Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».
Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия 5
1.1. Сущность и виды планирования на предприятии 5
1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии 10
1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции 16
2. Анализ системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности 21
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 24
2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУИ-5» 31
3. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 37
3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия 37
3.2. Оптимизация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Направление 38.03.02 Менеджмент
Профиль – Производственный менеджмент
Трапезникова Елена Валерьевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»
Научный руководитель
к.э.н., доцент
УФА 2014
Оглавление
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы работы. Задача формирования оптимального ассортимента выпускаемой продукции актуальна для предприятий в современных рыночных условиях. Современная ситуация на рынке товаров массового использования характеризуется преобладанием импорта и сильнейшей конкуренцией в большинстве рыночных сегментов, ухудшение этой ситуации связано со вступлением России в ВТО.
Из-за сильнейшей дифференциации производимых товаров в большинстве отраслей экономики, относительно высокой цены товаров, сильно ограниченной платежеспособности спроса потребителей и огромных объемов импорта возникает ситуация снижения конкурентоспособности отечественных производителей в сравнении с зарубежными поставщиками.
В таких условиях определение самой рациональной ассортиментной политики предприятия, которая представляется значительным фактором конкурентоспособности фирмы, становится главной проблемой, от правильного рассмотрения которой зависит степень успешного развития, как отдельных предприятий, так и отрасли целиком.
Следовательно, актуальность исследования проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции связана с высоким влиянием ассортиментной политики на состояние в целом и возможность успешного функционирования предприятия.
Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».
Объект исследования – ООО «МАГНУМ-5».
В качестве предмета исследования выступили экономические отношения, возникающие у предприятия по поводу планирования ассортимента выпускаемой продукции.
Методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области производственного менеджмента, экономики предприятия, стратегического управления, публикации в экономических журналах, Интернет-источники, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, положения Министерств и Ведомств.
Среди авторов, исследовавших проблемы планирования ассортимента выпускаемой продукции предприятия, можно выделить: Бухалков М.И., Грамм А., Кулинич А.И., Шемякина Т.Ю., Янковская В.В. и др.
В различных литературных источниках определение понятия «планирование» трактуется по-разному.
Предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели его деятельности - удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.
То есть важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование.
По мнению Смирновой О. «планирование на предприятии - это комплексная система взаимосвязанных планов» [20, c. 33].
При этом - Вечканов Г. считает, что «планирование на предприятии - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы» [9, c. 18].
По мнению Шинкаренко П.В. планирование можно определить, как «построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели» [24, c. 182].
Бухалков М.И. считает, что «планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей» [7, c. 163].
Ильин А.И. определяет планирование, как «средство обоснования любого дела; служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения постановленных целей» [13, c. 311].
Анализируя существующие определения можно отметить, что большинство авторов рассматривают планирование как одну из форм предвидения будущего, определение перспектив и проекции в будущее. Но есть авторы, которые рассматривают планирование как инструмент достижения эффективности деятельности предприятия посредством разработки, контроля и последующей корректировки планов.
В некоторых литературных источниках считается, что внутрифирменное планирование на предприятии базируется на 3-х основных его системах: перспективного, текущего, оперативного планирования финансовой деятельности [21, c. 74].
Перспективное планирование - состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период.
Текущее финансовое планирование состоит в разработке конкретных видов текущих планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец периода. Текущий план разрабатывается на год с разбивкой по кварталам, при этом используют следующие методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-математического моделирования. Основные виды текущих планов - план доходов и расходов по операционной деятельности (цель - определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности), план поступления и расходования денежных средств (цель - определение объемов источников формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечение постоянной платежеспособности), балансовый план (цель-формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость).
Перспективное планирование предназначено для уточнения миссии предприятия и конкретизации по содержанию и срокам достижения его стратегических планов и направлений развития и охватывает плановый период до пяти лет (среднесрочное планирование) и более пяти лет (долгосрочное планирование) [23, c. 188].
Текущее перспективное финансовое планирование осуществляется посредством детальной разработки годовых планов работы предприятия в целом и его отдельных подразделений.
Центральным звеном текущего перспективного планирования финансово-хозяйственной деятельности является годовой план предприятия, а важнейшими производными от него структурными элементами служат календарные планы (полугодовые, квартальные, месячные).
Оперативное перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности - завершающий, конечный этап процесса планирования на предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, пути и средства ее выполнения в течение каждой декады (10 дней) планового месяца, также обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия и выполняет функцию, обеспечивающую координацию и оперативно-календарное согласование с текущим планированием [6, c. 271].
Главная задача оперативного перспективного финансового планирования заключается в обеспечении равномерного, бесперебойного производства в заданных количествах, в установленные сроки и требуемого качества.
Стратегическое перспективное планирование. Оно представляет собой деятельность высшего руководства предприятия, направленную на выбор сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей и миссии предприятия, в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Применение стратегического планирования продиктовано необходимостью обязательного учета при разработке любого плана деятельности предприятия неопределенности и динамичности внешней среды.
По мнению Одинцовой Л.А. можно выделить следующие виды планирования (рисунок 1) [16, c. 139].
В качестве цели планирования можно определить составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации.
К задачам планирования следует отнести:
- определение места организации в настоящее время;
- анализ ресурсов и результатов деятельности организации;
- систематический поиск
- изучение альтернативных
Рисунок 1 - Виды планирования на предприятии
Виды планирования, выделяемые в учебнике Ильина А.И., представлены в приложении 1 [13, c. 327].
По методам планирования в современном производстве различают рыночное, индикативное и административное планирование.
Рыночное самопланирование основано на соотношении спроса, предложения и цен на товары и услуги. Если величина спроса превышает предложение товара, то увеличивается цена на товар и соответственно планируется расширение его производства и наоборот [18, c. 86].
Индикативное планирование - это государственное регулирование цен, тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и иных макроэкономических показателей.
Административное (централизованное, директивное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчинённому предприятию плановых показателей натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры и сроков выпуска, а также иных экономических нормативов.
Таким образом, планирование является важной частью работы современного предприятия и позволяет частично решить проблему непредсказуемости внешней и внутренней среды деятельности.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо осуществлять эффективную товарную политику.
Товарная политика состоит из определённых целенаправленных действий товаропроизводителя и существования у него заранее обдуманных и запланированных принципов поведения. Она должна обеспечить конкурентоспособность товаров на необходимом уровне; помочь определить товарные ниши; уделить внимание упаковке, маркировке и сервисному обслуживанию товаров [25, c. 147].
Отсутствие планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии может привести к значительным финансовым потерям.
Товарная политика организации должна осуществляться с учетом жизненного цикла товара. Переход от одной стадии жизненного цикла товара к другой происходит постепенно, в связи с этим необходимо тщательно отслеживать изменения в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить негативные тенденции и предпринять определённые действия для их возможного устранения.
В целом, тщательно продуманная товарная политика способствует развитию предприятия, оптимизации его деятельности, снижению издержек и минимизации всех возможных рисков.
Планирование производства и реализации продукции, работ, услуг на действующих предприятиях должно удовлетворять конкретные потребности покупателей (заказчиков, потребителей) и быть тесно связанным с общей стратегией развития предприятия и результатами маркетинговых исследований, а также учитывать выявленные в процессе анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия резервы повышения эффективности производства [14, c. 44].
В общих чертах планирование ассортимента выпускаемой продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции, наиболее выгодной для производственной деятельности предприятия.
Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»