Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 04:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является планирование показателей по труду и заработной плате предприятия торговли в современных условиях и обоснования путей их улучшения.
Введение
1. Теоретические и методические основы планирования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
1.1. Сущность экономической категории «труд»: понятие, особенности, виды, классификация и значение
1.2. Заработная плата на предприятии торговли: понятия, состав, виды, показатели
1.3. Методика планирования показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия
2. Анализ динамики показателей по труду торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
2.2. Анализ динамики оборота розничной торговли, кадров торгового предприятия и производительности их труда
2.3. Анализ динамики фонда заработной платы торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
3. Планирование показателей по труду и заработной плате работников торгового предприятия ООО «ОК «Джем»
3.1. Планирование оборота розничной торговли, численности работников торгового предприятия и производительности их труда
3.2. Планирование фонда заработной платы с использованием различных методов. План по труду и заработной плате
3.3. Пути улучшения использования показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Труд, обеспечивающий смену формы стоимости (куплю-продажу товаров, ведение книг, документацию по учету и отчетности, организацию рекламы, изучение спроса и другое), является непроизводительным трудом, он не участвует в создании новой потребительной стоимости и не увеличивает ее размера, однако необходим и полезен.
Несмотря на двойственный
характер труда в торговле оба
вида труда взаимосвязаны, их трудно
отделить один от другого. По этой причине
раздельный учет производительного
и непроизводительного труда
в торговле затруднен. Тем не менее
уяснение сущности двух видов труда
помогает ориентироваться в процессах
торговли, иметь более правильное
представление о рациональности
величины затрат на обращение товаров
в сфере материального
Труд в сфере торговли имеет особенности, обусловленные спецификой деятельности в этой сфере. К числу основных особенностей следует отнести следующие [24]:
В современных условиях особенности труда дополняются [23]:
Социальное значение труда работников торговли состоит в их вкладе:
Труд и трудовые ресурсы характеризуют совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ.
Главной целью реформы трудовых отношений является создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника – работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.
Для характеристики трудовых ресурсов в торговле используется категория «кадры торговли». Кадры (персонал) – это штатный (списочный) состав торгового предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, выполняющих управленческие, производственные, хозяйственные и другие функции [24].
Основными признаками персонала предприятия торговли являются следующие [17]:
Персонал представляет собой главный ресурс каждого торгового предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность [28].
Для характеристики труда работников
торгового предприятия
Списочная численность – это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников [13].
Явочная численность включает лишь работников, явившихся на работу.
Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12).
Фонд ресурсов труда может
быть представлен в человеко-днях
или человеко-часах и
Качественная характеристика трудовых ресурсов персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производимых ими работ.
Качественные характеристики
персонала предприятия и
Основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда, следующий [16]:
Наиболее важными параметрами считаются структура численного состава по стажу, полу, уровню образования, профессиональным характеристикам.
Движение кадров предприятия торговли учитывается с помощью системы абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся: численность принятых на работу, численность выбывших с работы, общая численность движения работников (сумма принятых и выбывших), численность постоянных работников, состоящих в списочном составе весь отчетный период, и т. д.
Относительными показателями движения кадров торгового предприятия являются [13]:
где ЧУВ – численность работников, уволенных по субъективным причинам за определенный промежуток времени, чел.
От движения и стабильности кадрового состава во многом зависит уровень квалификации и опыт персонала, стабильность хозяйственных процессов. Рассматривая движение рабочей силы, следует иметь в виду, что частая смена работников сдерживает рост производительности труда. Необходимо проанализировать причины текучести кадров (состояние социального обеспечения, нарушения трудовой дисциплины, уход по собственному желанию и др.).
Особое внимание при анализе движения кадров уделяют причинам увольнения работников с предприятия. К основным причинам увольнения относят следующие: естественную убыль (вследствие смерти); коллективные и индивидуальные увольнения; перемену служебного положения (или переводы на другие должности); уход на пенсию; истечение срока контракта.
Изучив сущность, виды, особенности
труда работников торговли, а также
характеризующие его
1.2. Заработная плата на предприятии торговли: понятия, состав, виды, показатели
С переходом к рынку формируется рынок труда, субъектами которого выступают работодатели и наемные работники. В рыночной экономике есть два уровня взаимодействия работников и работодателей: один на рынке труда, другой - внутри предприятия ни поводу использования рабочей силы в процессе производства. На первом, внешнем уровне (внешнем рынке) формируется цена труда, на втором - внутрифирменном рынке труда на основе рыночной цены труди заработная плата конкретных работников.
В настоящее время нет однозначного, а тем более стандартного определения заработной платы как экономической категории. Наиболее часто употребляемые понятия заработной платы, сложившиеся на рынке труда в разные периоды времени, представлены в табл. 1.1.