имеет вид: Nр = Ч * В, (3)                                                                                        Объем оборота розничной торговли может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней Тр, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч: Nр = M*Tp*tсм*Bч. (4)                       Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:                      - нагрузка на 1 м2 товарной площади - Н;                                                                                                   - фондоотдача основных средств - Fo.                                                                                                             Соответственно факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:                 Np=H*Птз, (5)                                                                                                                                               Nр=S*F0,                                                                                                                                                     Анализ факторных моделей оборота позволяет оценить резервы роста оборота торгового предприятия. Изучение взаимосвязи оборота и производительности труда, оборота и нагрузки на 1 м2 площади оборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа. Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на оборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:                                                                                                - ценовая эластичность спроса;                                                                                                                     - расходы на рекламу;                                                                                                                                    - расходы на сервисное обслуживание и т.д.

Информация о работе Перспективы развития розничного товарооборота и обоснование его показателей в торговле в современных условиях