Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».
Задачи работы:
- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;
- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;
- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия 5
1.1. Сущность и виды планирования на предприятии 5
1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии 10
1.3. Стратегии и методы планирования ассортимента выпускаемой продукции 16
2. Анализ системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности 21
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 24
2.3. Порядок планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУИ-5» 31
3. Разработка предложений по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 37
3.1. Выбор методов планирования ассортимента выпускаемой продукции для промышленного предприятия 37
3.2. Оптимизация методов планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5» 41
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………

Вложенные файлы: 1 файл

Trapeznikova_E_V_Kursovaya_rabota.doc

— 988.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

Направление  38.03.02 Менеджмент

Профиль – Производственный менеджмент

 

 

 

Трапезникова Елена Валерьевна

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель                                  

к.э.н., доцент                                                 Жирнов Александр Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА 2014

Оглавление

 

Приложения……………………………………………………...……………...51

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы. Задача формирования оптимального ассортимента выпускаемой продукции актуальна для предприятий в современных рыночных условиях. Современная ситуация на рынке товаров массового использования характеризуется преобладанием импорта и сильнейшей конкуренцией в большинстве рыночных сегментов, ухудшение этой ситуации связано со вступлением России в ВТО.

Из-за сильнейшей дифференциации производимых товаров в большинстве отраслей экономики, относительно высокой цены товаров, сильно ограниченной платежеспособности спроса потребителей и огромных объемов импорта возникает ситуация снижения конкурентоспособности отечественных производителей в сравнении с зарубежными поставщиками.

В таких условиях определение самой рациональной ассортиментной политики предприятия, которая представляется значительным фактором конкурентоспособности фирмы, становится главной проблемой, от правильного рассмотрения которой зависит степень успешного развития, как отдельных предприятий, так и отрасли целиком.

Следовательно, актуальность исследования проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции связана с высоким влиянием ассортиментной политики на состояние в целом и возможность успешного функционирования предприятия.

Целью курсовой работы является анализ, проблем планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия ООО «МАГНУМ-5».

Задачи работы:

- изучить теоретические основы планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии;

- проанализировать систему планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5»;

- разработать предложения по совершенствованию системы планирования ассортимента выпускаемой продукции ООО «МАГНУМ-5».

Объект исследования – ООО «МАГНУМ-5».

В качестве предмета исследования выступили экономические отношения, возникающие у предприятия по поводу планирования ассортимента выпускаемой продукции.

Методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области производственного менеджмента, экономики предприятия, стратегического управления, публикации в экономических журналах, Интернет-источники, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, положения Министерств и Ведомств.

Среди авторов, исследовавших проблемы планирования ассортимента выпускаемой продукции предприятия, можно выделить: Бухалков М.И., Грамм А., Кулинич А.И., Шемякина Т.Ю., Янковская В.В. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1 Теоретические аспекты планирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия

 

1.1. Сущность и виды планирования  на предприятии

 

В различных литературных источниках определение понятия «планирование» трактуется по-разному.

Предприятие - сложная система, эффективное управление которой возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения комплексности, сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели его деятельности - удовлетворение потребностей общества в определенных видах продукции и услуг и получение необходимой для его развития прибыли.

То есть важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование.

По мнению Смирновой О. «планирование на предприятии - это комплексная система взаимосвязанных планов» [20, c. 33].

При этом - Вечканов Г. считает, что «планирование на предприятии - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, касающихся всех отделов, подотделов и подразделений организации и определяющих, во-первых, стратегию, тактику и практику деятельности фирмы, во-вторых, прогноз развития внешнего окружения, в-третьих, цели функционирования, а также и другие системообразующие факторы» [9, c. 18].

По мнению Шинкаренко П.В. планирование можно определить, как «построение плана, способа будущих действий, определение экономического содержания и последовательных шагов, ведущих к намеченной цели» [24, c. 182].

Бухалков М.И. считает, что «планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей» [7, c. 163].

Ильин А.И. определяет планирование, как «средство обоснования любого дела; служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения постановленных целей» [13, c. 311].

Анализируя существующие определения можно отметить, что большинство авторов рассматривают планирование как одну из форм предвидения будущего, определение перспектив и проекции в будущее. Но есть авторы, которые рассматривают планирование как инструмент достижения эффективности деятельности предприятия посредством разработки, контроля и последующей корректировки планов.

В некоторых литературных источниках считается, что внутрифирменное планирование на предприятии базируется на 3-х основных его системах: перспективного, текущего, оперативного планирования финансовой деятельности [21, c. 74].

Перспективное планирование - состоит в разработке прогноза основных показателей финансовой деятельности и финансового состояния предприятия на долгосрочный период.

