Показатели эффективности использования финансовых ресурсов ЛПУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное - конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Основой для этого являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это денежные средства, находящиеся в распоряжении учреждения здравоохранения. Финансовые ресурсы выступают в двух основных видах: долгосрочные финансовые средства (в форме основных средств, или капитала, т. е. имеются в виду здания, сооружения, оборудование и т. п.) и краткосрочные финансовые средства для текущей деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения…..5
2. Финансовая деятельность ЛПУ. Показатели эффективности использования финансовых ресурсов………………………………………………….….……..12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Pokazateli_effektivnosti_ispolzovania_finansov_lpu.docx

— 87.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения…..5

2. Финансовая деятельность ЛПУ. Показатели эффективности использования финансовых ресурсов………………………………………………….….……..12

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………25

Приложения……………………………………………………………………...26

 

Введение

Финансовое обеспечение  деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является определяющим фактором финансовой стабильности, платежеспособности, а главное - конкурентоспособности оказываемых медицинских услуг. Основой для этого являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - это  денежные средства, находящиеся в  распоряжении учреждения здравоохранения. Финансовые ресурсы выступают в  двух основных видах: долгосрочные финансовые средства (в форме основных средств, или капитала, т. е. имеются в виду здания, сооружения, оборудование и  т. п.) и краткосрочные финансовые средства для текущей деятельности. Кроме того, финансовые ресурсы различают  по источникам финансирования (внутренние и внешние) и степени принадлежности (собственные и заемные).

Собственные средства - это  совокупные денежные средства, находящиеся  в хозяйственном обороте и  принадлежащие ЛПУ. К ним можно  отнести:

    • уставный капитал, отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонд накопления и фонд потребления);
    • нераспределенную прибыль (прибыль может быть связана с платной медицинской деятельностью);
    • амортизационные отчисления и т. п.

Заемные (привлеченные) средства - это денежные средства, не принадлежащие  ЛПУ, но временно находящиеся в его  распоряжении наряду с собственными. К ним можно отнести: кредиты  банков; акции; собственные долговые обязательства. На современном этапе развития существуют и иные способы привлечения недостающих финансовых средств, более выгодных, чем кредиты. Это - лизинг и факторинг.

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования. Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для лечебно-профилактических учреждений с быстрорастущим оборотом, которые не хотят брать на себя выполнение административной работы по проверке платежеспособности своих клиентов, ведению бухгалтерского учета и в отношении своих требований и заинтересованы в быстром получении денег по своим счетам.

Конкретное решение о  необходимости и размере привлекаемых финансовых средств принимается руководителями ЛПУ. При определении потребности учитываются такие моменты: цель и период, на который требуются средства; сумма необходимых денежных средств; каковы будут затраты при возвращении долгов.  После этого выбирается наиболее приемлемый вариант.

Расходы медицинского учреждения - это затраты на его содержание, осуществление основной деятельности, закупку товаров и оказание услуг  сторонними организациями. Доходы медицинского учреждения - это денежные и материальные средства, поступающие как за счет перераспределения доходов, созданных  в отраслях материального и нематериального  производства, так и за счет платной  лечебной и иной деятельности самого ЛПУ. К доходам относятся: выручка, прибыль от платных медицинских  услуг; заработная плата, дивиденды. Баланс доходов и расходов учреждения здравоохранения - это финансовый план, выражающий в денежной форме результаты хозяйственной и финансовой деятельности, платежи в бюджет и ассигнования из бюджетов государственных органов власти.

 

  1. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения

 

Финансирование здравоохранения  может быть частным и государственным.

Источниками средств для  оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают  страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного  медицинского страхования дают возможность  их владельцам получать в случае заболевания  медицинскую помощь, за которую они  либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки  могут приобретаться индивидуально  или коллективно - обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя. Наличие и условия оплаты медицинских страховок выступают в таких случаях предметом коллективного соглашения между работодателем и профсоюзной организацией и/или одним из элементов индивидуального контракта, заключаемого работодателем с каждым работником. Те, кто не имеет страховки, вынуждены в случае заболевания пользоваться медицинской помощью на условиях полной оплаты оказываемых услуг либо заниматься самолечением.

Добровольное медицинское  страхование осуществляют частные  страховые организации, действующие  на коммерческой основе. Для частной  системы финансирования здравоохранения  характерна сильная конкуренция  между страховщиками. Они предлагают различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или  их работодатели заплатили за частную  страховку. При этом страховщики  обычно дифференцируют тарифы страховых  взносов в зависимости от возраста страхующихся, а иногда и в зависимости от перенесенных ими ранее заболеваний. Таким путем осуществляется учет риска заболеваемости в цене страховки. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным. Более дорогие страховки предусматривают право застрахованного лица обращаться к любому врачу и быть госпитализированным в больницу по его собственному выбору. Другие страховки, имеющие меньшую цену, ограничивают такие возможности. Застрахованному лицу предоставляется право выбора врачей и медицинских организаций лишь из некоторого перечня, либо застрахованный прикрепляется к определенной поликлинике и больнице.

Страховые медицинские организации  аккумулируют взносы застрахованных и  из этих средств оплачивают их лечение. Разница между суммой собранных  взносов и расходами на оплату услуг врачей и медицинских организаций  и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков.

Системы государственного финансирования здравоохранения в разных странах  имеют свою специфику. Но все их многообразие можно упорядочить, выделив два  основных типа государственных систем финансирования: система обязательного  медицинского страхования и система бюджетного финансирования здравоохранения. Рассмотрим их подробнее.

Источниками финансирования медицинской  помощи населению являются страховые  взносы, которые в обязательном порядке  уплачивают определенные категории  страхователей. Страхователями работающего  населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство  обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда. В  большинстве стран, имеющих систему  обязательного медицинского страхования, взносы выплачиваются работодателями вместе с работниками, обычно примерно в равной пропорции. В России и в некоторых других странах взносы на ОМС работающих делают только работодатели.

Страхование неработающего населения  может производиться двумя способами. Один состоит в том, что вместе с работающими страхуются неработающие члены их семей, и соответственно суммы, уплачиваемые работающими или  работодателями, выступают страховыми взносами за работающих и за членов их семей. Второй способ заключается  в том, что страховые взносы за неработающее население выплачиваются  из средств государственного бюджета  или внебюджетных фондов. Например, взносы за лиц старше трудоспособного  возраста перечисляются пенсионными  фондами, а за безработных - фондами занятости.

Во многих странах предусмотрены  соплатежи пациентов за оказываемые  медицинские услуги, но доля частных  расходов в финансировании общественного  здравоохранения незначительна, а  сами соплатежи используются как  инструмент ограничения избыточного  спроса.

Страховщиками в системе ОМС  выступают специализированные страховые  организации. Во многих странах это  негосударственные некоммерческие фонды. До 90-х гг. XX в. эти фонды  осуществляли страхование населения  по производственно-территориальному принципу. Они создавались для  страхования работающих в определенных отраслях или живущих на определенных территориях. Конкуренции между  этими фондами не было. В России функции страховщиков в системе  ОМС выполняют одновременно негосударственные  коммерческие страховые организации  и государственные фонды ОМС.

Перечень видов и объемы медицинской  помощи, получение которых гарантируется  застрахованным в системе ОМС, определяются государством в национальной программе  ОМС. Эти обязательства увязываются  с размерами страховых взносов, которые обычно устанавливаются  законодательным путем. Страховщики  имеют право предлагать своим  клиентам более широкую программу ОМС и соответственно устанавливать более высокие размеры взносов.

В обязательном медицинском страховании, в отличие от добровольного, размеры  взносов не связаны напрямую с  оценкой индивидуального риска  заболеваемости и с объемом медицинской  помощи, которую застрахованный может  получить. Размеры страховых взносов  увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном  масштабе - в расчете на все категории застрахованного населения. При этом возникает проблема неравенства возможностей финансирования медицинской помощи застрахованным в разных страховых фондах. Страховщик в системе ОМС обязан страховать всех лиц, живущих на данной территории или имеющих определенную профессию независимо от их возраста и здоровья. Однако распределение лиц по риску заболеваемости неравномерно по территории страны и по сферам деятельности. Поэтому неизбежны различия в возрастной структуре и в состоянии здоровья застрахованных у разных страховщиков. Следовательно, будут существенно различаться и необходимые расходы на оказание медицинской помощи в расчете на одного застрахованного, которые должны производить страховщики.

Лишь частично остроту этой проблемы можно уменьшить с помощью  дифференциации страховых взносов  по отраслевой принадлежности работающих. Идя решения проблемы необходимо либо субсидирование государством тех  страховщиков, которые имеют более  значительную долю застрахованных с  высокими рисками заболеваний, либо перераспределение взносов между  страховщиками. В системах ОМС применяются  два альтернативных механизма решения  проблемы выравнивания финансовых условий  деятельности страховщиков.

Первый механизм: взносы на ОМС  полностью или в определенной части направляются в специальный  центральный фонд. Государство может  также предоставлять этому фонду  дополнительные субсидии. Фонд финансирует каждого страховщика в зависимости от количества застрахованных и характеристик рисков их заболеваемости. Финансирование осуществляется по подушевым нормативам, значения которых рассчитываются по единой формуле и отражают различия в возрастной структуре застрахованных и структуре их заболеваемости.

Второй механизм: ответственность  за перераспределение страховых  взносов возлагается на одну из страховых  компаний. Обычно это та, которая  страхует наибольшую долю населения. Все  остальные страховщики направляют установленную законодательством  долю собранных ими взносов на специальный счет указанной организации. Далее эти средства перераспределяются между всеми страховщиками также  в зависимости от количества и  структуры застрахованных.

В системе ОМС страховщики несут  ответственность за предоставление и оплату медицинской помощи застрахованным и обеспечивают решение этой задачи, заключая контракты с производителями  медицинских услуг: частнопрактикующими  врачами и медицинскими организациями, которые могут иметь разные формы  собственности.

Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств  государственного бюджета, формируемых  за счет общего налогообложения. В отдельных  странах в качестве источника  финансовых средств для здравоохранения  используются закрепленные налоговые  поступления.

В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают  государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую  помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими  врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных странах, где применяется  данная система, предусматриваются  также соплатежи населения за получаемые медицинские услуги. Но они невелики и необременительны для пациентов и служат целям  ограничения избыточного спроса.

Система бюджетного финансирования и  система обязательного медицинского страхования являются альтернативными  способами организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее  отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения - независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек - расходов на содержание органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления - это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.

Недостатком бюджетной системы  является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры  бюджетных ассигнований на здравоохранение  определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов. Напротив, финансирование здравоохранения  в страховой системе имеет  четко закрепленные источники и  потому в меньшей мере зависит  от политической конъюнктуры. В страховой  системе обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Размеры страховых  взносов балансируются с объемом  гарантий, включаемых в программу  ОМС.

Информация о работе Показатели эффективности использования финансовых ресурсов ЛПУ