Текущее финансовое планирование состоит в разработке конкретных видов текущих планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец периода. Текущий план разрабатывается на год с разбивкой по кварталам, при этом используют следующие методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-математического моделирования. Основные виды текущих планов - план доходов и расходов по операционной деятельности (цель - определение суммы чистой прибыли от операционной деятельности), план поступления и расходования денежных средств (цель - определение объемов источников формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечение постоянной платежеспособности), балансовый план (цель-формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость).

Перспективное планирование предназначено для уточнения миссии предприятия и конкретизации по содержанию и срокам достижения его стратегических планов и направлений развития и охватывает плановый период до пяти лет (среднесрочное планирование) и более пяти лет (долгосрочное планирование) [23, c. 188].

Текущее перспективное финансовое планирование осуществляется посредством детальной разработки годовых планов работы предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Центральным звеном текущего перспективного планирования финансово-хозяйственной деятельности является годовой план предприятия, а важнейшими производными от него структурными элементами служат календарные планы (полугодовые, квартальные, месячные).

Оперативное перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности - завершающий, конечный этап процесса планирования на предприятии. Оно конкретизирует и детализирует производственную программу, пути и средства ее выполнения в течение каждой декады (10 дней) планового месяца, также обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия и выполняет функцию, обеспечивающую координацию и оперативно-календарное согласование с текущим планированием [6, c. 271].

Главная задача оперативного перспективного финансового планирования заключается в обеспечении равномерного, бесперебойного производства в заданных количествах, в установленные сроки и требуемого качества.

Стратегическое перспективное планирование. Оно представляет собой деятельность высшего руководства предприятия, направленную на выбор сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей и миссии предприятия, в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Применение стратегического планирования продиктовано необходимостью обязательного учета при разработке любого плана деятельности предприятия неопределенности и динамичности внешней среды.

По мнению Одинцовой Л.А. можно выделить следующие виды планирования (рисунок 1) [16, c. 139].

В качестве цели планирования можно определить составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации.

К задачам планирования следует отнести:

- определение места организации  в настоящее время;

- анализ ресурсов и результатов деятельности организации;

- систематический поиск действий  по реализации цели и задач организации;

- изучение альтернативных предложений по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.

 

Рисунок 1 - Виды планирования на предприятии

 

Виды планирования, выделяемые в учебнике Ильина А.И., представлены в приложении 1 [13, c. 327].

По методам планирования в современном производстве различают рыночное, индикативное и административное планирование.

Рыночное самопланирование основано на соотношении спроса, предложения и цен на товары и услуги. Если величина спроса превышает предложение товара, то увеличивается цена на товар и соответственно планируется расширение его производства и наоборот [18, c. 86].

Индикативное планирование - это государственное регулирование цен, тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и иных макроэкономических показателей.

Административное (централизованное, директивное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчинённому предприятию плановых показателей натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры и сроков выпуска, а также иных экономических нормативов.

Таким образом, планирование является важной частью работы современного предприятия и позволяет частично решить проблему непредсказуемости внешней и внутренней среды деятельности.

 

        1.2. Особенности планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии

 

Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо осуществлять эффективную товарную политику.

Товарная политика состоит из определённых целенаправленных действий товаропроизводителя и существования у него заранее обдуманных и запланированных принципов поведения. Она должна обеспечить конкурентоспособность товаров на необходимом уровне; помочь определить товарные ниши; уделить внимание упаковке, маркировке и сервисному обслуживанию товаров [25, c. 147].

Отсутствие планирования ассортимента выпускаемой продукции на предприятии может привести к значительным финансовым потерям.

Товарная политика организации должна осуществляться с учетом жизненного цикла товара. Переход от одной стадии жизненного цикла товара к другой происходит постепенно, в связи с этим необходимо тщательно отслеживать изменения в объемах продаж товара, чтобы своевременно уловить негативные тенденции и предпринять определённые действия для их возможного устранения.

В целом, тщательно продуманная товарная политика способствует развитию предприятия, оптимизации его деятельности, снижению издержек и минимизации всех возможных рисков.

Планирование производства и реализации продукции, работ, услуг на действующих предприятиях должно удовлетворять конкретные потребности покупателей (заказчиков, потребителей) и быть тесно связанным с общей стратегией развития предприятия и результатами маркетинговых исследований, а также учитывать выявленные в процессе анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия резервы повышения эффективности производства [14, c. 44].

В общих чертах планирование ассортимента выпускаемой продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции, наиболее выгодной для производственной деятельности предприятия.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции на примере ООО «МАГНУМ-5»